“МОРСКИЕ ШАКАЛЫ”

В мире
№41 (651)

Остап Бендер знал 400 сравнительно честных способов отъема  денег. У сомалийских мусульман фантазия не столь богата, но и они испокон века знали, где и как поживиться - из поколения в поколение промышляли морскими набегами.
Сообщения о захватах судов приходят чуть ли не каждый день. И такое ощущение, что судовладельцы готовы чуть ли не добровольно делиться с флибустьерами своими доходами. Пираты подходят к своему “бизнесу” ответственно и даже гибко. Знают, с кого что брать. И даже готовы идти на уступки. Так, за захваченный в начале 2008 года российский буксир «Свитзер Корсаков» они получили около 700 тысяч долларов, хотя начинали торговаться с двух миллионов. Но когда Москва пригрозила прислать атомную подводную лодку, требования свои резко снизили. С иранцами тоже получился облом. На захваченном северокорейском сухогрузе, следовавшем в иранский порт Бендер-Аббас, находились контейнеры то ли с ядовитыми химикатами, то ли с отравляющими веществами. Попытка взломать их стоила жизни нескольким пиратам. 
По мнению экспертов ООН, совокупная сумма выкупа судов, захваченных сомалийскими пиратами только в нынешнем году, может составлять  от 18 до 30 миллионов долларов. Эксперты исходят из того, что до сих пор суммы выкупа не превышали 2 миллиона. Но все течет и меняется. Поэтому, скорее всего, эта сумма будет гораздо выше, учитывая тот размах, с каким они сейчас действуют. Только на прошлой неделе пираты напали сразу на четыре судна в акватории Аденского залива. Сухогрузу из Объединенных Арабских Эмиратов удалось оторваться от бандитов, которых атаковал вертолет береговой охраны. Итальянский нефтеналивной танкер и тайваньский контейнеровоз защитил американский военный корабль. А вот филиппинскому баркасу с 12 моряками на борту не повезло: он стал добычей флибустьеров. 
Пиратский промысел процветает во многих регионах мира. Условно их можно разделить на несколько зон. Одна расположена в Южной Америке и Карибском море, куда территориально входят Венесуэла, Бразилия, Колумбия, Гайана, Эквадор и Никарагуа. Другая охватывает Юго-Восточную Азию, точнее Индонезию, Таиланд и Филиппины. Третья - в Западной Африке - включает Анголу, Гану, Нигерию и Сенегал. И четвертая - опоясывает Индийский океан и Восточную Африку, вбирая в себя Бангладеш, Индию, Сомали, Танзанию и Шри-Ланку. Особенно опасен сомалийский выступ. Тут вот уже 17 лет идет гражданская война. Военно-морской флот страны превратился в пиратские корабли, которые нападают на морские коммуникации, грабя проходящие суда или захватывая их, чтобы требовать затем выкуп.
Аденский залив считается одним из наиболее опасных регионов для судоходства. Нападениям подвергаются даже суда, на которых доставляется продовольственная и гуманитарная помощь. Совет Безопасности ООН вынужден был обратиться с призывом срочно направить боевые корабли и авиацию к берегам Сомали, чтобы остановить пиратство. По оценкам сомалийского правительства, в прибрежной зоне орудует порядка 25 пиратских групп по 12-15 человек в каждой. И если в 2004 году добычей пиратов стали всего два судна, то в 2005-м уже около сорока. В прошлом году эта цифра зашкалила за шестьдесят. А теперь “морские шакалы”, как их еще называют, каждый месяц захватывают по нескольку торговых судов, нападая даже на пассажирские лайнеры.
Директор информационного центра Международного бюро по борьбе с пиратством Ноэль Чоонг считает, что каждый новый выкуп лишь усугубляет проблему, стимулируя морских разбойников. Это не кучка сброда, разбегающегося после первого выстрела. В нападениях участвуют хорошо подготовленные и оснащённые боевики, имеющие боевой опыт. Они используют быстроходные катера, оборудованные спутниковыми телефонами и навигационной аппаратурой GPS. И вооружены не только стрелковым оружием, но и переносными зенитно-ракетными комплексами. Активность бандитов заметно возросла после того, как исламисты захватили в августе порт Кисмайо - третий по величине город Сомали.
Почти все вырученные от морского разбоя деньги уходят на закупку оружия. Впрочем, оружие и боевая техника порой сами идут им в руки. В конце сентября пираты захватили украинское судно “Faina” с 33 танками “Т-72” и другим вооружением на борту, которые, по утверждению Киева, предназначались Кении. Первоначально в качестве выкупа они запросили 20 миллионов долларов. Затем подняли цену до 30 миллионов, но когда на рейде появились американские военные корабли, вновь опустили планку до 20 миллионов. Ситуация, как в той басне о лисе и винограде. И рады бы судно разгрузить, да только кто им позволит. Вот и приходится искать “приемлемую” цену, которая уже опустилась до 8 миллионов. Под артиллерийскими жерлами нервничают, однако, и пираты.
Ситуация и в самом деле пикантная. И трагикомичная. Бедная “Фаина” окружена военными кораблями. Загорающие на палубах американские и российские моряки всем своим видом показывают, что не собираются силой освобождать судно. Об этом же неустанно твердят в Белом доме и Кремле. Дескать, главная задача - не допустить, чтобы танки попали на территорию Сомали. А в промежутках и паузах - патрулирование прибрежных вод, дабы пресечь любую попытку новых захватов. Но почему-то не получается. С прибытием военных кораблей в район Африканского Рога атмосфера на морских коммуникаций не улучшилась.
Поразительно, что одной из первых на брифинге для журналистов, куда пригласили и родственников плененных моряков, выступила... уполномоченный Верховной Рады по правам человека Нина Карпачева. Она сообщила, что “Фаина” принадлежит одесскому бизнесмену и к тому же гражданину Израиля Вадиму Альперину. Сейчас она, Карпачева, срочно разыскивает его. Зачем? А затем, чтобы тоже участвовал в  переговорах с сомалийскими пиратами.
Это просто счастье, что сомалийские пираты не читают украинских газет. Иначе бы ни за что не снизили цену. Потому что та же Карпачева считает, что единственный выход - выплатить пиратам 20 миллионов. «Они не требуют выкупа, - пояснила главный украинский защитник прав человека. - Это штрафные санкции за провоз оружия, за загрязнение вод Сомали, за несанкционированный, незаконный лов рыбы и за то, что Сомали доведена до гуманитарной катастрофы». Бывший министр обороны Александр Кузьмук тоже удивил. «Это не террористы, - сказал он в одном из интервью, - это пираты, которые зарабатывают на жизнь таким способом».
Пока с пиратами пытаются договориться, жизнь идет своим чередом. Не то умер, не то убит капитан “Фаины” Владимир Колобков. Что с остальными 20 членами экипажа, никто не знает. Была б возможность, обменяли бы их на Альперина. Но исламистам не нужен одессит с двойным гражданством. Им нужны деньги.


Наверх
Elan Yerləşdir Pulsuz Elan Yerləşdir Pulsuz Elanlar Saytı Pulsuz Elan Yerləşdir