“Хезболла” и Швамбрания

В мире
№41 (651)

В последнее время в израильской прессе было опубликовано несколько материалов на одну и ту же актуальную тему: возможна ли новая война между Израилем и «Хезболлой», и если она возможна, то какой она будет. Впрочем, в том, что такой конфликт не просто вероятен, а очень вероятен, у авторов статей сомнений, практически нет, поэтому рассматриваются лишь возможные варианты ответа Израиля. И делается однозначный вывод: боевые действия будут вестись с использованием той же тактики, которая применялась во время Второй Ливанской войны, то есть предпочтение будет отдаваться применению авиации. Такое видение возможной войны получило даже наименование – «доктрина Дахии» - по названию бейрутского квартала, в котором были сосредоточены офисы руководящих органов «Хезболлы», полностью разрушенного израильской авиацией.
Не подлежит сомнению, что публикации, о которых я говорю, могут вызвать, да наверняка и вызовут, неоднозначную реакцию в мире. Те, кто симпатизирует экстремистским арабским движениям, и называют последние не террористическими, а национально-освободительными, будут обвинять Израиль не только в «непропорциональном ответе», но и в заблаговременной его подготовке.

Не знаю, как те, кто помоложе, но люди моего поколения зачитывались в детстве замечательной книжкой Льва Кассиля «Кондуит и Швамбрания», в которой, кроме всего прочего, фигурировали вымышленные страны, в том числе и упомянутая в названии книги Швамбрания, которая воевала со своими соседями на специально для того выделенной  территории, называвшейся «война», рядом с которой был оборудован «плен». Примерно так же предлагается вести войну Израилю.
Вот боевики «Хезболлы» проникают на не имеющую отношения к этой организации границу между Ливаном и Израилем, взрывают патрульный автомобиль израильской армии и похищают двух солдат. Они отводят их в «плен» и ожидают от Израиля «пропорциональных» действий. Что они ожидают? Да что угодно – рейды израильских коммандос с целью поиска пропавших солдат, переговоры об обмене. Но никак не то, что предпринял Израиль. Вместо того чтобы принять предложенную «Хезболлой» игру в «войнушку», Израиль начинает полномасштабные боевые действия. Это непропорционально, заявил после окончания войны лидер «Хезболлы». Насралла. Если бы он знал, чем все кончится, он не предпринял бы похищения солдат, сказал он.
Такова же была и реакция мирового сообщества. Да что тут говорить, она всегда такова, эта реакция. Лишь действия арабских армий и боевиков «национально-освободительных движений» имеют в глазах этого сообщества легитимность. Как только в дело вступает армия Израиля, мир начинает говорить об агрессии, вспоминает о мирных жителях, причем только об арабских мирных жителях и конечно же о непропорциональных действиях.
Давайте вспомним войну. Так когда-то в СССР называли войну с нацистами – просто «война». В той войне не говорилось о пропорциональности. Несмотря на то, что с годами изменилось отношение к личности Сталина, равно как и к возглавлявшейся им партии, руководившей страной, тот факт, что именно советская армия перемолола основную часть гитлеровских войск, не подвергается сомнению до сих пор. Несмотря на то, что жители освобожденных от нацизма стран, в том числе и части Германии, попали в новую зависимость, теперь уже от коммунизма, несмотря на все это, до сих пор не подвергается сомнению справедливый характер военных операций на территории нацистской Германии. Если бы войска СССР да и армии других стран-победительниц выполняли рекомендации современных «миротворцев», на сегодняшний день в мире вполне могла бы быть совершенно другая ситуация. Уничтожить инфраструктуру воюющего государства невозможно, нанося лишь точечные удары. Правительственные и государственные учреждения, коммуникационные объекты, заводы и фабрики, пути сообщения – все это находится в гуще городской застройки, и их разрушение несет за собой жертвы среди населения. И всегда ли это население «мирное»? Как правило, тоталитарное государство вовлекает в свое функционирование подавляющую часть граждан, которые, даже не имея в своих руках оружия, имеют с государством общие цели и задачи. Насколько мирным является это население?
Помилуйте, возразят мне, но ведь в Ливане Израиль воевал не с Ливаном, а с «Хезболлой»! Нет, это уж вы помилуйте, возражу я. «Хеболла» контролирует и до войны контролировала весьма значительные территории Ливана. Сторонники этой организации и до войны занимали в правительственных структурах влиятельные посты, а с недавних пор даже входят в состав правительства. «Хезболла» имеет в Ливане средства коммуникаций, сравнимые по мощности и влиянию с правительственными, а иногда и превосходящие последние. Боевые позиции «Хезболлы», включая и ракетные позиции, с которых велся обстрел территории Израиля, находились, да и теперь находятся, в районах плотной жилой застройки. Вы можете отделить «комбатанта», то есть лицо, которое, согласно международным законам о войне, не является противником и защищено от действий противной стороны, от «некомбатанта»? Я уж не говорю о том, что боевые структуры «Хезболлы» превосходят по своим возможностям подразделения регулярной ливанской армии, о чем говорит опыт кровавых столкновений, которые то и дело происходят в этой стране. А теперь скажите мне, являются ли боевики «Хезболлы» гражданами Ливана. И после этого давайте рассуждать о том, с кем вел Израиль войну, Вторую Ливанскую войну.
Израиль вел войну с Ливаном. С государством, которое, не будучи в состоянии взять на себя ответственность за противостояние с Израилем, попыталось вести эту борьбу другими руками. Руками организации которая, будто бы не имеет отношения к государству. Руками, будто бы, неких «милиционных формирований». Это, по замыслу «Хезболлы», курирующей Ливан, должно было отвести правительство этой страны от ответственности за деятельность террористов. Что и произошло. Мировое сообщество, клюнув на крючок, на который оно хотело клюнуть, объявило Израиль ответственным за то, во что  авантюра «Хезболлы» ввергла Ливан.
Однако Ливан получил не все, ему положенное. В одной из статей, о которых я упоминал в самом начале, генерал-майор запаса Гиора Айленд, бывший руководитель Совета по национальной безопасности Израиля, пишет, что, по его мнению, в ходе вероятной «Третьей Ливанской войны» Израиль не допустит таких ошибок, какие были допущены во Второй. Он считает, что Израиль боролся с «неправильным врагом» – с «Хезболлой», а не с государством Ливан, что Израиль уже сейчас должен дать понять правительству Ливана, что в том случае, если с его территории вновь будет навязана война, удар будет нанесен не только по «Хезболле», но и по «гражданским» инфраструктурам. Айленд считает, что «жители Бейрута не могут загорать на море в то время, когда жители Хайфы сидят в бомбоубежищах». И это полностью соответствует реалиям: страна, ведущая войну со своей территории, неважно, чьими руками она это делает, должна чувствовать ответственность за своих граждан. Современный Ближний Восток- это не «Швамбрания», в которой можно веселиться в то время, пока некие «милиционные» якобы формирования стреляют на «войне», а тех, кто попал в «плен», можно будет чуть попозже, вот только кончится купальный сезон, обменять на тела убитых врагов.
Так не должно быть. И так, надеюсь, не будет.


Наверх
Elan Yerləşdir Pulsuz Elan Yerləşdir Pulsuz Elanlar Saytı Pulsuz Elan Yerləşdir