Осенний марафон АБТ

Досуг
№46 (917)
Подпись к фото: «Буря». Просперо - Марсело Гомес, Ариэль - Даниил Симкин. На заднем плане Миранда, Сэра Лэйн. Photo Marty Sohl

В Нью-Йорке выступил Американский балетный театр. Премьерой сезона стал новый балет штатного хореографа труппы Алексея Ратманского «Буря» по одноименной пьесе Шекспира. Балет поставлен на музыку оркестровой сюиты Сибелиуса.
«Буря», последнее произведения Шекспира, является сложным произведением, поддающимся разным трактовкам. Вот цитата из предисловия к одному из изданий пьесы: «...пожалуй, ни одна пьеса Уильяма Шекспира не вызывала такой критической разноголосицы, как ...«Буря». Что она такое? Каприз воображения, прихоть фантазии великого художника, игра утомленного ума, волшебная сказочка, написанная на скорую руку для придворных празднеств, или сказочная форма — лишь условность, за которой кроются содержание богатое и серьезное, идеи и проблемы не менее, если не более, значительные, чем в предыдущем творчестве Шекспира... »


Хореограф выбрал «волшебную сказочку», не обременённую философским смыслом. Это его право. Главное в спектакле – КАК хореограф решил эту сказку. 


Краткое содержание пьесы. На острове в океане живут свергнутый и изгнанный из Милана волшебник герцог Просперо и его дочь Миранда. В услужении у герцога прекрасный дух воздуха Ариэль и безобразное злобное чудовище Калибан.  У берегов острова в бурю терпит кораблекрушение флот, на котором плывут неаполитанский король с сыном Фердинандом, и узурпатор, захвативший престол Просперо в Милане. Все действующие лица оказываются на острове. Миранда и Фердинанд встречаются и влюбляются друг в друга. В конце пьесы Просперо прощает своих обидчиков, свадьба Миранды и Фердинанда решена. Просперо отпускает Ариэля на свободу и все уплывают в Неаполь, оставляя на острове одного Калибана.


Ратманский поставил одноактный драмбалет (так можно определить жанр этого спектакля), что само по себе очень интересное явление, потому что жанр этот одно время был как-то забыт. Драматический, сюжетный балет – это не только танцы, выражающие  музыку, но и театральный спектакль, в котором хореограф должен быть еще и режиссёром. Но Ратманский, как и многие современные хореографы, не владеет искусством режиссуры. Балет распался на ряд отдельных картин, которые не объединены ни хореографической стилистикой, ни общей идеей. В целом балет – наскоро пересказанный сюжет, где сказочность присутствует только в экзотических костюмах (художник Санто Локасто), но не в духе и атмосфере самого балета.


Просперо танцует от случая к случаю (Марсело Гомес, конечно, выглядит значительным персонажем, но только в силу своей индивидуальности). Ариэлю (в исполнении Даниила Симкина) Ратманский поставил ряд прыжков – чтобы показать, что Ариэль – дух воздуха, но не создал пластику этого волшебного существа. Эти прыжковые вариации Ариэля смотрятся как вставные номера. Миранда лишена поэтичности (этому способствует и неудачный выбор исполнительницы Сэры Лэйн, довольно бесцветной, прозаичной танцовщицы на роли инженю). Принц Фердинанд – обычный балетный кавалер, тоже лишенный индивидуальности.


Сохранив всех действующих лиц, злодеев и благородных вельмож, хореограф очень усложнил пантомимные сцены, хотя сами по себе пантомимы балетному спектаклю не вредят. Естественно, когда Просперо вызывает бурю в океане, танцуют подводные девы со своими подводными кавалерами. Словом, «все есть, коли нет обмана...». Единственный  яркий характер, созданный средствами пластики и танца – это Калибан, чему способствует прекрасный исполнитель – Херман Корнеджо. И все это тем более обидно, что Ратманскому в других спектаклях удавалось создавать и общую атмосферу, и хореографические характеристики героев. 


После многолетнего перерыва театр вновь показал балет Стэнтона Уэлша (Уэлча) «Ясность» (Clear) на музыку из различных произведений И. С.Баха. Балет производит большое впечатление – это гимн мужскому танцу, составленный из комбинаций прыжков и верчений, прекрасными сольными вариациями. Oбщий ансамблевый танец темпераментный, порой даже дикий. 


Женщина появляется в этом мужском ансамбле постепенно, все чаще и чаще. В конце концов, она выбирает одного из них, балет заканчивается замечательным дуэтом, я бы сказала – усмирением дикой энергии мужчины, нежным объятием влюбленных.


Сам хореограф объяснял свой замысел тем, что женщина вносит ЯСНОСТЬ в компанию семи мужчин  в этом балете. Она олицетворяет самое важное в жизни людей, нечто общее для всех – любовь  и семью. 


АБТ сегодня  обладает прекрасным мужским ансамблем, из которого двое или трое, возможно, станут премьерами. Но наиболее выразительным было выступление Марсело Гомеса.


Театр вновь показал «Шопениану» (“Les Sylphides”) Михаила Фокина на музыку Фредерика Шопена. В АБТ возобновили редакцию Фокина, которую он создал для Мариинского театра в 1909 году (декорации Александра Бенуа). 


Надо отметить, что в целом труппа танцует «Шопениану» очень достойно, но выделить среди исполнительниц надо прежде всего Веронику Парт. Она танцевала «Прилюд», филигранно воспроизводя стиль хореографии. В ее исполнении было столько таинственности и красоты, что, можно сказать, именно Парт больше других передавала волшебную поэтичность Фокинского балета.


Среди  других выступлений в программах, которые я видела, надо отметить Полину Семионову и Кори Стернса в «Теме с вариациями» Д. Баланчина на музыку П. Чайковского. В этом балете Семионова танцевала как истинная балерина императорского театра.


Некоторые постановки, показанные во время осеннего сезона, войдут в репертуар летних выступлений АБТ.

comments (Total: 1)

хорошо иметь штатного хореографа труппы.

edit_comment

your_name: subject: comment: *

Наверх
Elan Yerləşdir Pulsuz Elan Yerləşdir Pulsuz Elanlar Saytı Pulsuz Elan Yerləşdir