Наказание долгом

История далекая и близкая
№40 (650)

Концепция финансового долга возникла, вероятно, в первые дни существования человеческой цивилизации. С тех пор кредиторы всегда находили не только новые способы одалживания денег, но и новые способы их изъятия у неудачливого должника.

В четвертом тысячелетии до н.э. в Месопотамии должники, которые вовремя не вернули кредиторам деньги или товары (в том числе продовольствие), поступали в услужение к заимодавцам. Их могли использовать практически на любых - в том числе и наиболее опасных - работах. Отработка долга могла продолжаться длительное время и даже пожизненно. Однако должников-рабов запрещалось перепродавать иным владельцам.
В Древней Индии должников наказывали более оригинально: заимодавец мог заколотить дверь дома человека, который не возвращал ему занятого. Эта процедура была призвана наказать должника с помощью общественного мнения и принудить его  к возвращению долга. Если кредитор умирал, не дождавшись возврата долга, возмущенные соседи могли избить должника и даже забить его до смерти.
В некоторых полисах Древней Греции существовало правило, согласно которому хронический должник мог лишиться прав гражданства. Гражданство могло быть возвращено ему в случае, если он возвращал долги. Обычно если глава семьи не был в состоянии выплатить долг, то и он, и все его чада и домочадцы могли стать рабами заимодавца. Многие полисы лимитировали срок долгового рабства - обычно на пять лет, хотя зачастую рабство становилось пожизненным. Кроме того, подобные рабы пользовались определенными льготами (в отличие от обычных рабов).
Древнеримский историк Полибий указывает, что у племен нумидийцев, населявших Северную Африку примерно 1.5 тыс. лет назад, существовала коллективная ответственность за должника. Если кто-либо из членов племени не возвращал долг, это расценивалось его соплеменниками как акт бесчестья, который позорил все племя. В этом случае племя могло изгнать должника, объявить незаконными все его семейные связи и лишить его защиты.
В Древнем Риме типовой текст кредитного договора содержал положение, согласно которому кредитор имел право разрезать неаккуратного должника на куски. Неизвестно, выполнялось ли это положение на практике - этот сюжет впоследствии обыграл Уильям Шекспир в пьесе “Венецианский купец”\The Merchant of Venice. Де-факто известно множество случаев, когда свободные граждане, неспособные отдать долг, погашали его, отдавая в рабство собственных детей либо себя.
Монотеистические религии - иудаизм, ислам и христианство - в той или иной форме ограничивали практику выдачи кредитов. В Книге Притчей Соломоновых (Ветхий завет) есть следующая фраза: “Богатый властвует над бедным, и должник делается рабом заимодавца”. Согласно канонам иудаизма, зафиксированным в Торе, каждый 50-й год долги между евреями обнулялись, а долговые рабы получали свободу. Ислам по сей день запрещает взимать ссудный процент.
Долговое рабство в различных формах существовало в различных культурах и продолжает существовать по сей день. На Американском континенте оно известно под названием “пеонаж”. К примеру, в Перу XIX века - начала XX века должник-крестьянин (пеон) должен был работать на кредитора (как правило, землевладельца) как минимум три дня в неделю, получая за это символическую плату. Он не имел права покидать свою деревню без особого разрешения.
Всемирная организация труда\World Labor Organization указывает, что долговое рабство продолжает существовать в Индии, Пакистане, Китае, многих государствах Африки и Латинской Америки. К примеру, в Нигере подобная практика была признана незаконной лишь в 2003 году - к тому времени до 8% населения страны находилось в долговом рабстве, причем во многих случаях внуки и правнуки продолжали отрабатывать долги, сделанные их дедами и прадедами. В Индии до 40 млн. человек находятся в такого рода зависимости.
В XIX веке многие европейцы были не в состоянии оплатить свой переезд в США. Они брали деньги в долг и обязывались отработать полученную сумму. В США схожая практика существовала в сельском хозяйстве: мелкие землевладельцы погашали долг, передавая кредитору часть выращенного ими урожая.
Достаточно часто неудачливые должники отправлялись в тюрьму. В США эта практика была отменена на федеральном уровне лишь в 1833 году, в Британской империи - в 1869 (тем не менее неаккуратный должник мог быть приговорен к заключению на срок до шести недель).
Малоизвестно, что современный американский штат Джорджия изначально создавался в том числе с целью переселения на эти земли несостоятельных должников из английских долговых тюрем.
Хорошо известен более “мягкий” способ ухода от долгов - банкротство, то есть объявление себя неплатежеспособным. При ряде условий кредиторы вынуждены отказываться от взимания задолженностей. Место и точное время появления этого финансового механизма до сих пор является предметом споров историков. Любопытно следующее: в “Ясе” (своде законов) Чингисхана содержалось положение, согласно которому смертной казнью каралось троекратное банкротство.
Неплатежеспособными должниками были многие известные личности. Например, жизнь в долгах провели живописец Рембрандт, композиторы Моцарт и Вивальди, писатели Оскар Уайльд и Фрэнк Баум (автор знаменитой сказки “Волшебник из Страны Оз”\Wizard of Oz” - это первооснова “Волшебника Изумрудного города”). В числе должников-знаменитостей были и легендарные предприниматели - например, Милтон Херши (создатель поныне существующего кондитерского гиганта Hershey’s), Уолт Дисней (великий мультипликатор, впоследствии основавший одноименную и существующую поныне компанию), Уильям Фокс (создатель прославленной киностудии 20th Century Fox Film Corporation), Джон Хейнц (позже основал поныне существующую фирму по производству кетчупа) и пр.
Финансовые сложности были знакомы и некоторым президентам США. Так, некогда обанкротилась фирма, которой владел Гарри Трумэн - он потратил много лет, чтобы вернуть долги всем пострадавшим акционерам и кредиторам. У Авраама Линкольна по решению суда были конфискованы инструменты, которые были проданы для покрытия его долгов. После ухода из Белого дома Улисс Грант стал соучредителем банка, который впоследствии лопнул. Чтобы рассчитаться с долгами, Грант продал все свое имущество. Смерть спасла Томаса Джефферсона от позора - он был должен более $10 тыс. (колоссальная сумма в начале XIX века): после его кончины все его имущество пошло с молотка.


Наверх
Elan Yerləşdir Pulsuz Elan Yerləşdir Pulsuz Elanlar Saytı Pulsuz Elan Yerləşdir