Вирджиния: пиррова победа
Как мы и предсказывали, победу на приковавших внимание всей страны губернаторских выборах в Вирджинии одержали демократы. Их выдвиженец, бывший глава национального комитета партии, инсайдер и друг семьи Клинтонов – Терри Маколифф – одолел своего соперника, генпрокурора штата Кена Кусинелли. Эта победа над консерватором, в консервативном штата, утверждают политологи продемократического толка, означает убедительную победу над Tea Party, ведь именно «чаевники», активно поддерживали ультраконсервативного прокурора, которого «слил» истеблишмент его собственной партии.
Впрочем, тем же политологам пришлось признать, что виктория в Вирджинии далась им большим трудом и огромными, по местным меркам, деньгами. Если бы не активное голосование латиноамериканцев, поддержавших демократа,, и женщин, которым он пообещал полную легализацию абортов на поздних сроках, запрещенных в штате, неизвестно каким был бы результат этой невероятной по напряженности гонки. В итоге Маколифф опередил соперника всего на 2%.
О непредсказуемости этой гонки говорит и то, что в начале вечера, когда начали подводить результаты, Кусинелли уверенно лидировал. Я даже подумал, что ошибся в своем прогнозе, и победу одержит представитель республиканцев. Увы...
Еще за неделю до выборов преимущество демократа казалось неоспоримым. Согласно данным всех опросов, он опережал соперника на 6-8%. При том, что доноры партии ослов тратили немеренные средства на пропаганду кандидата (в результате демократы потратили на 15 миллионов долларов больше республиканцев, побив все рекорды штата по затратам на избирательную кампанию), мало кто сомневался в победе Маколиффа. Его ролики показывали на телевидении в три раза чаще.
При этом в расчетах следовало учитывать и кандидата-либертарианца Роберта Сарвиса. Сарвис, которого «чаевники» называют засланным казачком (по некоторым сведениям его донорами были компании, тесно связанные с администрацией Обамы), неминуемо должен был отнять у Кусинелли голоса консервативного избирателя. (По итогам выборов он набрал 6,3%.голосов).
Таким образом прогноз для республиканца на выборы был неутешителен. Наверное, поэтому комитет губернаторов-республиканцев на две недели до выборов отказал Кусинелли в финансировании. В его победу мало кто верил.
Но главная особенность нынешних губернаторских выборов была еще и в том, что оба кандидата не пользовались популярностью у избирателя.
Маколифф раздражал своей демагогической риторикой, хоть он и сулил златые горы процветания жителям штата, лишь бы отдали свои голоса (на самом деле ничего, кроме упоминавшихся выше абортов, реального предложить не мог). Его программа улучшения школьного образования, требующая многомиллиардных вложений, по оценке специалистов, не выдержит первого столкновения с реальностью. (Как Обамакер). В штате таких денег нет и без повышения налогов их взять негде.
Кусинелли, придерживающийся ультраконсервативной линии, испортил свою репутацию непримиримой до глупости позицией на посту генпрокурора штата. О его ляпах я упоминал в предыдущей статье. А его непримиримость в отношении прав женщины привела к тому, что лишь 32% женщин поддержали его.
«Удивительные выборы, – рассказала газете Washighton post Тереза Сантос, медсестра больницы в Ричмонде, – выбирать не из кого. Оба кандидата мне не нравятся, так что приходится, как говорят у нас на юге, выбирать из двух зол – меньшее».
Меньшим злом Сантос показался Кусинелли. Возможно, именно отношение виргинцев к своему генпрокурору и стало причиной отказа республиканского истеблишмента в финансировании кампании Кусинелли.
Единственным козырем генпрокурора была его борьбы с Обамакером. Но несколько месяцев этот козырь «не играл», и лишь за неделю перед выборами республиканцам удалось то, что не получалось на протяжении всей компании: сделать Обамакер темой выборов.
Этому посодействовал и приехавший поддержать однопартийца сенатор от Флориды Марк Рубио. Он убеждал избирателей в том, что их голосование на этих выборах должно выразить отношение жителей штата к «непродуманной реформе».
«Это первые выборы, после того как американцы лицом к лицу столкнулись с реформой президента, – убеждал Рубио, – и именно сейчас мы должны выразить свое отношение к этому безобразию».
За неделю подобная риторика сократила отставание Кусинелли до 2%. Тема оказалась настолько щекотливой для демократов, что ни Обама, ни вице-президент Джо Байден, колесившие по штату в предвыборный уикэнд, даже не упоминали об этом достижении на встречах с избирателями.
Но вырваться вперед Кусинелли не удалось.
«Если бы выборы состоялись на несколько дней позже, – огорчается Брайан Бейкер, глава консервативного политического комитета Ending Spending Action Fund, – мы бы непременно победили. Обамакер настолько токсичен, он настолько вызывает раздражение у половины избирателей (53%жителей штата выступают против), что мы просто должны были победить. И на следующих выборах, через год – это непременно произойдет».
После этой победы в Вирджинии демократам в Конгрессе и Сенате придется задуматься, а что же дальше?
А дальше выборы в обе палаты, и, боюсь, их результат законодателей-демократов не порадует. Поэтому уже сейчас демократы в обеих палатах, представляющие консервативные южные штаты, требует от президента отсрочить ввод обязательной медстраховки на год, или хотя бы отказа от штрафов за ее отсутствие.
Пока Обама и его администрация от такого послабления отказываются, но с каждым днем нажим однопартийцев будет нарастать. Ведь до выборов всего лишь год.
comments (Total: 1)