“В условиЯх оккупации дружить невозможно”
В мире
Если бы в начале 1990-х, в первые годы независимости Грузии, кто-нибудь осмелился предположить, что члена семьи Звиада Гамсахурдиа могут назвать русским шпионом, его даже не стали бы арестовывать за оскорбление, а попросту объявили сумасшедшим. Звиад Константинович через каждые два слова кричал о том, что вокруг - агенты Кремля и вот теперь именно в этом обвинен его средний сын Цотне. Он оказался в списке разыскиваемых в горячем ноябре прошлого года, когда были озвучены его телефонные разговоры с лидерами оппозиции, которых он упрекал в нерешительности. Тогда Цотне уличили во встречах с сотрудниками российской разведки, работавшими в посольстве РФ в Тбилиси. И на основе материалов, полученных в результате скрытого прослушивания и слежки, осенью 2007 года против него было возбуждено уголовное дело по двум статьям – «шпионаж» и «заговор с целью свержения законной власти».
С тех пор Цотне жил в Москве, а после грузино-российской войны вдруг решил вернуться на родину. «Я должен приехать и дать ответы на все вопросы, - сообщил он в Тбилиси младшему брату. – Прекрасно знаю, что меня ожидает, но все равно пусть они скажут, что у них есть против меня». Заботливый брат проинформировал об этом «соответствующие службы и своих друзей», и Цотне взяли прямо в аэропорту. Глава парламентского Комитета по обороне и безопасности Гиви Таргамадзе так объяснил арест: «Сын первого президента был предупрежден, что по приезде в Грузию будет арестован. В нынешней обстановке его приезд - это, самое меньшее, провокация, а остальное определят правоохранительные органы... У меня лично нет сомнений, что в то время он работал по заданию Кремля». Мать Цотне, вокруг которой сейчас сгруппировались звиадисты, и без того твердит, что памяти свергнутого экс-президента уделяется недостаточно внимания. А теперь, когда ей не разрешили встретиться с задержанным сыном, заявила: «Предатель родины не он, а сам Таргмадзе, ошибка природы (у парламентария проблемы с дикцией – В.Г.)». Она объявила, что боролась за свободу мужа, когда тот был арестован советской властью, а теперь ее борьба будет во сто крат сильнее. И вместе со своими сторонниками стала перекрывать движение на тбилисских трассах. Цотне, которому грозят 20 лет тюрьмы, виновным себя не признает. Он демонстративно покинул зал заседания суда, давшего ему 2 месяца предварительного заключения. А в самом заключении объявил голодовку. Этот арест вызвал бурную волну протестов, к международным организациям обратились даже те, кто далек от симпатий к идеалам и семье покойного экс-президента. Все расценили случившееся как начало новых репрессий против инакомыслящих, и власти были вынуждены выпустить Цотне под залог в 20 тысяч лари (около $14 тысяч). На повестке дня - масса других вопросов, рожденных августовской войной.
В парламенте отказались от идеи создать Группу друзей России, как это планировалось после возобновления авиационного и почтового сообщения, оказавшегося, увы, недолгим. Группу должен был возглавить вице-спикер законодательного органа, много лет проработавший в России врачом, но теперь заявлено: «Действия РФ мы не можем расценивать как дружественные, она является врагом Грузии, и хотя мы хотим дружить с ней, в условиях оккупации это невозможно». И ком противостояния начал нарастать. Госминистр по вопросам реинтеграции Темур Якобашвили считает, что одно из самых перспективных направлений для давления на Москву - срыв сочинской Олимпиады- 2014. «Военное давление на Россию не имеет смысла, а вот бойкот Олимпийских игр вполне возможен и уместен, - сказал он. – Игры зимние, на них вряд ли будут представлены серьезной силой Венесуэла и Куба, в основном участвуют США, Канада, Европа. И в случае объявления бойкота Олимпиада будет сорвана. Тот фокус, который СССР смог сделать в 1980 году, когда в условиях бойкота из-за вторжения в Афганистан привлек спортсменов Азии и Африки, сейчас не пройдет». Генсек ГУАМ (организации, объединившей Грузию, Украину, Азербайджан и Молдавию) Валерий Чечелашвили сообщил, что Грузия намерена отказаться от закупки товаров народного потребления в России. По его словам, небольшие экономические отношения, которые были с РФ, будут полностью замещены украинским экспортом. На медикаменты российского производства запрет уже объявлен, и батумский фармацевтический завод «Батфарма» заявил, что у него есть возможность заменить 90% их собственной продукцией. Грузинские кинотеатры отказались от демонстрации фильмов на русском языке – теперь все ленты озвучат на грузинском или снабдят соответствующими субтитрами. А копии новых фильмов будут поступать из Лондона, на английском языке. Телезрители же по-прежнему не могут смотреть те российские каналы, на которых есть информационные выпуски. Ответственность за их отключение взял на себя все тот же госминистр Якобашвили. Спутниковых «тарелок» в стране очень мало, люди в основном пользуются кабельными каналами, и это оказалось очень выгодным для ведения информационной войны. Правда, в условиях этой войны частично сняты ограничения доступа интернет-пользователей на российские сайты с доменом “ru”. Народ оказался более смекалистым, чем предполагали власти, и стал «залезать» на РУНЕТ через прокси-серверы. Но все равно официально блокированными остаются веб-страницы российских телеканалов, транслирующих новости, основных информационных агентств и министерств.
А одновременно с известиями об этих важных для жизни страны событиях грузинские СМИ обсуждают и вопросы, которые не могут не вызвать улыбку. Хотя они тоже связаны с российско-грузинскими отношениями. Все чаще подчеркивается, что настоящая фамилия министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова – Калантаров и что детство он провел в тбилисском районе Авлабар, на Араратской улице. Снова вспомнили жительницу Каспского района Веру Путину, уже давно утверждающую, что нынешний российский премьер – ее сын, а из-за плохого отношения к нему отчима ей пришлось отправить Владимира в Россию, к своим родителям. Сообщается, что из Москвы ей предлагали покинуть Грузию, а во время недавней оккупации ее села российские военные искали эту 82-летнюю женщину, но не нашли – дочь успела увезти ее. Сейчас старушка заявляет: она сожалеет, что является матерью Владимира Путина, и больше не желает быть ею, так как «сын ведет себя очень жестоко». И вообще она готова была пойти на фронт медсестрой, потому что патриотизма ей не занимать - в 1944 году она работала на оружейном заводе. А газета «The Georgian Times» нашла и у Дмитрия Медведева связи с Грузией. Правда, не родственные - в 1942-м отца, бабушку и тетю президента России эвакуировали в Гори, в тот самый город, который недавно стал мишенью российских самолетов.
Ну а на полном серьезе грузинское телевидение удивило оппозицию, политических экспертов да и вообще всех, кто имеет выход на зарубежное телевидение и в интернет. Удивило тем, как преподало речь Кондолизы Райс в вашингтонском Фонде Маршалла о российско-американских отношениях в свете событий на Кавказе. Зрители узнали лишь о той части программного выступления госсекретаря США, где речь шла о российской агрессии. Но критика руководства Грузии из сюжетов полностью исчезла. Слова «ответственность за начало войны лежит на Грузии» были самыми значительными после того, как Райс с радостью отметила, что Грузия спаслась, и выразила надежду на восстановление ее экономики и обороноспособности, отмечают политологи. Они считают, что «проявилось, кто управляет грузинскими СМИ, ибо ни один телеканал не осветил эту фразу». С ними согласна и Объединенная оппозиция: «Критика России важна, но Райс также отметила и ошибки Саакашвили, заявив, что США давно предупреждали Тбилиси о готовящейся провокации и советовали не ввязываться в войну... К сожалению, грузинские телекомпании научились передавать только те фрагменты выступлений, будь то Райс или Саркози, которые соответствуют пропаганде властей. А ведь США зафиксировали, что Грузия получит от них помощь только тогда, когда в стране будут осуществлены демократические реформы».
А на телеканале ВВС в тот же день, без всяких купюр, прозвучало высказывание другого политического деятеля – Михаила Саакашвили. Он говорил о социологическом исследовании, проведенном компанией Greenberg Quinlan Rosner, базирующейся в США. По словам президента, «пять дней назад» его рейтинг в стране составлял 76%. А рейтинг экс-спикера парламента Нино Бурджанадзе, которую он назвал «оппозиционным политиком», снизился с 38% до 30%. Не было вырезано и сообщение о том, что исследование проводилось по заказу правительства Грузии.
С тех пор Цотне жил в Москве, а после грузино-российской войны вдруг решил вернуться на родину. «Я должен приехать и дать ответы на все вопросы, - сообщил он в Тбилиси младшему брату. – Прекрасно знаю, что меня ожидает, но все равно пусть они скажут, что у них есть против меня». Заботливый брат проинформировал об этом «соответствующие службы и своих друзей», и Цотне взяли прямо в аэропорту. Глава парламентского Комитета по обороне и безопасности Гиви Таргамадзе так объяснил арест: «Сын первого президента был предупрежден, что по приезде в Грузию будет арестован. В нынешней обстановке его приезд - это, самое меньшее, провокация, а остальное определят правоохранительные органы... У меня лично нет сомнений, что в то время он работал по заданию Кремля». Мать Цотне, вокруг которой сейчас сгруппировались звиадисты, и без того твердит, что памяти свергнутого экс-президента уделяется недостаточно внимания. А теперь, когда ей не разрешили встретиться с задержанным сыном, заявила: «Предатель родины не он, а сам Таргмадзе, ошибка природы (у парламентария проблемы с дикцией – В.Г.)». Она объявила, что боролась за свободу мужа, когда тот был арестован советской властью, а теперь ее борьба будет во сто крат сильнее. И вместе со своими сторонниками стала перекрывать движение на тбилисских трассах. Цотне, которому грозят 20 лет тюрьмы, виновным себя не признает. Он демонстративно покинул зал заседания суда, давшего ему 2 месяца предварительного заключения. А в самом заключении объявил голодовку. Этот арест вызвал бурную волну протестов, к международным организациям обратились даже те, кто далек от симпатий к идеалам и семье покойного экс-президента. Все расценили случившееся как начало новых репрессий против инакомыслящих, и власти были вынуждены выпустить Цотне под залог в 20 тысяч лари (около $14 тысяч). На повестке дня - масса других вопросов, рожденных августовской войной.
В парламенте отказались от идеи создать Группу друзей России, как это планировалось после возобновления авиационного и почтового сообщения, оказавшегося, увы, недолгим. Группу должен был возглавить вице-спикер законодательного органа, много лет проработавший в России врачом, но теперь заявлено: «Действия РФ мы не можем расценивать как дружественные, она является врагом Грузии, и хотя мы хотим дружить с ней, в условиях оккупации это невозможно». И ком противостояния начал нарастать. Госминистр по вопросам реинтеграции Темур Якобашвили считает, что одно из самых перспективных направлений для давления на Москву - срыв сочинской Олимпиады- 2014. «Военное давление на Россию не имеет смысла, а вот бойкот Олимпийских игр вполне возможен и уместен, - сказал он. – Игры зимние, на них вряд ли будут представлены серьезной силой Венесуэла и Куба, в основном участвуют США, Канада, Европа. И в случае объявления бойкота Олимпиада будет сорвана. Тот фокус, который СССР смог сделать в 1980 году, когда в условиях бойкота из-за вторжения в Афганистан привлек спортсменов Азии и Африки, сейчас не пройдет». Генсек ГУАМ (организации, объединившей Грузию, Украину, Азербайджан и Молдавию) Валерий Чечелашвили сообщил, что Грузия намерена отказаться от закупки товаров народного потребления в России. По его словам, небольшие экономические отношения, которые были с РФ, будут полностью замещены украинским экспортом. На медикаменты российского производства запрет уже объявлен, и батумский фармацевтический завод «Батфарма» заявил, что у него есть возможность заменить 90% их собственной продукцией. Грузинские кинотеатры отказались от демонстрации фильмов на русском языке – теперь все ленты озвучат на грузинском или снабдят соответствующими субтитрами. А копии новых фильмов будут поступать из Лондона, на английском языке. Телезрители же по-прежнему не могут смотреть те российские каналы, на которых есть информационные выпуски. Ответственность за их отключение взял на себя все тот же госминистр Якобашвили. Спутниковых «тарелок» в стране очень мало, люди в основном пользуются кабельными каналами, и это оказалось очень выгодным для ведения информационной войны. Правда, в условиях этой войны частично сняты ограничения доступа интернет-пользователей на российские сайты с доменом “ru”. Народ оказался более смекалистым, чем предполагали власти, и стал «залезать» на РУНЕТ через прокси-серверы. Но все равно официально блокированными остаются веб-страницы российских телеканалов, транслирующих новости, основных информационных агентств и министерств.
А одновременно с известиями об этих важных для жизни страны событиях грузинские СМИ обсуждают и вопросы, которые не могут не вызвать улыбку. Хотя они тоже связаны с российско-грузинскими отношениями. Все чаще подчеркивается, что настоящая фамилия министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова – Калантаров и что детство он провел в тбилисском районе Авлабар, на Араратской улице. Снова вспомнили жительницу Каспского района Веру Путину, уже давно утверждающую, что нынешний российский премьер – ее сын, а из-за плохого отношения к нему отчима ей пришлось отправить Владимира в Россию, к своим родителям. Сообщается, что из Москвы ей предлагали покинуть Грузию, а во время недавней оккупации ее села российские военные искали эту 82-летнюю женщину, но не нашли – дочь успела увезти ее. Сейчас старушка заявляет: она сожалеет, что является матерью Владимира Путина, и больше не желает быть ею, так как «сын ведет себя очень жестоко». И вообще она готова была пойти на фронт медсестрой, потому что патриотизма ей не занимать - в 1944 году она работала на оружейном заводе. А газета «The Georgian Times» нашла и у Дмитрия Медведева связи с Грузией. Правда, не родственные - в 1942-м отца, бабушку и тетю президента России эвакуировали в Гори, в тот самый город, который недавно стал мишенью российских самолетов.
Ну а на полном серьезе грузинское телевидение удивило оппозицию, политических экспертов да и вообще всех, кто имеет выход на зарубежное телевидение и в интернет. Удивило тем, как преподало речь Кондолизы Райс в вашингтонском Фонде Маршалла о российско-американских отношениях в свете событий на Кавказе. Зрители узнали лишь о той части программного выступления госсекретаря США, где речь шла о российской агрессии. Но критика руководства Грузии из сюжетов полностью исчезла. Слова «ответственность за начало войны лежит на Грузии» были самыми значительными после того, как Райс с радостью отметила, что Грузия спаслась, и выразила надежду на восстановление ее экономики и обороноспособности, отмечают политологи. Они считают, что «проявилось, кто управляет грузинскими СМИ, ибо ни один телеканал не осветил эту фразу». С ними согласна и Объединенная оппозиция: «Критика России важна, но Райс также отметила и ошибки Саакашвили, заявив, что США давно предупреждали Тбилиси о готовящейся провокации и советовали не ввязываться в войну... К сожалению, грузинские телекомпании научились передавать только те фрагменты выступлений, будь то Райс или Саркози, которые соответствуют пропаганде властей. А ведь США зафиксировали, что Грузия получит от них помощь только тогда, когда в стране будут осуществлены демократические реформы».
А на телеканале ВВС в тот же день, без всяких купюр, прозвучало высказывание другого политического деятеля – Михаила Саакашвили. Он говорил о социологическом исследовании, проведенном компанией Greenberg Quinlan Rosner, базирующейся в США. По словам президента, «пять дней назад» его рейтинг в стране составлял 76%. А рейтинг экс-спикера парламента Нино Бурджанадзе, которую он назвал «оппозиционным политиком», снизился с 38% до 30%. Не было вырезано и сообщение о том, что исследование проводилось по заказу правительства Грузии.
comments (Total: 4)
A amerikanci prosto prishli na dobrovol'no osvobojdionnoe Rossiei (radi kopeechnoi vigodi) mesto. I prishli, skoree vsego, nadolgo.