Моя веселая коллекция
Олег ШУСТЕ
Слово “анекдот” в советские времена считалось не особенно приличным. “Крокодил” публиковал их под псевдонимом “Улыбки разных широт”. Это были неплохие анекдоты, и нередко - еврейские, подававшиеся, к примеру, как венгерские, чешские или румынские.
Мне посчастливилось в годы перестройки купить книгу, которая интригующе называлась: “Это просто смешно, или зеркало кривого королевства”. Книга имела подзаголовок: “Анекдоты. Системный анализ, синтез и классификация”. Составителем книги и автором большой вступительной аналитической статьи был Л.А.Барский. Вот до какого времени мы дожили: анекдоты не только публикуют, но и подвергают серьезному критическому анализу, классификации! Барский обращает внимание на историю и географию анекдота, говорит о “кухне” юмора, об образах, ассоциативных моделях и связях. Его рассуждения подкрепляют несколько схем и графиков, а также много примеров-анекдотов. И хотя статья носит вполне научный характер, читается она легко и весело. Да и как иначе может написать статью об анекдотах большой любитель и знаток этого жанра? Не случайно книга эта давно является библиографической редкостью.
Барский справедливо утверждает, что “анекдот не просто шутка, а точная и образная характеристика времени”. На вопрос, как возникает анекдот, он отвечает анекдотом:
“- Как возникает? Садятся и придумывают.
- Нет, сначала придумывают, потом садятся!”
* * *
Юрий Борев - профессиональный ученый, доктор филологии, академик. Борев написал уникальную историю ушедшего века: “ХХ век в преданиях и анекдотах”. Шесть книг в трех объемистых томах, оторваться от которых невозможно, повествуют о России от самого начала прошлого века и до его конца. Пожалуй, не было такого события в стране, которое не нашло бы отражения в анекдотах, байках, афоризмах и не попало в книгу Борева. А кроме анекдотов, здесь собрана масса малоизвестных или совсем неизвестных фактов из жизни страны и ее выдающихся деятелей во всех областях культуры и науки.
Борев ввел в обиход термин “интеллигентский фольклор”. Как пишет автор, в годы советской власти творческая интеллигенция далеко не все могла доверить бумаге, и поэтому она прибегла к фольклору. Это, по мнению Борева, “неподцензурный, трудноконтролируемый и гибкий способ сохранения и передачи информации”. Хочется заметить, что комментарии и рассказы самого Борева, содержащиеся в книге, не менее интересны, чем пересказанные им анекдоты.
Из книги Юрия Борева:
“Бухарин называл Сталина Чингисханом, прочитавшим Маркса”.
“Говорят, что, освободив Хрущева от всех должностей, члены политбюро стали думать, какую ему дать работу. Суслов то ли серьезно, то ли в шутку, сказал: давайте впишем ему в паспорт национальность “еврей”, и пусть устраивается сам”.
* * *
В 70-е годы прошлого века в жизни моей семьи произошло важное событие: мы купили машину. А, купив ее, стали собирать все смешное, что связано с автомобилями, - анекдоты, стихи, рассказы, карикатуры. Оказалось, что на эту тему юмористы очень любят пошутить. А уж как карикатуристы стараются, словно нет темы важнее. Это и понятно: у каждого есть машина, которая дает повод для глубоких юмористических раздумий. Можно даже обозначить несколько направлений этой веселой тематики: автомобиль и женщины, автомобиль и алкоголь, автомобиль и дети, отношения с ГАИ, аварии и ремонт и т.д. В моей коллекции более полутора тысяч автоанекдотов и автокарикатур. Несколько подборок я имел удовольствие опубликовать в крымских газетах.
По моим наблюдениям, среди “профессиональных” анекдотов автомобильные занимают почетное второе место. Первое, безусловно, принадлежит медицинским анекдотам. Особенно по душе мне пришелся следующий афоризм, очень точно характеризующий нелегкую жизнь автомобилиста:
“Ничто не дается нам так трудно и не разбивается так легко, как автомашина”.
Вот еще хороший анекдот в тему:
“В России “Запорожец” обращается к “Мерседесу”:
- Скажу тебе, как иномарка иномарке...”
* * *
Издавался в СССР журнал “Музыкальная жизнь”. Его редактировал известный композитор, профессор Московской консерватории Виктор Аронович Белый (мы его хорошо знаем, как автора знаменитой песни “Орленок”). Видимо, он был человеком, не лишенным чувства юмора. Два последних листа журнала были полностью посвящены веселым музыкальным историям, анекдотам, карикатурам. Это было ценнейшее пополнение моей коллекции. Вот два анекдота из “Музыкальной жизни”:
“- Дядя, я так благодарен вам за трубу, которую вы мне подарили.
- Тебе так понравилась труба?
- Очень! Мама платит мне доллар, чтобы я не играл днем, а папа два, чтобы я не играл вечером”.
“Композитор Ференц Легар рассказал друзьям, что дает уроки музыки своей квартирной хозяйке, а она за это кормит его бесплатными обедами.
- И она обнаруживает дарование?
- Да, особенно ей удаются пирожки”.
* * *
Книги Губермана сейчас можно купить в любом книжном магазине. А я помню, как впервые прочитал его “гарики”, перепечатанными на двух листочках, надо было или быстро переписать, или тотчас запомнить. Впечатление от гариков было неизгладимым. Потом вышел малоизвестный журнал “Столица”, который уделил Губерману сразу несколько страниц. Этот журнал мгновенно приобрел такую популярность, что его буквально смели из киосков, достать его было невозможно.
Первая книга Губермана, появившаяся у меня, - это “Гарики на каждый день”, изданные в Москве в 1992 году. Это был ценнейший подарок, привезенный мне из столицы, который я бережно храню и перечитываю. Один из любимых моих гариков звучит так:
“Нельзя не заметить, что в ходе истории,
Ведущей народы вразброд,
Евреи свое государство построили,
А русские - наоборот”.
Говоря о Губермане, не могу не вспомнить еще одного прекрасного поэта - Владимира Орлова. Дело в том, что, как и Губерман, Орлов был блестящим мастером эпиграммы. Они рождались у него как-то мгновенно, на лету, причем, он не заботился об их сохранении, многие листки с записями терялись, оседали у его друзей. Его четверостишия были всегда злободневными, остроумными, изящными.
Активно сотрудничал Орлов и с еврейской газетой “Шолэм”, многие свои эпиграммы и стихи на еврейскую тему он впервые опубликовал именно в ней. А потом составил из них одну из последних своих книжек, которую тоже назвал традиционно - “Еврейское счастье”, и довольно значительную часть тиража раздарил своим друзьям и знакомым. Приведу один стишок из этой веселой и мудрой книжки:
Дразнить иудеев нельзя никому,
Язык у них свят и нетленен, Евреи картавят слегка потому,
Что так разговаривал Ленин.