50-й штат Америки

Досуг
№38 (648)

Гавайи (Hawaii) – одно из красивейших мест на земле, рай, созданный природой и человеком для отдыха и развлечений. Нет даже нужды кому-либо рассказывать, какой там теплый климат и ласковый океан, какая пышная тропическая растительность и какие благоустроенные пляжи –  об этом знает весь мир, а в США вряд ли найдется американец, хоть раз в жизни не побывавший на Гавайях, несмотря на то, что они находятся за 4 с лишним тысячи км от западного побережья (5 часов лета от Калифорнии плюс расстояние для каждого к месту его проживания).
Гавайские (или Сэндвичевы) острова “настреляли” для нас недра земные. Именно настреляли. Это даже не метафора, если представить себе, что где-то там, в раскаленной мантии, сидит этакий мифический  стрелок и методично выпускает огненную обойму в одну и ту же точку. А над ним, как гигантское облако, медленно плывет литосферная плита, каждый выстрел сквозь нее – один вулкан на дне океана. Вулкан растет, пока не достигнет поверхности воды и не превратится в остров. Плита движется со скоростью порядка 52 км в миллион лет – стрелок стреляет. Отплывающие от горячей точки вулканы постепенно остывают. Так и образовалась цепочка длиной 2 400 км. Вода скрывает от нас гигантские размеры вулканического архипелага. А бомбардировка продолжается.
Самый молодой, последний в этой цепи остров Гавайи находится в данный исторический момент над той самой горячей точкой планеты. Он образован не одним, а пятью сросшимися вулканами, последовательно перекрывавшими друг друга, и до сих пор не завершил стадию формирования – за 20 последних лет остров расширился за счет вулканической деятельности на 2,2 кв.км. А южнее от него со дна океана уже растет следующий вулкан – Лоихи, но ему еще далеко до поверхности воды. По мере того как вулканы затухали и, разрушаясь, уходили под воду, их заселяли коралловые полипы, превращая архипелаг в коралловые атоллы.
Из 32 основных островов (всего их 132) заселены шесть наиболее крупных: Гавайи, Оаху, Мауи, Кауаи, Молокаи и Ланаи. Поскольку остров Гавайи самый большой в архипелаге, его обычно так и называют: Большой. Из пяти вулканов, его образующих, сохраняют активность два: Мауна-Лоа и Килауэа. На долю первого приходится больше половины всей территории острова. Мауна-Лоа – самый мощный вулкан на планете объемом 80 000 куб.км и высотой – от морского дна Гавайской впадины до пика...17 км (что почти в два раза выше Эвереста).
Намертво приварен к Мауна-Лоа вулкан Килауэа, самый активный в мире. Он известен тем, что его кальдера время от времени заполняется озером из расплавленной магмы, которая, переливаясь через края как сбежавшее молоко, устремляется вниз по склонам, сжигая всю растительность на своем пути. Островитяне в этих случаях попросту спасаются бегством. У вулканологов даже есть термин: гавайский тип извержений – лава (по составу своему базальтовая) спокойно изливается из кратера.
Когда огненный поток достигает океана, вода закипает, как в гигантском котле, интенсивно испаряясь, бурля и окутываясь клубами пара. От соприкосновения с ней лава взрывается и дробится до состояния мельчайшего черного песка. Именно так на вулканических островах образуются экзотические и жутковатые “черные пляжи”. Но и здесь не всегда извержения протекают спокойно (если это слово вообще применимо к извержению). В 1924-м облака пара поднялись над островом на высоту 6,5 км, а лава фонтанировала взрывообразно, выстреливая застывающими на лету сгустками-бомбами весом до 8 тонн.
Жизнь людей, обитавших на Гавайях, кипела страстями не меньше, чем недра островов. Это сейчас аборигены на потребу туристам только пляшут и поют. Да они уже и не аборигены вовсе, скорее актеры. Коренными жителями здесь считаются полинезийцы. А вот до них, т.е. до V века, хозяевами острова, если верить легендам, были менехуне – пигмеи, 2 футов ростом. Этот ночной народец, прятавшийся в лесах, был необычайно трудолюбив – строил храмы, рыбные пруды, ирригационные системы, прибрежные дамбы, дороги, каменные дома и храмы.
При своем малом росте, говорят легенды, они могли за одну ночь выложить здоровенными камнями ров, выстраиваясь километровой цепочкой от каменоломни до места строительных работ. На Гавайях по сей день сохранились следы их пребывания – около 30 каменных сооружений. В частности, Ниумальский ров-водохранилище, 300 метров в длину, выложенный крупными плитами. Ров был построен примерно в 450 году – за одну ночь.
А потом сюда добрались полинезийцы – жители далеких островов. Те первые переселенцы начали методично выживать пигмеев с их родины. Последние вынужденно ушли сначала на остров Кауаи, а потом – на Нихоа и Неккер. Как свидетельство их пребывания на этих бесплодных, скалистых клочках земли остались многочисленные каменные террасы с приподнятыми площадками и столбами, каменные орудия и каменные изваяния. В конце концов пигмеев прогнали и оттуда. Но часть “злобных карликов”, как их называли полинезийцы, прячась в лесах, все же осталась. Даже в XIX веке, когда была сделана перепись населения острова Кауаи, на нем, в деревне Лаау, проживало 65 пигмеев.
В отличие от трудяг - мальчиков с пальчиков - кровожадные, ленивые и развратные полинезийцы работать не любили. Им больше нравилось пускать кровь из себе подобных и устраивать коллективные оргии. Именно такими их нашел в 1779 году Джеймс Кук, открывший для мира гавайский рай и поплатившийся за это жизнью, пав жертвой его аборигенов.
В пантеоне полинезийских богов одним из главных был беспощадный бог войны Ку, требовавший человеческих жертвоприношений. В святилище Хохолоку сохранился огромный жертвенный камень. Другой их бог – Лоно, бог плодородия, склонял свой народ к плотским наслаждениям безо всяких ограничений. Капитан Кук, трижды приплывавший на острова и живший среди полинезийцев несколько месяцев, со свойственной ему сдержанностью писал: “Этот народ достиг высшей степени чувственности. Такого не знал ни один другой народ... Чувственности, какую даже трудно себе вообразить.”
В честь бога Лоно устраивались многочисленные праздники, главным из которых был Макаики, длившийся целых 4 месяца. Праздник выражался в спортивных состязаниях, песнях, пронизанных эротикой танцах, пирах, безудержном веселье и массовых оргиях.
Суеверные аборигены не первый раз становились жертвой своей наивности. Завоевателя Америки конкистадора Эрнана Кортеса ацтеки, как известно, приняли за Кетцалькоатля – свое верховное божество, что их и погубило; местные жители Новой Гвинеи, увидев русского путешественника Миклуху Маклая, решили, что к ним снизошел верховный бог Тамо Анут. Гавайцы тоже поначалу приняли Кука за живое воплощение бога Лоно. Но когда поняли, что ошибались, церемониться не стали. Англичанам пришлось вести с ними длительные переговоры, прежде чем те согласились выдать останки Кука по частям. Основываясь на их фрагментарности, можно было бы поверить Высоцкому. Да только съесть они его не могли по той простой причине, что не практиковали каннибализм. Скорее уж принесли несчастного мореплавателя в жертву своему богу Ку.
В конце XVIII века на Тихом океане начала энергично развиваться торговля. Вслед за Куком к гавайским берегам стали часто приставать европейские и американские торговые суда. Гавайцы никогда не были склонны к тяжелой напряженной работе, что в принципе свойственно всем изолированным от большого мира островитянам (пигмеи являли приятное исключение). С XIX века в королевство Гавайи хлынули иммигранты из разных стран, в основном азиатских. Когда правительство страны решило возделывать сахарный тростник, плантации которого уже принадлежали американским бизнесменам, рабочую силу пришлось завозить из Японии и Китая, что резко увеличило их процент в численности населения.
В 1893-м американцы свергли гавайского короля Камеамеа и объявили Гавайи своим “федеральным владением”, а в 1959 году – 50-м штатом США.
Физическое истребление и заразные болезни, завезенные европейцами и американцами на острова, привели к вымиранию местного населения. Кук определил его численность примерно в 400 000 человек. По последней переписи 1940 года, коренных гавайцев оставалось 14 000. И процесс вымирания продолжается – на тысячу гавайцев приходится лишь 18 рождений и 32 смерти. Сегодня на Гавайских островах постоянно проживает 1,1 млн. человек, из которых на долю аборигенов приходится меньше 2%. Если к некогда завезенной китайско-японской рабочей силе прибавить многочисленных туристов из Японии, с удовольствием проводящих на Гавайях свои отпуска, то станет ясно, как выглядит сегодня в национальном отношении этот “полинезийский” мир.
Столица 50-го штата США – Гонолулу, находится на среднем острове архипелага –Оаху, третьем по величине (его длина 71 км). Остров намного меньше Большого, но именно на нем сосредоточено почти 80% всего населения Гавайев, причем более половины из них живет в Гонолулу.
Создавшие Оаху два огромных вулкана – Коолау и Ваианаэ, на которых находится множество более мелких кратеров, давно уже угомонились и потухли. А это значит, что можно спокойно жить и отдыхать, не боясь, что тебя посреди ночи зальет лавой или забросает вулканическими бомбами. И тем не менее все вокруг, как театральная декорация, напоминает о былой активности острова.
Даже один из 130 его красивейших пляжей – Ханаума бэй, не что иное, как кратер вулкана. Наполовину разрушившийся и затонувший, он этакой получашей уходит под воду, создавая идеальное место для купальщиков и ныряльщиков, ограждая их от волн и ветров. Стены бухты “декорированы” бурыми натеками застывшей лавы. Дно кратера занимает коралловый риф с уникальной морской флорой и фауной. У экзотических рыб, не встречающихся больше нигде в мире, не менее экзотические – сугубо “эндемические” названия. Например, такие: Humuhumunukunukuapua или Lauwiliwili-nukunuku-oi-oi. Последнее “-oi-oi” - это, видимо, когда они гавайца или туриста от нетерпения кусают, что вполне может случиться, если, отправляясь купаться, забыть вытащить из кармана шорт припасенное угощение для шныряющих вокруг абсолютно ручных морских попрошаек. За пределами бухты-кратера появляется песок, а чтобы вы не спутали его с обычным пляжем, на нем огромные вулканические бомбы, выплюнутые когда-то одним из жерл вулканов во время извержения.
Совсем рядом с Гонолулу находится аэропорт – бетонная прямоугольная взлетно-посадочная площадка, построенная прямо на воде, и знаменитая военно-морская база США Пёрл-Харбор. Трудно было выбрать место, более удачное для военного стратегичес-кого объекта. В тело острова подобно стволу дерева внедряется узкий длинный залив и разветвляется пышной кроной, образуя удобные бухты, полностью, изолированные от открытого океана и посторонних глаз. Правда, это не помешало японцам без труда обнаружить базу с воздуха.
В Мемориальном комплексе Пёрл-Харбора на вечной стоянке находится несколько боевых кораблей, уцелевших после печально известного нападения 7 декабря 1941 года. На субмарине “Боуфинн”, превращенной в музей подводного флота США, демонстрирует-ся фильм, посвященный тем событиям, когда 350 самолетов японской морской авиации без объявления войны подвергли бомбардировке Перл-Харбор, практически уничтожив Тихоокеанский флот Штатов, что и побудило их вступить во Вторую мировую войну.
Рядом с субмариной - линкор “Миссури”, на палубе которого 2 сентября 1945 года был подписан акт о капитуляции Японии.
Особое впечатление производит Мемориал “Аризона”. Над останками покоящегося на дне линкора “Arizona”, взорвавшегося и затонувшего за 9 минут и унесшего с собой жизни 1177 моряков, воздвигнуто 55-метровое, уникальное по своей задумке сооружение – бетонная конструкция с прозрачным дном. Посетители, которых подвозят к нему на современном военном корабле, смотрят на затопленный линкор сквозь стекло и толщу воды, невольно склоняя головы, хотят они того или нет, перед памятью погибших.
Нет здесь только мемориалов, связанных с Хиросимой и Нагасаки. Туристов возят также на кладбище ветеранов Тихоокеанского флота США, которое находится в кратере вулкана Панчбол. Попасть туда можно через туннель, который выводит непосредственно в кратер. Перл-Харбор, как известно, быстро залечил свои раны и взял реванш, оставшись крупнейшей на Тихом океане военно-морской базой США. Ее судоверфь обеспечивает работой 12 тысяч гавайцев.
Но все это уже история. Сегодня Гавайи могут вызывать только восторг и восхищение своим дивным климатом, экзотически идиллической природой и потрясающей красоты ландшафтами – наземными и подводными. Сегодня это морское царство солнца, музыки и цветов, где всё относится к человеку по-доброму, ласково: и местные жители, и природа, и океан, здесь нет даже хищных зверей – ни змей, ни крокодилов, ни львов, ни тигров, ни волков.
В столице Гавайев масса интереснейших мест – парк “Морской мир”, Дельфинарий и Большой Аквариум в той самой бухте Ханаума, современнейшие отели и торговые центры, иные из которых необычной и даже причудливой архитектуры. Гавайский морской музей, широко известный своими редчайшими экспонатами типа “Фаллс-оф-Клайд” – единственного в мире парусного китобойного судна со стальным корпусом (1878 года) или королевского каноэ “Хокулеа”. Невозможно, да и ненужно перечислять все достопримечательности большого современного курортного города, их огромное количество.
Привлекательность и уникальность Гонолулу не в его развлекательных центрах и заведениях, которых с избытком хватает и на материковой Америке, а в его более чем почтенном возрасте и интересной истории. Гонолулу был основан в XII веке, а в XIX стал столицей Гавайского королевства, что запечатлено в его памятниках и архитектуре. Так, современный гавайский Капитолий располагается в главной исторической достопримечательности штата – во Дворце гавайских королей Iolani Palace, построенном королем Камеамеа III. Иолани – единственный королевский дворец на всей территории США (поскольку США никогда королевством не были). Его окружает стена из настоящих кораллов. У помпезного фасада не менее помпезные статуи королевы Лилиокалани и короля Камеамеа – основоположника династии. Обнаженная фигура последнего изваяна из черного мрамора, а богатая мантия и набедренная повязка золоченые. Каждый год 11 июня гавайцы отмечают День короля Камеамеа, которого они помнят и любят. Русские называли его Наполеоном или Петром Великим Полинезии (при чем тут русские, поговорим позже). Его статую украшают 20-метровыми гирляндами из живых цветов, празднества открывает Королевский духовой оркестр, затем следуют Цветочный парад и народные гулянья в парке королевы Капиолани. Дворец-капитолий окружен бывшим Королевским парком, превращенным в Ботанический сад Фостера.
При всей своей тропической экзотичности Гавайи (и в первую очередь Гонолулу) - это вполне современный, полноценный штат США и крупнейший международный туристический центр, принимающий ежегодно миллионы гостей со всего мира. Здесь такой же отлаженный сервис, как во всей стране, такие же великолепные дороги. Здесь даже можно не только хорошо повеселиться и отдохнуть, но и получить при желании полноценное образование. В Гонолулу находится крупный Гавайский университет, в котором учится 14 тысяч студентов из разных стран мира. Он славится своими учебными программами в области океанографии, геологии, восточных языков и литературы.
Местные жители заняты в основном в сельском хозяйстве, они выращивают сахарный тростник, бананы, ананасы, орехи, кофе, занимаются цветоводством, разводя дивной красоты цветы, и в первую очередь - орхидеи. А еще здесь добывают и обрабатывают сандаловое дерево и кораллы – национальный камень Гавайев, делают ювелирные украшения высочайшего класса из кораллов и жемчуга.
А что же оставшиеся полинезийцы? Им отведена роль реликтовой экзотики для привлечения и развлечения многомиллионных толп туристов. Здесь говорят в основном по-английски, а гавайский... хоть и учат в колледжах, в быту используют лишь отдельные слова типа всесильного “Алоха”, что означает “гостеприимство”, “добро пожаловать” и – “любовь”. Это самое употребимое слово на Гавайях, не случайно их так иногда и называют: “штат Алоха”. Вооружившись этим словом, можно считать, что ты наполовину говоришь по-гавайски. Алоха!
Центр полинезийской культуры придает острову Оаху особый самобытный колорит и ощущение вечного праздника. Он задуман и организован, как семь отдельных деревень-павильонов, каждая из которых представляет один из островов Полинезии – Тонга, Таити, Фиджи, Новая Зеландия, Самоа и Маркезские острова и, разумеется, Гавайи. Каждая деревня демонстрирует свою культуру, свои обычаи и танцы. Кстати, на Гавайях, как известно, местным музыкантом Джозефом Кекуку была изобретена гавайская гитара.
Через Центр проходит канал. Группы аборигенов в ярких нарядах плывут по нему на катамаранах с плоской палубой, танцуя Hula. Гости могут плыть следом на каноэ или приветствовать танцоров и музыкантов с берегов. Затем будет ужин со шведским столом с большим выбором гавайских и европейских блюд, к сожалению, сопровождаемый толчеей и хаосом, как любое массовое мероприятие.
А с наступлением темноты, после ритуального созерцания живописнейшего заката над океаном, красочное ночное шоу “Horizons” на фоне совсем как настоящих водопадов и извергающегося вулкана, с участием аборигенов всех семи деревень. Сцены их жизни, песни и танцы под гавайскую гитару и барабанную дробь, буйство красок, телодвижений и звуков.
И на прощание под фейерверк многоголосое “Алло-о-ха-а!”, всеобщие танцы под гавайскую музыку с гавайскими юношами и девушками, разодетыми, как заморские птицы.


Наверх
Elan Yerləşdir Pulsuz Elan Yerləşdir Pulsuz Elanlar Saytı Pulsuz Elan Yerləşdir