Приюты - в спортивные залы. Но что будет с бездомными?
Печально известная бруклинская ночлежка Bedford Atlantic может вскоре прекратить свое существование. Нет-нет, ее никто не собирается сносить, наоборот, здание должно получить вторую жизнь, превратившись в большую спортивную арену. Таковы планы Ричарда Кахана, главы Battery Park City Authority и соавтора программы под названием Take the Field, которая занимается модернизацией спортивных полей и спортивных залов в школах города.[!]
Выступая перед общественностью в бруклинском районе Краун-Хайтс, он рассказал о своем намерении собрать, благодаря государственным субсидиям и частным пожертвованиям, 14 млн. долларов под свой очередной проект. Если моим планам будет суждено осуществиться, заявил Кахан, то вы получите новый «дворец спорта».
Идея замечательная, но что же будет с бездомными в условиях, когда мест в имеющихся ночлежках катастрофически не хватает, а о строительстве новых речь даже не идет?
«Какая-то их часть сможет остаться в здании,- говорит президент Take the Field,- но очень малая. Ночлежка как таковая прекратит свое существование, зато тысячи детей и подростков получат возможность заниматься спортом. Мы должны сделать все возможное, чтобы изменить образ жизни молодежи, и занятия спортом должны помочь в решении этой задачи. Если деньги будут собраны, а архитектурный проект одобрен, все работы будут закончены за 9-12 месяцев».
Как отмечает газета New York Sun, в рамках программы Take the Field в Нью-Йорке должно быть модернизировано 14 школьных спортивных объектов, на 9 из них работы завершатся к концу нынешнего года.
Отношение мэра Блумберга к планам организации Кахана очень благожелательное. Градоначальник не против того, чтобы, кроме ночлежки в Bedford Armory, еще три приюта - в районе Парк-Слоуп (Бруклин), Джамейка (Квинс) и Моррисаниа (Бронкс) - были превращены в спортивные сооружения.
Примером удачной перестройки является ныне действующая на месте бывшего приюта для бездомных Fort Washington Armory (верхний Манхэттен) спортивная арена, в которой проводится ежегодно 90 различных соревнований. В небольшой секции здания все еще проживает около 100 бездомных.
Проекты превращения ночлежек в спортивные сооружения не противоречат закону, так как осуществляются на основании судебного постановления, в котором говорится о необходимости закрытия переполненных приютов, создающих к тому же угрозу безопасности граждан в местах их расположения. Кстати, Bedford Armory является на сегодняшний день самой опасной ночлежкой в Нью-Йорке, в которой находят себе крышу над головой многие из недавно освобожденных из тюрем заключенных. Частые аресты постояльцев здесь обычное явление.
Безусловно, большинство жителей Краун-Хайтса и других районов, в которых расположены приюты для бездомных, положительно отреагируют на их закрытие. Однако возникает вопрос: что же будет с постояльцами ночлежек, где им-то искать крышу над головой?
Согласно официальным данным, в июле в среднем в ночлежках города находилось 8 тысяч семей с 14700 детьми. С июля прошлого по июль нынешнего года прошений на предоставление места в приюте возросло на 26 процентов. Таких высоких показателей в Нью-Йорке не знали ни в 80-е, ни в начале 90-х. И ситуация, предсказывают адвокаты бездомных, в ближайшее время только ухудшится. Власти молчаливо соглашаются...
Нам уже приходилось писать о ситуации, которая чуть ли не ежедневно наблюдается в единственном в городе центре для распределения бездомных по приютам, расположенном в Бронксе (Emergency Assistance Unit). Люди, в большинстве своем это семьи с маленькими детьми, вынуждены по нескольку дней находиться в здании центра, ожидая направления в приют. Спать им приходится прямо на полу, на столах по нескольку человек, кому повезет, коротают ночь, сидя на стульях.
Согласно решению суда, городское ведомство по делам бездомных давно уже должно было покончить с подобной практикой, вновь открыв двери нескольких закрытых распределительных центров. Однако все эти годы Сити-холл практически не действовал, чтобы выполнить постановление суда. Наоборот, администрация Джулиани делала все возможное, чтобы оспорить его решение. Лишь после того, как комиссионеру Мартину Остерейху пригрозили привлечением к суду, воз сдвинулся с места и он согласился координировать свою деятельность со специальным предаставителем судебных органов, адвокатами бездомных и представителями лендлордов. Закрытые центры-распределители, о которых я упомянул выше, свои двери для бездомных так и не открыли.
Если с Руди и его командой по непонятным мне причинам церемонились довольно долго, то назначенца Блумберга на пост главы ведомства по делам бездомных Линду Гибс взяли в оборот сразу.
По просьбе адвоката Стивена Бэнкса из Legal Aid Society разобраться с ситуацией, которая сложилась в бронксовском центре, пригласили судью Верховного суда штата Нью-Йорк Хелен Фридман. Выяснив все перипетии этого дела и признав положение людей, вынужденных ночевать в здании Emergency Assistance Unit, ужасным и негуманным, г-жа Фридман пришла к выводу, что единственный способ, благодаря которому можно заставить власти действовать - это вновь применить статью закона - «неуважение к суду». Заметим, что к ней она уже прибегала ранее, как к средству воздействия на нерадивых чиновников.
Ну зачем же так строго, возмутился адвокат Майкл Кордоза, представляющий городские власти в деле, касающемся бездомных. Я, указал он, постоянно держу в курсе мэра Блумберга, и мы делаем все, что в наших силах. Значит не все, г-н Кордоза, если судья Фридман вынуждена была заявить, что «мне очень не хочется прибегать к суровым мерам, но это единственный способ».
«В первую очередь, - сказала она,- ведомство по делам бедомных должно открыть наконец-то два других центра-распределителя и разгрузить центр в Бронксе».
Комиссионер Гибс действовать таким вот образом не желает. В ее планы не входит увеличение мест в приютах для бездомных. По ее мнению,бездомным нужно предоставлять постоянное жилье. Идея хорошая, я бы сказал, отличная, вот только имеются ли эти квартиры в наличии? Увы, нет.
Кроме того, Гибс очень не нравится работать с представителем суда Барбарой Катлер, которая слишком активно вмешивается в действия ее ведомств.
Может, Гибс пойти под суд? Не исключено, если она не согласится с требованием Фридман начать действовать немедленно и без проволочек. Прецедент такого рода чуть не состоялся лет 10 назад с одним из предшественников Гибс, заместителем мэра Дэвида Динкинса, которого Фридман также обвинила в «неуважении к суду». От неприятностей этого господина спасла поданная городскими властями апелляция, в которой говорилось, что ответственный чиновник имеет иммунитет от судебного преследования. В 1994 году Апелляционный суд штата Нью-Йорк рассмотрел дело, приняв сторону Фридман, заявив, что для любого гражданина, в том числе и для занимающего высокий пост, уважение к суду - закон. К счастью для этого человека, в Сити-холле уже была другая администрация, и наказывать его не стали.
Сопротивление г-жи Гибс выглядит тем более неубедительно, так как ей хорошо известно заключение медиков, в котором отмечается ужасная антисанитария, царящая в бронксовском центре, которая, наряду со скоплением огромных масс людей, может привести к распространению болезней. Реальна, считают врачи, и угроза травматизма среди детей. Любое детское учреждение, говорят они, в такой ситуации было бы немедленно закрыто.