НАТАЛЬЯ МАКАРОВА И ЛЕНИНГРАДСКИЙ БАЛЕТ

Культура
№35 (645)

Наталья Макарова, балерина ассолюта ХХ века. Закончила Ленинградское хореографическое училище и была принята в труппу балета  Театра им.С.М.Кирова. В 1970 году после лондонских гастролей ленинградского балета попросила в Англии политического убежища. Другого пути танцевать на Западе в то время не было.
В советской России этот поступок поставил ее в положение  «изменницы родины». Связи с Россией стали для нее невозможны. В Ленинграде остались мама, отчим, сводный брат, любимый театр и друзья. Но атмосфера застоя в театре, желание танцевать более разнообразный репертуар оказались веской причиной для балетных беженцев того времени.
К 1988 году ситуация в России начала меняться. Олегу Виноградову, художественному руководителю балета Театра им.С.М.Кирова, удалось добиться от властей невозможного: пригласить Макарову принять участие в гастролях балетной труппы в Лондоне.
Я прилетела в Лондон посмотреть выступления русского балета и оказалась очевидцем этой исторической встречи.
Итак, 20 лет назад, 2 августа, Макарова пришла на обычные утренние  занятия ленинградской  труппы и встала к палке между балеринами театра Галиной Мезенцевой и Ириной Колпаковой. Занятия шли на сцене одного из лондонских театров, где выступал русский балет. О приходе Макаровой в труппе знали немногие, на утренние занятия пришли далеко не все артисты (некоторые предпочитают заниматься перед вечерним спектаклем). Зато пресса была осведомлена прекрасно: вокруг артистов, которые делали экзерсис, стояли телевизионные операторы с камерами и фотографы с фотоаппаратами.
Макарова волновалась, как девочка, впервые пришедшая на урок. В то утро вел класс Геннадий Селюцкий, в прошлом – премьер балета, с которым Макарова когда-то выступала на сцене Кировского театра. Селюцкий, как и полагается педагогу, ходил по сцене и небрежно поправлял Макаровой то локоть, то спину. Словом, со стороны все выглядело совсем обычно...
После урока на Макарову набросились корреспонденты английских печатных изданий и журналисты из России. Увидев меня в кулисах, Макарова буквально кинулась ко мне со словами: «Ты была права: круг замкнулся». Когда-то я писала в статье о Макаровой, что «круг замкнулся»: она танцует на Западе, а я снимаю ее, как это было в Ленинграде. Теперь эти слова приобрели новый смысл для нас обеих.
4 августа Макарова опять пришла на занятия с труппой Кировского балета. На этот раз собралась вся труппа. Сцена была освещена, как во время спектакля, ряды репортеров, операторов, фотографов окружили артистов плотной стеной. Макарова занималась, затем репетировала с Константином Заклинским адажио из «Лебединого озера», в котором им предстояло выступить на концерте (репетитором была Ирина Колпакова). Дирекция театра в это время улаживала формальности, их поддерживал советский посол.
6 августа беспрецедентное событие состоялось. В переполненном зале  погас свет, кулисы были забиты артистами и работниками труппы, Макарова вышла на сцену в окружении белых лебедей – кордебалета Кировского театра. Элегантный красавец Заклинский бережно и нежно прикасался к своей необычной партнерше, белые лебеди – танцовщицы кордебалета – придирчиво оглядывали «королеву лебедей». А королева билась и трепетала в руках Принца, складывая на груди руки-крылья, – нервная, тревожная птица, взволнованная, трепещущая балерина.  «Я ничего не видела, когда вышла на сцену,  –  говорила мне Макарова позднее,  –  я просто ничего вокруг себя не видела от волнения».
Взволнованы были и многие артисты труппы. Молодая балерина Жанна Аюпова говорила в грим-уборной после спектакля: «Думала ли я, что когда-нибудь увижу Макарову на сцене? Какая она необыкновенная! Как у нее все осмысленно! Мы смысл каждого движения давно потеряли».
Английская публика, которая  щедро награждала аплодисментами всех русских танцовщиков, выделила Макарову особенно бурными овациями. Сидевшие в зале понимали всю необычность, почти неправдоподобность происходившего.
После спектакля все пришедшие поздравить балерину в ее грим-уборной расписались на белой футболке с надписью “KIROV BALLET”, подаренной балерине, затем состоялся банкет. Его устроили импресарио Виктория Чарлтон и Питер Брайтман, Макарова присутствовала на банкете вместе с сыном Андрюшей и мужем Эдвардом Каркаром, который, по-моему, больше всех радовался происходящему.
В эти дни Макарова дала множество интервью. Корреспонденты газет, телевидения, радио задавали довольно однообразные вопросы, на которые Макарова отвечала – не скажу, по-разному, но с разными интонациями и смысловыми оттенками. Центральным вопросом каждого интервью стало: «Если бы вы сейчас вернулись на 18 лет назад, остались ли бы вы на Западе?»
Корреспонденту Би-би-си Макарова ответила, что театр сделал за это время большие успехи и если бы 18 лет назад в театре была бы такая же творческая атмосфера, как сегодня, она его, возможно, и не покинула бы.
Тот же вопрос повторил  советский корреспондент из «Московских новостей». В любезном тоне молодого человека с круглым гладким лицом балерина почувствовала что-то неуловимо насмешливое или неуловимо иезуитское и отвечала ему сдержанно: «Вы не можете задавать мне такой вопрос. Моя жизнь изменилась за 18 лет, у меня появилась семья, сын, у меня совсем другая жизнь теперь!». Тогда советский корреспондент спросил: « Что вы думаете о судьбе личности, живущей вне родины?»  –   «Смотря по тому, какая это личность»,  –  ответила Макарова. Корреспондент продолжал: «Хотели бы вы приехать в Союз?»
Наташа помолчала и ответила, как бы думая вслух: «Я хотела бы в лес. В русский лес по грибы. И, конечно, побродить по Ленинграду».
На вопросы английских корреспондентов о причинах своего поступка 18 лет назад Макарова ответила, что причины эти творческие. Она говорила, что многому научилась на Западе, что никогда бы так не раскрылась в Ленинграде, как ей удалось это сделать здесь, но что в основе ее работы – русская балетная школа. Макарова говорила, что счастлива вновь танцевать со своей труппой и что она думает, что это результат политики Горбачева.
На вопрос московского корреспондента, как ей жилось эти годы, ответила: «Не могу пожаловаться».
«Конечно,  –  продолжала она,  –  темпы жизни здесь оказались другие, я не знала языка, это была другая жизнь, было сначала очень сложно, но так и должно было быть. С другой стороны, хоть я и  приехала без языка, но зато владела школой русского балета. Все, что я сделала на Западе, я бы не сделала без этой школы».
«Конечно,  –  говорила  Макарова во многих интервью,  – я хотела бы станцевать в Ленинграде, пока еще не поздно, пока я не ушла со сцены. Конечно, я хотела бы привезти в Ленинград сына и показать его бабушке...»
И Наташа волновалась и плакала, и волновались задававшие ей вопросы корреспонденты,  и плакали друзья Наташи, безмолвно слушавшие интервью...
Не знаю, насколько атмосфера того времени понятна сегодняшнему читателю. Ведь Макарова, оставаясь жить на Западе, понимала, что НИКОГДА больше не увидит родных и друзей. И вдруг... Это событие казалось исполнением чудесного сна. Но вся эта экстраординарная обстановка на самом деле была только возвращением к нормальному способу мышления и жизни.
После одного из интервью Макарова вдруг сказала: «Я хочу сделать дополнение». Корреспонденты вновь включили магнитофоны. 
Балерина рассказала о справочнике по ленинградскому балету, который был выпущен в издательстве «Советская музыка» в Ленинграде (недавно вышел следующий выпуск этого справочника). Авторы справочника А.Деген и И.Ступников смогли включить в него имена знаменитых «невозвращенцев» Н.Макаровой, М.Барышникова, Р.Нуреева, В.Панова. О каждом из них в заключение сказано: с такого-то года живет и работает на Западе.
«Видите,  –  подчеркнула Макарова,  –  я уже не «невозвращенка», я просто живу и работаю на Западе».
Первая встреча Макаровой и балета Кировского театра имела продолжение. В начале 1989 года Макарова была приглашена в Россию, увидела свою семью, танцевала творческий вечер на сцене Кировского театра. В русском балетном мире Макарова стала первой вестницей наступивших перемен. И с тех пор Макарова не порывает связи с русской балетной труппой теперь уже  Мариинского театра и его артистами.
Фото автора   


comments (Total: 3)

С детства обожаю балет. Смотрела многих, конечно, нравились и Уланова,и Плисецкая,и Максимова. Но на Макарову смотрела и захватывало дух. Я человек нетворческий, простой, но красоту чувствую сердцем. Спасибо Существованию за одарённых людей, труд которых вносит в жизнь восторженность и красоту...

edit_comment

your_name: subject: comment: *
Оказываем услуги по поиску потенциальных клиентов для Вашего Бизнеса
Подробнее узнайте по телефону: +79133913837
Email: prodawez@mixmail.com
ICQ: 6288862
Skype: prodawez3837

edit_comment

your_name: subject: comment: *
Соберем для Вас по сети интернет базу данных
потенциальных клиентов для Вашего Бизнеса
(название, телефон, факс, email, сайт, имена и др информацию)
Много! Быстро! Точно!
Узнайте более подробную информацию по:
Телефон +79133913837
ICQ: 6288862
Skype: prodawez3837
Email: prodawez@mixmail.com

edit_comment

your_name: subject: comment: *

Наверх
Elan Yerləşdir Pulsuz Elan Yerləşdir Pulsuz Elanlar Saytı Pulsuz Elan Yerləşdir