Чешское противостояние в России
Межсезонье оказалось насыщенным не только в НХЛ. В Европе также не бездействовали все это время. Решали не только международные трансферные дела, но и свои континентальные. И там состоялось несколько нашумевших сделок. Одна из них стоит особняком. Она получила широкий резонанс и вышла далеко за рамки локального масштаба. Ее до сих пор обсуждает спортивная пресса. А в Чехии и России эта тема обсуждается чуть ли не ежедневно. В популярности она намного превзошла историю не столь отдаленную. Тогда приезд в Россию чешского тренера Владимира Вуйтека хотя и стал событием неординарным - никогда в этой стране не работал зарубежный специалист, - все же такого эффекта не имел.[!] Имя этого человека многим было просто неизвестно. И его появление во главе ярославского «Локомотива» было воспринято, скорее, как желание руководства клуба открыть новую главу в хоккейной летописи страны. В итоге все сложилось более удачно, чем было задумано. «Локомотив» не только впервые стал чемпионом страны, но стал и первым клубом, завоевавшим высший титул СССР и России под началом иностранца.
Но сейчас тема триумфа Вуйтека с «Локомотивом» отошла на второй план. А на первом - другой российский клуб с другим главным тренером. То же с чехом. Омский «Авангард» с... Иваном Глинкой. Да, это тот самый Глинка - один из ярчайших форвардов сборной Чехословакии 70-х, трехкратный чемпион мира и четырехкратный чемпион Европы. Тот самый Глинка, который в начале 80-х одним из первых пересек Атлантический океан и стал игроком НХЛ (в 1981-83 годах он играл за «Ванкувер кэнакс»). Тот самый Глинка, который привел сборную Чехии к победам на Олимпиаде-98 и чемпионате мира-99. Тот самый Глинка, который стал первым тренером-европейцем во главе клуба НХЛ - «Питсбург пингвинс»...
«Фантастика! Глинка - в Сибири!». Еще недавно болельщики «Авангарда» даже представить себе не могли такое. Многие и сейчас не могут поверить в это. Ждут начала сезона. А тем временем команда приступила к подготовке к сезону. Ежедневно по семь тренировочных часов - на льду и в зале. Но этим не ограничивается рабочий день нового главного тренера «Авангарда»: совещания с членами тренерского штаба, деловые встречи с руководством клуба, пресс-конференции. От журналистов нет отбоя. «Мне уже пришлось отвечать на несколько сот вопросов. По-русски!» - признается 50-летний Иван Глинка. Говорит по-русски он вполне прилично. Сначала учил в школе. А с тех пор, как стал хоккеистом, всегда общался с русскими коллегами. Со многими игроками своего поколения он дружит по сей день. Овладению русским языком Глинка придает очень важное значение. «Это было одним из решающих факторов при принятии решения ехать в Омск. Когда отпадает языково барьер, то и работать намного легче и приятнее. Мне думается, что я настолько владею русским, что смогу довести свои идеи до игроков. Я буду совершенствовать знания языка. Кстати, Владимир Вуйтек рассказывал мне, что для него это было главной проблемой в начале работы в Ярославле. Думаю, мне будет немного легче, чем ему», - говорит Глинка.
В своей жизни он дважды сталкивался с языковым барьером. Сперва как игрок в «Ванкувер кэнакс», а затем как главный тренер «Питсбург пингвинс». «Но особых трагедий я из этого не строил. Правда, в 80-х пришлось сложнее. Но тогда я очень быстро адаптировался в североамериканском хоккее. Во-первых, я был молод и все схватывал легко и быстро. Во-вторых, я играл на достаточно хорошем уровне, и многому учить меня уже не нужно было. Язык хоккея я понимал отлично, хотя и оказался в непривычной обстановке». Иван Глинка не разделяет мнения о том, что причиной его ухода из «Пингвинс» стал «плохой английский». «Английский я знаю на том уровне, чтобы работать в команде. Меня пригласили в Питсбург в тот период, когда там играли много представителей Старого Света, в первую очередь моих соотечественников и русских. Как у меня пошла работа? В первом же сезоне мы дошли до полуфинала Кубка Стэнли. Согласитесь, это не так уж плохо для тренера-дебютанта НХЛ».
Причину «развала» команды Глинка видит в другом: «Пингвинс» оказались в сложном финансовом положении. Начался обмен игроков с целью пополнить казну. Был продан лидер Яромир Ягр. За ним покинули «Пингвинс» другие хоккеисты. Глинка говорит, что у него не было каких-либо разногласий с Марио Лемье относительно чисто игровых аспектов. «Это, скорее, журналисты выдумали, что ему не нравилась моя тактика игры от обороны. В беседах со мной он ни разу не затрагивал этот вопрос. Лемье достаточно глубоко знает хоккей и понимает, что успеха добиваются те команды, которые умеют играть в обороне. А те, кто с этим не согласен, просто не разбираются в хоккее».
По словам Глинки, тренеру-европейцу в наше время вряд ли удастся что-то всерьез изменить в НХЛ. Это можно было сделать лет двадцать назад. Североамериканский хоккей стал другим, скоростным и менее жестким. Подход к игре более творческий. «В свое время американские и канадские тренеры много переняли у своих европейских коллег. Лучший пример тому деятельность великого Скотти Боумэна, который никогда не скрывал, что многое позаимствовал у европейцев. У этого замечательного наставника в Лиге есть последователи. К тому же в командах НХЛ сейчас играет много европейцев. Каждый из них вносит в эту игру что-то свое. Хоккей за океаном стал более зрелищным и интересным. Тон в нем задают умные и мыслящие игроки», - продолжает Глинка. Он считает, что, получив возможность поработать в НХЛ, ему сопутствовала большая удача: «Я приобрел неоценимый жизненный и профессиональный опыт».
В России некоторые обозреватели скептически отреагировали на приезд Глинки. Многие считают, что только большой авантюрист мог согласиться в глубокой провинции. Чех не считает себя авантюристом. И прежде чем принять приглашение от президента клуба «Авангард» Анатолия Бардина, он взвесил все «за» и «против». Приехал в Омск. Своими глазами увидел все, c чем ему придется столкнуться. И только после этого сказал «да». «Мое решение определили многие вещи. Я смотрел на ситуацию в целом. И убедился, что в Омске все мечтают видеть свою команду на первых ролях в российском хоккее. Это отличная мотивация и для меня. В такой обстановке работать всегда приятно. И я очень надеюсь, что «Авангард» под моим началом будет побеждать. Я чувствую такой же настрой у игроков. Я открыл для себя что-то общее между Канадой и Омском. Север. А на севере жизнь нелегкая. Здесь люди особого склада, характера. Они способны терпеть. В нашем деле это очень важно».
Чешские газеты отъезду Ивана Глинки в Россию также отводят солидное место на своих страницах. Некоторые обозреватели не без иронии замечают, что Вуйтек и Глинка «учат русских играть в хоккей». «Не думаю, что ваших ребят нужно учить играть в хоккей. Посмотрите, что они вытворяют в НХЛ. Просто я придерживаюсь мнения, что если хоккеисты могут играть в других странах, то и тренеры имеют полное право работать за рубежом. Думаю, что наш опыт и знания помогут российским клубам», - говорит Глинка.
Со своей стороны, журналисты уже предвещают «чешское противостояние в русском хоккее» - Вуйтек против Глинки, «Локомотив» против «Авангарда». «Чешской суперлиге это было нормально. Теперь, наверное, принципиально. Я вижу в этом интригу. Борьба двух сильнейших российских команд под руководством тренеров из Чехии, думаю, будет интересной».
comments (Total: 1)