Дети зла

В мире
№40 (911)
Именно на фоне трагических событий в Кении многие впервые услышали о сомалийской террористической организации “Аш-Шабаб”, хотя и до этой своей операции она отнюдь не заслуживала “анонимной репутации”. 


Не будет преувеличением назвать “Аш-Шабаб” одной из самых крупных и опасных исламистских организаций. С 2012 года она вошла в состав “Аль-Каиды” с согласия ее нынешнего лидера Аймана а-Зуахири. Сами сомалийцы в одностороннем порядке объявили о своем вступлении еще в 2009 году. 


Любопытно, что Усама Бин-Ладен, основатель “Аль-Каиды”, отказывался принимать возникшую в 2006 году “Аш-Шабаб”. Правда, после того, как сомалийцы начали “делами” завоевывать свою репутацию, его отношение к ним изменилось, но окончательное признание со стороны уже следующего главы “Аль-Каиды” пришло позже. 


Полное название организации, численность боевиков которой большинство источников оценивает примерно в 8000 человек, звучит так: “Эль-Муджахедин Аш-Шабаб”, т.е. “Молодые моджахеды”. Но в итоге в обиходе закрепилась вторая, “молодежная” часть названия.


Своей целью организация, возглавляемая не таким уж молодым (40 лет) Ахмедом Абди Гудана, ставит создание исламского халифата на территории нынешних Сомали, Джибути, а также - частично - в соседних Эфиопии и Кении. Ее члены являются адептами салафитского течения ислама, которое проповедует приверженность образу жизни первых мусульман, т.е. тому, как понимали ислам Мохаммед и его сподвижники. “Аш-Шабаб” пользуется поддержкой враждующей с Эфиопией Эритреи, различных джихадистских фондов, а также многочисленных членов сомалийской диаспоры, разбросанной по всему миру. Кстати, более двух миллионов сомалийцев проживают как раз в Кении, и их большая часть сконцентрирована непосредственно в районе Найроби. 


Традиционно ислам в Восточной Африке всегда считался умеренным, а во многих местах находился и находится до сих пор под влиянием местных традиций и верований. Ситуация стала меняться в 1991 году, когда в Сомали началась гражданская война. Вмешательство международных сил во главе с США не смогло прекратить хаос. 


В условиях тотального беспредела все больше сомалийцев стали находить утешение в исламе, благо данный процесс поддерживался различными мусульманскими организациями и фондами. 


Законы шариата выглядели для многих предпочтительнее кровавой вакханалии, и потому неудивительно, что после ухода международных сил власть в стране захватила организация под названием “Объединение исламских судов”. Согласно этому названию она и действовала, введя в Сомали законы шариата. Именно при ее власти страна стала центром морского пиратства, которое правительство с удовольствием “прикрывало”.


Шло время, и значительная часть руководства “скурвилась”, погрузившись в роскошь и коррупцию. Отход от “истинных исламских ценностей” вызвал недовольство у значительной части теперь уже бывших приверженцев. 


В 2006 году произошел раскол, в результате которого и выделилась новая организация, чью основу составили молодые непримиримые исламисты-идеалисты. 


Несмотря на то что официальная история “Аш-Шабаб” начинается в 2006 году, ее будущие члены успели отметиться на международной террористической арене еще раньше. Сомалийцы оказались замешанными во взрывах американских посольств в Кении и Танзании в 1998 году, повлекших за собой сотни жертв, а также в террористических актах против израильтян в кенийской Момбасе в 2002 году. Тогда в одной из гостиниц произошел взрыв, в результате которого погибли и израильские туристы, а затем из переносного зенитного комплекса “Стрела-2” был обстрелян (безуспешно) самолет компании “Аркиа”.


Один из непосредственных участников этих событий Фазул Абдалла Мохаммед возглавил “Аш-Шабаб” в 2010 году, и именно при нем организация значительно повысила свой статус в глазах лидеров “Аль-Каиды”.


Но вернемся в 2006 год. 


Молодые исламисты-радикалы захватили значительную часть страны и крупные города, что вынудило соседнюю христианскую Эфиопию, при поддержке США и других западных стран, попытаться навести в Сомали порядок. 
В итоге эфиопам удалось взять под контроль территорию, но, как часто бывает в таких случаях, уничтожить хорошо организованную и поддерживаемую местным населением партизанско-террористическую войну не удалось. 


Потери в боях, партизанских вылазках и многочисленных терактах, включая и территорию Эфиопии, убедили Аддис-Абебу в том, что цена не приносящей плоды интервенции слишком высока. Уход эфиопских войск три года спустя в значительной степени обернулся успехом “Аш-Шабаб”, и исламисты стали его закреплять как территориальной экспансией, так и вылазками против соседних стран. 


Иностранные пожертвования и поборы с разного рода “бизнесов”, расцветших пышным цветом в Сомали, позволили “Аш-Шабаб” под руководством Мохаммеда превратиться в неплохо обученную и организованную структуру. Идеология организации становилась все привлекательнее для исламистов не только сомалийского происхождения - и в этом плане страна превратилась в своего рода африканский мини-Афганистан.


Ни американцы, многократно проводившие в Сомали точечные ликвидации и другие спецоперации, ни окружающие страны терпеть этот террористический рассадник (например, в 2010 году “Аш-Шабаб” устроила бойню в столице Уганды: во время матча на чемпионате мира по футболу было убито 76 человек) больше не могли. 


В 2011 году в Сомали вошли войска стран, входящих в Организацию африканского единства. 


Основную силу контингента составили армейские части Эфиопии, Кении и Уганды. По “Аш-Шабаб” был нанесен мощный удар, контролируемая организацией часть страны, включая столицу Могадишо, была очищена, но сама группировка не исчезла. 


Проблемы жителей Сомали остались, то есть они по-прежнему поддерживают не разочаровавшую их “Аш-Шабаб”, которая перешла к партизанской войне. 


Те же кенийцы, и ранее бывшие мишенью исламистов, очутились под двойным ударом после того, как фактически взяли под контроль юг Сомали и создали своего рода буферную зону, призванную защитить Кению от налетов “Аш-Шабаб”. 
Но о какой защите может идти речь, если защищающийся не готов к серьезному отпору, а нападающий способен на многое? 


Тем более что, несмотря на “зоны безопасности”, непосредственно в Найроби проживает огромное количество сторонников сомалийских “молодых террористов”? 


Результат мы наблюдали на минувшей неделе, причем еще задолго до этого “Аш-Шабаб” в открытую сулила кенийцам нечто подобное. 


Не секрет, что Кения на протяжении десятилетий поддерживает тесные стратегические и партнерские отношения с Израилем, правда конкретная информация об этом в открытых источниках появляется крайне редко. 
В данном контексте стоит напомнить, что легендарная операция по освобождению заложников в Энтеббе в 1976 году была бы невозможна без тесного сотрудничества с Кенией.


Согласно опубликованным на сайте “Викиликс” документам, в 2007 году высокопоставленный кенийский чиновник в беседе с американским дипломатом назвал Израиль долголетним и очень важным стратегическим партнером его страны, являющимся своего рода противовесом потенциальным противникам Найроби, например таким, как тогда еще единый Судан. 


Израильские частные компании, так же как американцы и англичане, участвуют в подготовке кенийских сил безопасности и военных. Кроме того, согласно иностранным СМИ, Израиль поставляет Кении оружие.


На этом фоне неудивительны распространенные международными информационными агентствами слухи об участии израильтян в штурме торгового центра, тем более что ряд магазинов в нем является собственностью израильских граждан. 
Здесь необходимо внести разъяснения: фигурально выражаясь, израильские антитеррористические подразделения в аренду не сдаются, что в данном случае абсолютно четко подтвердили компетентные источники в системе безопасности страны. 


Естественно, и тот факт, что нападению в чужой стране подверглись магазины условных Ицика или Моше, не может служить причиной для пролития крови бойцами ЦАХАЛа или полицейскими из спецподразделений Израиля. 


С другой стороны, оказание помощи консультативного или технического характера такому близкому партнеру, как Кения, в подобной ситуации является вполне реальным. 


Впервые отметившись в антиизраильских терактах еще в 2002 году, тогда еще будущие члены “Аш-Шабаб” не забывали о еврейском государстве. Так, почти 2 года назад, когда Израиль посетил кенийский президент, это стало поводом для угроз, с которыми в адрес обеих сторон выступил лидер организации Ахмед Абди Гудана. Тогда он назвал кенийские власти сообщниками сионистов и пообещал жестоко наказать и тех и других.


Кстати, сам Гудана возглавил “Аш-Шабаб” после того, как в 2011 году в бою с правительственными сомалийскими силами погиб упомянутый выше Фазул Абдалла Мохаммед. При первой возможности его организация осуществит свои угрозы, и потому можно утверждать, что туристы, дипломаты, а также имеющие отношение к Израилю объекты как в Кении, так и в соседних странах, в частности Уганде и Эфиопии, являются потенциальными целями для террористов “Аш-Шабаб”. 
Потенциал же у сомалийских боевиков, как показали последние события, весьма высок. То же самое можно сказать и о их желании напомнить о себе. Тем более что никаких предпосылок для уничтожения этой организации в обозримом будущем не наблюдается. 

“Новости недели”

comments (Total: 3)

Они таким способом туда демократию несут .

edit_comment

your_name: subject: comment: *
И граждане США и граждане Великобритании.
США превращается в международное Сомали.
Не только американские оккупанты, но и простые граждане США выезжают поубивать мирных жителей других стран.

edit_comment

your_name: subject: comment: *
Какое гражданство все таки было у террористов?

Сначала ВВС публикует статью:
"МИД Кении: среди боевиков в Найроби были граждане США" ...

потом затыкается навсегда

edit_comment

your_name: subject: comment: *

Наверх
Elan Yerləşdir Pulsuz Elan Yerləşdir Pulsuz Elanlar Saytı Pulsuz Elan Yerləşdir