Война в Грузии. Какой она видитсЯ из ИзраилЯ

В мире
№33 (643)

Война в Грузии, заставшая врасплох всех, кроме разве что тех, кто ее непосредственно планировал, не оставила равнодушными израильтян. И это понятно. В Израиле проживает множество выходцев из разных республик бывшего СССР. При всех различиях в привычках, кулинарных предпочтениях, при разных языках народов Советского Союза этих людей объединяет их принадлежность к народу еврейскому. Именно этот параметр и определяет в первую очередь отношение израильтян к трагическим событиям в далекой Грузии.
Во вторник в израильской прессе появились сообщения о том, что израильское правительство начинает массовую репатриацию грузинских евреев. Хотя на этот день подали документы на выезд около шестидесяти человек, сообщается, что офисы Еврейского агентства буквально завалены заявлениями. Предполагается, что она будет осуществляться двумя потоками, первый из которых начнется недели через две и будет включать в себя несколько десятков человек. Вторая группа репатриантов сможет выехать из Грузии лишь после того, как боевые действия там полностью прекратятся. В нее войдет несколько сотен евреев.
Такая поспешная репатриация напоминает операции прошлого, когда Государство Израиль вывозило евреев из арабских стран, где им грозила смертельная опасность. Есть ли сейчас основания торопиться? Думается, есть. Несмотря на то, что президенты и Грузии, и России подписали документы о прекращении боевых действий, вечером во вторник, судя по сообщениям новостных сайтов, в Цхинвали по-прежнему слышалась стрельба. Никто не может сказать, как будут развиваться события, так как достаточно самой незначительной провокации с любой стороны для того, чтобы боевые действия возобновились. Бомбы и снаряды, даже если они применяются, казалось бы, с благородной целью - будь то «восстановление территориальной целостности» или «принуждение агрессора к миру», не разбирают, кто перед ними – сепаратист, агрессор или мирный житель. И если осетинское мирное население из Южной Осетии бежит в Осетию Северную, а грузины из зоны боев устремляются вглубь страны, то куда податься евреям? Как ни жаль им покидать Грузию, но они выбирают свою историческую родину.
Далеко не всем легко дается решение о переезде. Многие евреи растеряны и дезориентированы. Для того чтобы подробно рассказать им о том, как Израиль готовится встретить их, в Грузию отправляется дополнительный контингент эмиссаров Сохнута. Они рассмотрят документы новых репатриантов, помогут им подготовить все необходимое. Дефицит времени не позволяет в обычном порядке решать проблему, которая имеется у многих из отъезжающих - просроченные заграничные паспорта, отсутствие израильских виз, и т.п. Этим уже интенсивно занимаются сотрудники израильского посольства. Сохнутовцы информируют людей о том, что в понедельник на экстренном заседании израильское правительство приняло решение о дополнительных льготах, которые будут предоставлены репатриантам из Грузии, о том, какая помощь будет оказана им государством и местными общинами Израиля, многие из которых уже заявили о готовности принять новых членов.
И все же люди беспокоятся. Они боятся остаться в Израиле без жилья и работы. Даже заявление израильского правительства о том, что для прибывающих из Грузии предусматриваются дополнительные субсидии на съем и покупку жилья, а также на приобретение новой профессии на специальных курсах, не успокаивает. Что ж, их понять можно. Пожилые люди рассчитывали дожить свой век в стране, где они родились. Молодые и динамичные занимались здесь чем-то интересным и приносящим постоянный доход. Бросать все это непросто. Да и Израиль – не волшебная страна с молочными реками и кисельными берегами. Здесь все надо начинать сначала. И не факт, что это удастся всем. Однако неуверенность в том, что война в Грузии закончилась, перевешивает все колебания.
«Русские» и «грузинские» израильтяне понимают тех, кто пока находится в Грузии. Они уже пережили трудности, связанные с привыканием к новым условиям, но прекрасно их помнят и готовы оказать содействие новым репатриантам.
Как относятся выходцы из России и Грузии к войне между этими государствами? Я попытался выяснить это, походив по улицам и поговорив с разными людьми. Как ни странно, охотнее отвечают те, кто уехал еще из Советского Союза. У большинства из них все родственники уже давно в Израиле. Их высказывания сводятся в основном к простому тезису: «Паны дерутся, а у холопов чубы летят». Кто виноват в том, что дело дошло до войны? Руководители, говорят они, кто же еще. Многие из них еще хранят обиду на бывший СССР за то, что у них при выезде в Израиль отняли советское гражданство, ордена и медали, которыми они были награждены во время войны. Эти люди с тех пор ни разу не посетили те места, где жили долгие годы, и, видимо, больше никогда туда не поедут несмотря на предстоящую отмену визового режима. Как относятся «русские» к тем или иным российским руководителям? В большинстве своем – безразлично. Многие осуждают их за дружбу с Сирией и Ираном, приглашение в Москву деятелей из ХАМАСа, не понимают, почему во время Второй ливанской войны были эвакуированы из Газы русские члены арабских семей и никто не поинтересовался судьбой даже тех, кто до сих пор имеет российское гражданство и стоит на консульском учете в российском посольстве. И все же эти люди не отождествляют Россию с ее президентом и другими чиновниками высокого ранга.
Те же, кто приехал сравнительно недавно и имеют в России родных и близких, опасаются, что у последних могут быть неприятности, если высказывания и имена появятся в СМИ. Эти репатрианты отмалчиваются.
В отличие от «русских» израильтян «грузинские» по-прежнему питают теплые чувства к той стране, откуда они приехали в Израиль, и эту симпатию переносят на личность президента Грузии. На вопрос о том, кто не прав в этой войне, они отвечают, что не правы обе стороны, но склонны считать, что «Россия более не права». Они не понимают, почему все жители Южной Осетии, которая, как ни крути, юридически до сих пор является частью Грузии, вдруг получили российские паспорта. Многие приводят случаи, когда их знакомые, застрявшие после распада СССР в одной из бывших союзных республик, годами не могли получить российский паспорт, в то время как в Южной Осетии их выдавали чуть ли не в обязательном порядке. У кого-то вызывает недоумение, что, несмотря на рекламируемую близость российского руководства и православной церкви, во многих конфликтах Россия поддерживает мусульманские страны.
Есть, правда, и такая категория израильтян, которой независимо от того, «грузинские» они или «русские», импонирует «боевитость» российского премьера, его знаменитое «мочить в сортире». Эти люди, кстати, считают нынешнего президента России не более чем «местоблюстителем», временно занимающим кресло истинного нацлидера, и находят подтверждение своему мнению в последних протокольных съемках в Кремле, которые во множестве транслируются в Израиле по российским телеканалам.
Отношение к Грузии со стороны официального Иерусалима за время военных действий не изменилось. Грузия и Израиль сотрудничают в военной области, и это суверенное право любых двух государств не должно никем отрицаться, считают здесь. Не обходится, конечно, и без дипломатического политеса. Так, Иерусалим согласился на время приостановить поставку продукции военного назначения в Грузию. Как считают СМИ, это вызвано тем, что руководители Израиля надеются получить взамен от Москвы согласие не продавать Ирану средства ПВО.
Стоит сказать и об одном феномене, связанном с войной в Грузии, хотя в его основе лежат многолетние наблюдения за различными конфликтами, включая и балканские войны. Речь идет о точке зрения американского профессора Джона Миршхаймера, который считает, что лишь мононациональные государства имеют шансы выжить в современном мире. Профессор не знает, как добиться этой мононациональности, он не призывает ни к войнам, ни к тому, что сейчас называют этническими чистками, а лишь оперирует фактами, которые говорят о том, что географические контуры мультиэтнических государств весьма подвижны. Эти страны предрасположены к распаду на составные части, в процессе которого миллионы людей переселяются в другие места. Комментируя мнение Миршхаймера, газета «Маарив» отметила, что «нам нужно сделать все возможное для того, чтобы остаться государством с этническим большинством, в котором меньшинства пользуются всеми правами». Но это уже касается Израиля и никак не связано с тем, какими здесь видят события, поставившие на грань катастрофы Закавказье.


Наверх
Elan Yerləşdir Pulsuz Elan Yerləşdir Pulsuz Elanlar Saytı Pulsuz Elan Yerləşdir