ВЫСШАЯ МЕРА

В мире
№32 (642)

Леонида Невзлина, бывшего вице-президента нефтяной компании “ЮКОС”, приговорили к высшей мере наказания – пожизненному заключению. Заочно.
Считается, что до крестных отцов американской мафии добраться почти невозможно – не находится свидетелей. Боссы отдают приказы лишь своим главным доверенным, с глазу на глаз. А те уже, опять-таки один на один, главарям боевых групп. Если верить американскому кино и литературе - такова система, позволяющая главам преступных синдикатов уходить от правосудия.
Примерно такую же схему пытался выстроить российский суд в деле Невзлина. А телевидение – внушить народу. Дескать, был такой олигархический мафиози - Михаил Ходорковский, который только высказывал пожелания об устранении неугодных. Их внимательно выслушивал его друг и подельник Леонид Невзлин - тоже олигарх и тоже миллиардер. Он вызывал посредника, передавал ему “заказ”, и тот уже нанимал убийц. Сейчас Невзлин скрывается в Израиле – и потому его осудили заочно, признав виновным в организации пяти убийств, пяти покушений на убийство и разбойном нападении.
Теоретически несложно предположить, что у Ходорковского “крыша поехала” и он вообразил себя вершителем судеб. А Невзлин упивался ролью хозяина жизней и смертей человеческих, этих жалких людишек.
В конце концов, почему бы и нет? Кто знает, что там творится, за черепной коробкой и грудной клеткой миллиардера, вчерашнего рядового советского человечка, от слова которого вдруг стало зависеть экономическое состояние регионов. Может, действительно, приказывали убивать, устранять, уничтожать, сжигать.
Только нет тому ни одного прямого доказательства. Ни одного прямого свидетельства. В соответствии с 14-й статьей Уголовно-процессуального кодекса все сомнения толкуются в пользу подсудимого.
В тех же американских фильмах мы видим, как единственный свидетель в решающий момент отказывается от показаний - и торжествующий мафиози выходит из зала суда оправданным, раздает интервью, а честные сыщики и прокуроры скрежещут зубами: ничего не поделаешь, все по закону.
В чем смысл российского закона и правосудия?
Пять лет велось следствие - не нашли ни одного доказательства. Полгода тянулся суд, на котором один конфуз обвинения сменялся другим.
И вот - приговор.
Формулировки удивительные. Например, с кем в сговоре совершал преступления Невзлин? “В сговоре с неустановленными лицами из числа руководящих сотрудников банка “Менатеп” и компании “ЮКОС”.
Узок их круг, тем не менее за пять лет не установили. Голословно объявляются преступниками все.
“Сергей Горин располагал документами об организации Невзлиным преступлений и угрожал предать их огласке”, - говорится в приговоре.
Сергея Горина и его жены Ольги Гориной нет. Пропали пять лет назад. Живы или нет – неизвестно.
“Было организовано их тщательное захоронение в неустановленном месте”, - записано в приговоре.
В деле фигурируют лица, признавшиеся в убийствах, приговоренные к длительным срокам заключения еще в 2002 году. Через три года (?!) они дали показания на следствии уже по делу Невзлина: посредник Сергей Горин им говорил, что заказы на убийства поступали от Невзлина и Ходорковского.
Даже в самом смелом воображении трудно представить посредника, который разбалтывает рядовым исполнителям имена заказчиков. В реальном судебном сюжете некоторые исполнители отказались от своих же показаний на следствии. Один из убийц, Геннадий Цигельник, заявил: “Никогда не знал ни Алексея Пичугина, ни Леонида Невзлина, а впервые услышал о них только от следователя Буртового... Я оговорил Пичугина и Невзлина по просьбе следователей Генеральной прокуратуры Буртового, Банникова, Жебрякова и оперативного работника Смирнова. Я заключил сделку с Буртовым 4 мая 2005 года. Мне обещали защиту и минимальный срок, лет 6-7, а дали максимальный”.
Другой убийца, Евгений Решетников, подтвердил: “О том, что заказчиком преступлений является Невзлин, узнал от следователей”. Однако в приговоре написано: “Многие исполнители друг друга не знали, но их показания согласуются между собой, что указывает на один источник”.
Какой источник имеется в виду? Можно ведь понять по-разному.
“Невзлин полностью контролировал службу безопасности нефтяной компании “ЮКОС”, в том числе подготовку и организацию с ее помощью особо тяжких преступлений”, - решительно обобщил судья.
Такие приговоры нуждаются в пропагандистском сопровождении. Его легко обеспечить. Долго ли слепить фильм?
Делается просто. Крупным планом трупы, слезы и горе родственников, показания убийц на следствии (не на суде!), нефтяные скважины, поток долларов, в тумане - лица Ходорковского и Невзлина. Нетрудно найти подходящий синхрон. К примеру, с заседания ученого совета Российского гуманитарного университета, ректором которого с июня по ноябрь 2003 года был Невзлин.
Допустим, такой кадр - Невзлин вскидывает кулак и говорит с напором: “Мы сделаем все, чтобы обеспечить приоритет!” Далее - трупы и закадровый голос: “Вот так они обеспечивали свои “приоритеты”. Не вредно намекнуть и на связь с чеченским подпольем. Мол, десятки миллионов теневых долларов “ЮКОСа” направлялись на поддержку террористов.
В 2004 году в эфире НТВ шел такой фильм о Ходорковском под названием “Заранее оплаченный террористический акт”. Вызвал тошнотное отвращение у малой части общественности, которая знает, как производятся подобные гнусности, и определенную убежденность у большинства, которое верит подтасовкам с ходу, не задумываясь ни на секунду.
Однако такой же фильм о Невзлине не сделали. Удивительно и непонятно – почему?
Значит, телевидение не получило команды от администрации нового президента. Мало ли что у него на уме. Вдруг да освободит условно-досрочно Михаила Ходорковского. Тем не менее дело Невзлина, начатое при Путине, уныло и бездарно довели до неубедительного приговора. Стараясь не привлекать к нему внимания.
Синдром междуцарствия. До правосудия, до истины нет дела.
Москва


Наверх
Elan Yerləşdir Pulsuz Elan Yerləşdir Pulsuz Elanlar Saytı Pulsuz Elan Yerləşdir