Здравствуйте, ПОЛКОВНИК ГРАКОВ!

В мире
№29 (639)

Анекдоты об армии и милиции всегда популярны. Появляются они из гущи жизни, часто даже оформленной документами и приказами. Из самых старых помню приказ градоначальника Ростова полковника Гракова. В нем сообщалось: какие-то лица расклеивают по городу листовки, в которых призывают пролетариев всех стран соединяться. Выражалось недоумение: почему пролетарии всех стран решили соединиться именно в Ростове? Посему постановлялось: соединение пролетариев всех стран на территории вверенного полковнику Гракову Ростовского-на-Дону и Нахичеваньского-на-Дону градоначальств - запретить.
Хорошо бы привести текст дословно, но, увы, не помню. Впрочем, полное представление о слоге и мысли Гракова можно получить по сохранившемуся для потомков другому шедевру. Однажды, гуляя по улицам переодетым, инкогнито, он увидел у гостиницы швейцара, который не узнал его и сказал обидно: “Проходи, чего лупишь глаза? Много вас тут цельный день охаживает подъезды”.
На следующий день Ростов взахлеб читал приказ-творение, опубликованное в газетах:
“Швейцары! Я вашу братию знаю. Вы там стоите себе при дверях, норовя содрать чаевые. Я понимаю, что без чаевых вашему брату скука собачья. Однако кто вас поставил в такое положение? Кому обязаны всем? - Городу и городскому начальству. Поэтому требую раз и навсегда: швейцар, сократи свою независимость...
Градоначальник Граков”.
Зуд прямого обращения к подчиненным с поучениями о жизни свойствен руководителям в любые времена. У нас он вдруг и в массовом порядке проявился в июле. В различных родах и видах.
Председатель Сбербанка Герман Греф, будучи человеком штатским, послал 1 июля каждому из 265 тысяч сотрудников электронное письмо:
“Наши конкуренты во многом научились работать эффективнее... Чтобы превзойти конкурентов в большом, каждый из нас должен начать с малого - посмотреть на себя, оценить свою работу... Делать лучше и эффективнее каждодневные, ранее привычные дела, привести в порядок свое рабочее место, организовать пространство офиса так, чтобы всё было под рукой и любые операции занимали меньше времени... Стать более терпимым к недостаткам других и не откладывать работу над собой”.
Не отстал от главы Сбербанка, не отложил работу над собой и над личным составом министр внутренних дел Рашид Нургалиев. В тот же день, 1 июля, он публично, на конференции, осудил “случаи грубого, а иногда и хамского отношения к гражданам. Люди приходят к нам со своей бедой, ждут защиты, а вместо этого нередко сталкиваются с безразличием и формализмом. Меня как руководителя до глубины души возмущает такое черствое, безответственное поведение отдельных сотрудников”.
После чего начальник Департамента кадрового обеспечения объявил, что до конца года в МВД РФ будет принят “Кодекс профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел”.
Работа над ним ведется уже два года. Еще в 2006-м предупреждали общественность. Аналогичный кодекс был уже принят в 1993 году. Никто его не отменял. Значит, придется отменить.
Каким будет новый - узнаем. Только многие почему-то заранее настроены скептически.
“Подобные заявления считаю изощренной формой издевательства над нашим населением, - заявил заместитель председателя комитета Госдумы по безопасности Сергей Гончаров. - У 99 процентов нашего населения упоминание этого кодекса ничего не вызовет, кроме идиотских ухмылок и ёрничества”.
Гончаров - военный. Известна необъективность, выразимся так, отношения армейских к милицейским. Но любопытно, что скажет Гончаров по поводу такого же кодекса, принятого Министерством обороны? Называется - “Правила этикета военнослужащих и гражданского персонала, проходящих военную и государственную гражданскую службу в центральном аппарате Министерства обороны Российской Федерации”.
Позволю себе небольшой мемуар. Я служил в 1969-1971 годах. Читал Устав внутренней службы Советской Армии, в котором к слову “стандартный” всегда давалось пояснение в скобках. Например: “Заправка коек должна быть стандартной (однообразной)”. Наши Уставы были созданы на основе Уставов еще 1939 года. Образовательный уровень многих призывников тех лет - курсы ликвидации безграмотности. Так что пояснение вполне оправданно, уместно.
С тех пор, с 1939 года, минуло почти 70 лет. Что изменилось? Почитайте “Правила этикета...”, своеобразный устав внутренней службы и дружбы не для малограмотных солдат из российских деревень - для высших офицеров, работающих в Министерстве обороны и Генеральном штабе.

“ Для приветствия лучше всего пользоваться традиционным официальным “Здравствуйте!” или более теплыми словами “Доброе утро!” - до 12 часов, “Добрый день!” - до 18 часов, “Добрый вечер!” - после 18 часов...
Слова приветствия произносятся четко, не слишком быстро, но и не медленно. При этом говорящий смотрит прямо. Неприлично при приветствии отводить взгляд в сторону, рассматривать помещение или других присутствующих. “Добавленная” к приветствию улыбка улучшит общее настроение...
Рукопожатие - традиционный, символический и традиционно мужской жест-приветствие. Оно должно быть кратким и достаточно энергичным, при этом не слишком сильным и не слишком слабым. Нельзя трясти или встряхивать чужую руку или протягивать лишь пальцы рук”.
И так далее на нескольких страницах.
Повторю – не для солдат, пришедших в армию после ликбеза, а для высшего офицерского состава, пришедшего в Министерство обороны и Генштаб из военных академий. Разъяснили сердешным, как по часам отличать утро от вечера.
Еще мемуар об Уставе 1939 года.
Как-то ночью, когда казарма спала, мы с командиром нашей 3-й роты Евгением Алексеевичем Ташлыковым пили чай в канцелярии. На огонек зашел молодой замполит 2-й роты. Налили ему. Замполит поделился проблемами: “Мучаюсь, надо характеристику написать на одного раздолбая. Помогите”.
Мой командир оживился: “Учись! Значит, берешь Устав внутренней службы. Открываешь параграф “Обязанности солдата”, переписываешь основные положения. Если характеристика положительная – оставляешь как есть. Если отрицательная, везде ставишь “не”: не осознает, не соблюдает, не выполняет, не изучает, не оказывает уважение, не бережет государственное и военное имущество... Понял?”
Окажутся ли “Правила этикета...” для полковников и генералов такими же полезными, каким был для нас Устав 1939 года?
Интересно было еще раз встретиться, полковник Граков!
Москва


Наверх
Elan Yerləşdir Pulsuz Elan Yerləşdir Pulsuz Elanlar Saytı Pulsuz Elan Yerləşdir