Боевики предлагают "перемирие"?
Исмаил Абу Шанаб, один из лидеров ХАМАСа, заявил, что его группировка готова предложить «перемирие» Израилю, если он выведет свои войска с «палестинских территорий», отведя на границы, существовавшие до Шестидневной войны.
Прекращение огня должно быть предоставлено в качестве «худны», временного мира, который, согласно Корану, мусульманский завоеватель иногда дарует неверным, если они склоняются к мирной сдаче. Условиями «худны» таковы: демонтаж всех еврейских поселений на Западном берегу и в секторе Газа, отвод ЦАХАЛа к границам 1967 года, освобождение всех задержанных членов палестинских, боевых организаций.[!] Только после этого ХАМАС был бы готов рассмотреть вопрос об установлении «перемирия» или «худны». Эта «новая инициатива» является неизменной, по крайней мере, с 2000 года, позицией руководства ХАМАСа, в соответствии с которой «любые соглашения арабов с Израилем могут быть только худной». «Худна» заканчивается тогда, когда становится возможным «мирное упразднение Израиля».
Над общим планом «перемирия» активно работали и продолжают работать сегодня руководители еще одной палестинской организации «Танзим», являющейся милицией арафатовского «Фатха».
Напомним, что накануне удара израильских ВВС по дому, в котором находился лидер боевого крыла ХАМАСа – «Бригады Иззадина Кассема» Сала Шехаде, эта организация собиралась опубликовать в арабских, европейских и израильских СМИ заявление о перемирии, которое должны были также поддержать ХАМАС и «Исламский джихад».
В переговорах с исламистами большую роль сыграл руководитель «Танзима» в Иерусалиме Хатем Абдель Кадер. Весной нынешнего года этот палестинский лидер посетил Иран, где и провел переговоры с представителями ХАМАСа и «Исламского джихада». Они, по его словам, дали согласие сделать совместное заявление.
Нью-джерсийская газета The Record сообщает, что давление на ХАМАС было оказано и по линии главного спонсора этой организации - Саудовской Аравии. Доноры из Эр-Рияда предупредили лидеров террористической организации о возможном сворачивании денежного довольствия, если те не согласятся вступить в соглашение с Кадером. Понятное дело, что саудовцам пришлось проявить жесткость под давлением Вашингтона.
Все шло к тому, что перемирие будет объявлено, но в день, когда его текст должен был быть передан в СМИ, израильский F-16 дал залп по дому обер-террориста Шехады...
Предлагаемые планы «перемирий» заставляют израильское руководство ответить на очень сложный вопрос: можно ли воспринимать эти планы всерьез, не рискуя отказом создать впечатление, что оно отвергает протянутую врагом оливковую ветвь?
Ариэль Шарон и его ближайшие советники в «добрые» намерения лидеров палестинских организаций не верят. «Знали ли мы о намерении «Танзима» выступить с планом перемирия, - говорит его пресс-секретарь Раанан Гиссин, - конечно. Но мы видели в нем очередную, никчемную декларацию».
В Израиле далеко не все считают так, как Гиссин и его патрон.
По мнению отдельных экспертов, решение руководства «Танзима» пойти на перемирие связано с тем, что в рядах организации, особенно среди молодежи, возникло сомнение в целесообразности продолжения вооруженной борьбы, ведущей в никуда. Молодежь хотела бы изменить тактику борьбы, прекратив террор и возобновив политические контакты с Иерусалимом и Вашингтоном. Это привело бы, во-первых, к выводу израильских войск из городов автономии, во-вторых, высвободило бы замороженные фонды. Существует информация о том, что план перемирия, над которым работают лидеры «Танзима», поддержан и главой этой организации, Марваном Баргутти, находящимся сейчас в израильской тюрьме.
Другая точка зрения состоит в том, что молодые лидеры «Танзима», выдвигая план перемирия, хотели бы взять в свои руки инициативу в проведении реформ, дабы не уступить пальму первенства Арафату, делающему ставку на «старую гвардию». Если удастся добиться прекращения огня и вывода израильских войск, то это позволит «молодым» настоять на проведении выборов в «Фатхе» и попытаться захватить руководящее положение, оттеснив «старую гвардию». Таким образом, утверждают израильские политики, не верящие в серьезность намерений «Танзима», «движение к миру» будет ничем иным, как тактической уловкой одной из фракций «Фатха» в борьбе за власть. Поддержка ХАМАСом плана прекращения огня, полагают скептики, также имеет тактическую природу. Политические лидеры организации после установления перемирия хотели бы сохранить в неприкосновенности свои боевые отряды, воспрепятствовав требованию израильтян расформировать все военизированные подразделения, создав на их месте единую военно-полицейскую структуру.
Позицию Израиля в отношении планов перемирия выразил недавно министр обороны Беньямин Бен-Элиэзер, заявив: «Мы, естественно, за прекращения огня. Но все эти планы должны помочь реформированию аппарата управления ПА, и, в первую очередь, системы безопасности. Если предложения о перемирии не содержат в себе далеко идущих целей, их реализация вряд ли будет иметь успех».