ЗА ПОРОГОМ доступности
В апреле этого года конгрессмен Энтони Винер сделал достоянием общественности свои выводы о том, что в городе более полумиллиона жителей тратят на оплату жилья не менее 50% своего дохода. В нынешнем мае крупная неприбыльная организация Community Service Society опубликовала отчет с таким же выводом: у малоимущих семей доля дохода, идущая на оплату рента, непрерывно растет. А недавно ньюйоркцы были «осчастливлены» решением Rent Guidelines Board, позволяющим лендлордам увеличить рент на 4.5% для годового договора и на 8.5% - для двухгодичного. Дополнительно было принято беспрецедентное решение существенно поднять рент и тем, кто уже давно проживает в своих квартирах. А ведь нужно еще платить за питание, электричество, бензин, медицину, образование и т.п. Расслоение ньюйоркцев в зависимости от их доходов и расходов стремительно увеличивается.
Анализом ситуации с оплатой жилья в Нью-Йорке Community Service Society занимается уже 12 лет. Ежегодно выпускается отчет под названием «Making the Rent: Who’s at Risk – Rent-Income Stresses and Housing Hardship among Low-Income New Yorkers». Уже в 2005 году треть нью-йоркских семей находилась ниже установленного тогда двукратного федерального порога бедности – 35 тысяч долларов в год, и считалась малоимущей. Большинство из них снимало несубсидированное жилье в частных домах. «Между тем, - отмечает один из авторов отчета В. Бах, - другая, самая состоятельная треть нью-йоркских семей в большинстве своем проживает в собственных домах».
За анализируемый период средняя доля рентной нагрузки на бюджет семьи ньюйоркца выросла с 23.6% до 25.2% и неуклонно приближается к 30%. Но это в среднем по всему городу. В отчете наниматели квартир делятся на три группы. И хотя для каждой из них рентная нагрузка растет, имеет место существенное различие по абсолютным значениям этого роста. Так, для верхней трети наиболее состоятельных жителей и средней трети, включающей верхний слой среднего класса, доля рентной нагрузки составляла в 2005 году 16% и 27% соответственно. Зато для последней трети, куда попадают бедные или почти бедные семьи, эта доля уже в то время доходила до 44%. Сейчас для 39% семей из этой категории она уже превысила 50%. Наступил кризис доступности жилья.
Самым тревожным выводом авторы отчета CSS считают стремительное сближение тех, кто еще недавно был «около черты бедности», с теми, кто туда относится. К 2005 году 95% бедных семей имели рентную нагрузку более 30%. Среди тех, кто находился «около черты бедности», её имели 78% семей. И если среди бедных семей доля тех, чья рентная нагрузка превышала 50%, сократилась до 68%, то среди находящихся «около черты бедности» она выросла до 35%.
Аналитики CSS обоснованно утверждают, что при таких нагрузках на бюджет у людей практически опускаются руки, они перестают искать пути увеличения дохода через, например, повышение квалификации, высвобождение времени для поиска новой работы и т.д., а идут по жизненной лестнице вниз.
На одни и те же статистические данные можно смотреть разными глазами. Если в CSS их оценивают как угнетающий ньюйоркцев рост рента, то у тех, кто реально осуществляет жилищную политику, точка зрения другая. Они утверждают, что повышение рента за последние годы сопровождалось значительным улучшением качества жилья и ньюйоркцам нужно жаловаться не столько на высокий рент, сколько на недостаточный уровень доходов, чтобы продолжать называться ньюйоркцами. Именно так высказался ответственный сотрудник Citizens Housing and Planning Commission Гарольд Шульц, который ранее работал специальным советником в Department of Housing Preservation and Development.
Но если государство практически не может нуждающемуся повысить его доход, то оно, по мнению аналитиков CSS, должно принять меры по сокращению его расходов с помощью, например, ваучеров 8-й программы и различных форм налоговых кредитов. Многие домовладельцы Нью-Йорка начиная с 2004 года стали получать ежегодно определенные льготы по налогу на недвижимость. Однако аналогичное предложение спикера горсовета К.Куинн в отношении налогового кредита для тех, кто платит рент, не встретило поддержки ни в мэрии Нью-Йорка, ни в Олбани.
В.Бах напомнил, что во время первых забастовок нанимателей жилья в Нижнем Истсайде Манхэттена в Нью-Йорке , прошедших в 1904 году, речь шла о ренте, который составлял 35-40% дохода. Сейчас для бедняков рентная нагрузка составляет в среднем 62%. «Хотя наниматели и их адвокаты не сидят сложа руки и не молчат, но уровень их протеста, к большому удивлению, весьма слаб при нынешних условиях», - заявил Бах.
М. Смехов