ПОГОВОРИМ О СТИЛЕ

Досуг
№27 (637)

“Стиль хиппи - униформа любви

Брожение умов послевоенного поколения непременно должно было породить время молодежного бунта. И этот период наступил во второй половине 60-х прошлого века. Молодежь уже приняла и беспричинный бунт Брандо, и умозрительное отвращение к миру Джека Керуака, Аллена Гинсберга и других битников. Но в отличие от предшественников движение хиппи стало массовым и породило философию, усвоенную миллионами. Молодые люди и девушки на обоих берегах Атлантики демонстративно перечеркнули жизненные ценности своих родителей. Но если молодые европейцы агрессивно пытались изменить окружающий мир с помощью уличных погромов и баррикад, то появление самого мирного движения на планете (исключая гандизм) – движения хиппи, определилось в какой-то мере теплым климатом Калифорнии и расслабленностью, возможной только на юге.

 Хиппи, конечно, прямые наследники битников, особенно в области экспериментов с наркотиками и любви к путешествиям. Идеологи хиппи ценили творчество Джека Керука и Уильяма Берроуза, философию Маркса, музыку “Битлз” и образ “Сhelsea look”. Лондон стал Меккой хиппующей молодежи, но стиль хиппи никак нельзя считать просто частью “британской волны”.
 Англичанка Мэри Куант создала мини-юбки, колготки и сумки-рюкзаки, которые актуальны до сих пор и не собираются устаревать. Когда-то она решительными движениями ножниц открыла миру женские ноги, а мужчинам удлинила волосы, дав толчок полной свободе поведения и сексуальной раскрепощенности. Но все же “британская волна” была городским стилем, очень быстро ставшим конъюнктурным. Стиль же хиппи изначально возник как антимода, точнее, полное ее отсутствие, и корни его находятся в области фолк-культуры, этники. Одежда хиппи 60-х скорее напоминала одежду первых поселенцев или даже индейских охотников из романов Фенимора Купера, чем концептуальные творения Мэри Куант. Любимые материалы: прочные и непритязательные деним и хлопок. Наряд идеально приспособлен для путешествий пешком или автостопом: длинные волосы, которые лень стричь, подвязываются ленточкой, чтобы не падали на лоб, а болтающийся на шее мешочек с документами никто не украдет. Не случайно хипповский рок, с одной стороны, продолжил традиции блюза и дал толчок развитию электронной музыки, с другой - повернулся к американской фолк-музыке и кантри. А героини хипповского мира - женщины-барды Джоан Баэз, Дженис Джоплин и Меланья Сафка, отдали дань американскому фольклору.
 Поразительна почти детская любовь хиппи к различным украшениям и “фенечкам” - всевозможным нитяным и бисерным браслетам, ожерельям, заплаткам, кольцам и вышивкам. Эта любовь не только детская, но и первобытная: большинство украшений - амулеты и обереги. Узор на “фенечках” подбирался с определенным замыслом, на заплатках вышивалось священное слово “love”. И даже культовый жест хиппи - средний и указательный пальцы в форме буквы V(Victory), по силе воздействия приравнивался к христианскому кресту осеняющему.
 Такого обилия аксессуаров не знала никакая другая культура ХХ столетия. Хиппи отличились именно тем, что могли создавать культовые вещи практически из ничего, из любой ерунды. Обвешанные многочисленными бусами и браслетами рок-идолы напоминали индейских вождей на празднике большого урожая.
 Еще одна “детская” особенность хиппи заключается в том, что они в отличие от адептов London look свели практически на нет понятие сексуальности и даже различия полов: мужчины и женщины хиппи  одевались и выглядели практически одинаково. По сути своей наряд хиппи напоминал ту же униформу, что и хаки “зеленых беретов”. Это была униформа солдат любви.
 Хиппи сами себя называли детьми. Именно таким они хотели видеть мир - как жизнь из детских воспоминаний, где нет злодеяний, плохих людей, денег и социального неравенства. Есть только музыка и любовь. Для американской молодежи, которая видела “охоту на ведьм” Маккатура, убийство Кеннеди и Вьетнамскую войну, подобная философия казалась выходом. Возможно, тем, о котором говорил Берроуз: “Лучший выход - это вход”. Эту мысль использовал Джим Моррисон в названии своей группы Doors”.
 Лев Толстой, наверное, переворачивался в гробу, - хиппи свято выполняли его наказ о “сопряжении”. Они называли друг друга братьями и сестрами, занимались любовью, а не войной: make love, not war! Ценили прекрасное и презирали деньги. “Простая публика пусть хлопает, а богатые могут бренчать своими драгоценностями”, - как-то иронически заметил Джон Леннон на концерте, где присутствовала королевская семья. Единственное, чего хиппи не хотели делать, это трудиться в поте лица своего, “пахать и сеять”. Достойными занятиями считались чисто созерцательные, интеллектуальные, духовные: сочинять музыку, рисовать или просто проникать в глубины подсознания и искать смысл жизни с помощью медитаций.
 Апогей попыток хиппи уйти от реальной жизни - знаменитые рок-фестивали. В Ньюпорте, Алтамонте и, конечно, Вудстоке. Последний оказался не только самым грандиозным “праздником неповиновения” ХХ века, но и показал, как сильно хиппи зависят от ненавистного косного буржуазного общества. Именно полицейские сбрасывали им на протяжении всего фестиваля с вертолетов бесплатную еду и медикаменты, а частные врачи оставляли свою практику, чтобы вовремя оказать помощь. “Вудсток” стал пиком движения хиппи и его смертью. Оправившиеся после затянувшегося праздника мальчики и девочки вернулись в университеты и офисы своих отцов, а музыканты и художники - к необходимости творить и содержать себя.
 Движение хиппи - настоящий праздник, неограниченный полет фантазии. И стиль в одежде тоже отличался полным отсутствием правил: весь облик “хиппаря” должен был демонстрировать веселую бедность и беззаботное отношение к жизни. Небрежность в одежде хиппи была нарочитой и искусственной. Прежде всего, джинсы, которые из одежды американских фермеров и ковбоев превратились в одежду протеста левых студентов и хиппи, а затем к 1972 г. в самую популярную массовую моду в стиле “унисекс”. Дыры на джинсах появлялись не от долгого ношения и ограниченного бюджета, а аккуратно прорезались и окаймлялись пушистой бахромой. Но оказалось, что именно эту универсальность, незатейливость и китчевую красоту хипповской одежды проще всего тиражировать. Стиль хиппи был легко узнаваем - каждый его элемент, каждый штрих вызывал и вызывает вполне определенные ассоциации. Немного пригладив и облагородив их одежду, оказалось очень просто ”одомашнить” и приручить движение хиппи. Поэтому впоследствии, когда оно утратило свой жизненный источник, а его идеологи Дженис Джоплин, Джим Моррисон и Джимми Хэндрикс оказались на небесах, хиппи из философского движения превратились в ширпотреб. Разорванные джинсы, купленные в специальном магазине, и сейчас стоят дороже обычных, а заплатки, бисерные бусы, “пацифики”, расшитые рюкзаки и платки с “огурцами” стали такими же элементами массовой индустрии одежды, как пиджаки и дамские сумочки. Первый показ моды хиппи прошел в Лондоне в 1967 году. В 1968 г. был поставлен мюзикл Э. Веббера “Волосы”, посвященный той же эстетике хиппи. В августе 1969 г. в Вудстоке, о котором я уже говорила, состоялся грандиозный рок-фестиваль, зрителями которого стал 1 млн. человек. О фестивале был снят фильм, который тоже способствовал популярности этой моды. Появилось даже понятие “хиппитализм” - использование идей хиппи большим бизнесом для извлечения прибыли.
Официальная мода обязана хиппи раскрепощенностью и появлением множества стилей: этнического и фольклорного, стиля ретро, “стиля лохмотьев и дыр”, стиля “унисекс”.
В 1968-1969 гг. впервые в моде одновременно были приемлемы  три длины: мини, макси и миди. Длина макси стала популярной благодаря ретротенденциям, которые возникли под влиянием кино. На моду оказали большое влияние фильмы “Доктор Живаго” (1965 г.) и “Бонни и Клайд” (1967 г.).
Длинные пальто из “Доктора Живаго” носили с мини-юбками. Неопределенность с длиной, которая всегда была главным признаком сезонной моды, сделала еще более актуальными женские брюки. В 1969 г. в Париже был настоящий бум брючных костюмов.
Впервые в моде стало возможным сосуществование множества стилей: ретро, этнический, цыганский, элементы фольклорного и исторического костюма.
Начавшийся в конце шестидесятых переходный период от индустриального к постиндустриальному обществу и возникновение постмодернизма в искусстве характеризуется распространением многообразия и эклектики в качестве основных творческих идей.
Мода в “послехипповский” период становится более демократичной, позволяя каждому человеку проявлять свою индивидуальность, и уже не навязывет свои строгие правила и рецепты.
Материал подготовила
Наташа Шарымова


comments (Total: 3)

Спасиб, информация оказалось очень полезной...Я хочу стать хиппи, и то, что прочла, мне очень в этом поможет...:)))

edit_comment

your_name: subject: comment: *
круто, но сам так ходи:)

edit_comment

your_name: subject: comment: *
жаль конечно волоси

edit_comment

your_name: subject: comment: *

Наверх
Elan Yerləşdir Pulsuz Elan Yerləşdir Pulsuz Elanlar Saytı Pulsuz Elan Yerləşdir