СЛОЖАТ О ГЕРОЯХ ПЕСНИ

Спорт
№26 (636)

ФРАГМЕНТЫ ИНТЕРВЬЮ
СО СПОНСОРОМ ГАТЫ КАМСКОГО

Как важно в нужное время оказаться в нужном месте... Александр Черненко, которого вы видите на фото в ноябре прошлого года, когда в Москве проходил Мемориал ТАЛЯ, находился по служебным делам в российской столице. Как страстный фанат шахмат он не мог не посетить Центральный шахматный клуб им.Ботвинника, где состоялось это яркое зрелище, и лично не познакомиться со своим давним кумиром.
У нас есть возможность заглянуть в глаза нашему герою, познакомиться с фрагментами его беседы с известным журналистом Юрием Васильевым (www.chesspro.ru). Интервью записано по телефону из Аккры, столицы Ганы, где Александр Черненко находится время от времени как совладелец алмазных приисков.
- Как судьба свела вас с Гатой?
- Так получилось, что по жизни я был диссидентом. Работая на радио «Свобода» и преподавая в институте, имел неприятности с «органами». И поэтому, когда Гата, по различным причинам, скажем так, не стал чемпионом мира в 1996 году, и когда он опять же по разным причинам (комментировать эту тему не хочу) ушел из шахмат, я был страшно расстроен, потому что видел, как он в ряде партий буквально «разносил в пух» самых выдающихся шахматистов того времени. Когда Гата вернулся два года назад в шахматы, я читал множество интервью с ним. Было видно, что он играет со старым багажом, но при этом выглядит очень достойно даже на фоне игроков первой мировой десятки. Я пришел к выводу, что ему надо помочь. Во время турнира памяти Таля был по делам в Москве, подошел к Гате и сказал, что хочу ему помочь и с точки зрения организаторской, и с точки зрения финансовой. Он ответил, что не может решать подобные вопросы самостоятельно, в одиночку, что должен посоветоваться со своей семьей. Под новый год мы созвонились с отцом Гаты Рустамом и обо всем договорились предметно. И я вступил в должность.

- Почему произошли проволочки с предоставлением банковских гарантий?
- Если коротко, то для того чтобы предоставить банковские гарантии, нужно собрать целый ряд документов. Когда эти документы были готовы, я получил письмо от первого вице-президента ФИДЕ о том, что нужно предоставить не так называемый «банковский инструмент», а сделать прямой перевод на счет ФИДЕ всей суммы, а она достаточно приличная - $ 935 000. Это довольно долгий и муторный процесс.
- Что-то о вашем бизнесе расскажете читателям?
- Нет проблем. Первым моим бизнесом в Украине было книгоиздательство. Хотя я журналист по специальности. Когда распался Советский Союз, я создал одно из первых частных издательств. И мы издали десятки миллионов книг. По многим из них по сегодняшний день учатся в школах, институтах, университетах Украины. Я считаю, что это самая светлая страница моего бизнеса, потому что я занимался тем, чем хотел заниматься, чем люблю заниматься.
- Извините, не спросил сразу. Сколько вам лет, где живете, имеете ли семью?
- Мне 50, женат, сыну 26, дочери – 16. Живу в Киеве.
- Несколько слов о вашей журналистской деятельности.
- Я работал на радио «Свобода» в Мюнхене. Было это и в «запрещенные времена», и в «незапрещенные». Освещал экономическую тематику.
- Давно стали бизнесменом?
- Вообще я бизнесмен с 1988 года. Последние 7 лет у меня производственный бизнес. В Украине я занимаюсь разработкой блочных и щебеночных гранитов, а в Африке... Ну, вы знаете, чем можно в Африке заниматься? Это – драгоценные и не очень драгоценные камни. Чтобы не вдаваться в детали.
- Ну а с шахматами как связаны? Не могли же вы просто так, ни с того ни с сего, заняться шахматным менеджментом?
- Это по-своему удивительная история... Вырос я в селе «средней забитости»... Помимо занятий сельским хозяйством и животноводством, фактически ничего не существовало... Человек в селе, который занимается интеллектуальным трудом, смотрится как-то диковато... А когда его интересуют шахматы и когда он выписывает в возрасте 10-11 лет: «Шахматы в СССР», «64», потом шахматные журналы из Болгарии, Югославии – это выглядело по меньшей мере странным... Я играл в шахматы по переписке. Не одна деревня смеялась над этим моим занятием: как это можно играть в шахматы по переписке?!
- И до какого разряда вы доигрались?
- Это был довольно солидный уровень турниров по переписке – первенство Украины. Доигрался до кандидата в мастера. Еще перед развалом Советского Союза я доигрался до мастера спорта, но звания не получил, потому что когда все развалилось, то года два-три никаких соревнований по переписке не было. Но могу с уверенностью говорить, что на крепкого кандидата в мастера я играю точно.
- Как дальше развивалась ваша шахматная судьба?
- Как таковой у меня «шахматной судьбы» не было. То, о чем я вам рассказал, – практически все. Я играл в шахматы в университете, возглавлял команду своего факультета, но в университете мое занятие шахматами было простым увлечением.
- Это какой университет?
- Киевский. Я окончил Киевский государственный университет. Вырвался из села и поступил с первого раза, хотя конкурс был 36 человек на место. Никто не верил, что я поступил «по уму», думали, дал взятку, но я поступил без ничего: без связей, без контактов, без денег. Из почти забитого села.
- Сейчас, когда все узнали о вашей инициативе, связанной с организацией матча Топалов – Камский, о больших деньгах, которые вам удалось собрать для этого события, многие любители шахмат (в том числе из Украины) поговаривают: «Ну вот, под иностранца нашлись деньги, а под боком, в том же Львове живет гениальный шахматист Иванчук, и ему почему-то никто не хочет оказать всестороннюю помощь для того, чтобы он мог вновь пробиться к матчу за титул чемпиона мира...»
- Возможно, мой ответ покажется парадоксальным. Я это делаю не только для того, чтобы поддержать Гату, но и для того, чтобы вернуть Львову его доброе шахматное имя. Это город, который дал миру Леонида Штейна, Виктора Карта, Александра Белявского, Адриана Михальчишина, Олега Романишина, Марту Литинскую, Зою Лельчук, я уж не говорю о Василии Иванчуке. Я принципиально хочу, чтобы шахматное событие, к которому будет приковано внимание всего мира, проходило именно во Львове. Чтобы мир увидел: Украина может проводить матчи на достойном уровне. Что в Украине можно провести «Евро-2012» на достойном уровне. Я хочу, чтобы матч прошел во Львове потому, что Львов – кузница шахматных кадров не только бывших, настоящих, но и будущих. Я хочу, чтобы матч прошел во Львове еще и потому, что сейчас там идет борьба за сохранение легендарного шахматного клуба...


Наверх
Elan Yerləşdir Pulsuz Elan Yerləşdir Pulsuz Elanlar Saytı Pulsuz Elan Yerləşdir