Прививка от нацизма
Происхождение Праздника урожая воcходит к дохристианской эпохе. Отмечали его еще в Древней Греции и в Римской империи. Схожие ритуалы имеются и в иудаизме (Шавуот – праздник первых плодов и Суккот – праздник благодарения и сбора урожая). В Германии этот праздник традиционно отмечается в первое воскресенье после Дня святого Михаила, приходящегося на 29 сентября (в Пруссии это было даже закреплено королевским указом 1773 года). Но Католическая и Евангелическая церкви Германии официально этот праздник никогда не признавали, хотя и не возражали, если общины их проводили.
А министерство
“над схваткой”!
В 1933 году распоряжением Гитлера 1 октября объявили официальным праздничным днем, и 28 февраля 1934 года эта дата была внесена в перечень государственных праздников. Идея принадлежала министру просвещения и пропаганды Геббельсу, видевшему в этом, по его словам, «возможность интеграции сельского населения в государственную жизнь». Гитлер и поручил министерству Геббельса провести массовую разъяснительную работу по «привязке» праздника не к христианству, а к поклонению древнегерманскому богу Вотану и почитаемой нацистами идеологии «крови и почвы» (Blut- und Bodenideologie). Первый имперский Еrntedankfest состоялся уже в 1933 году. Место для его проведения выбрал Геббельс, определив для этого окрестности древнего города Бюкебурга – «долину исконно германского Везера». В короткие сроки здесь проложили автобаны, отстроили вокзал, спрямили гору, соорудили лестницы и трибуны. Сценарий праздника, проводимого здесь с 1933 по 1937 год, был установлен раз и навсегда: торжественное прибытие Гитлера, его проход по центральной дорожке («Фюрервег» – «путь вождя») к трибуне, прием парада частей вермахта и – апогей – его речь, транслируемая по радио по всему миру.
Живущий в Гамельне бывший учитель, историк Бернхард Гельдерблом мало того что не сторонник нацизма – он убежденный антифашист, положивший много сил и 10 лет на поиски и исследование документов, связанных с национал-социалистическим прошлым Бюкебурга. С 1939 по 1945 год на здешних предприятиях и в крестьянских хозяйствах содержалось свыше 300 пригнанных на принудительные работы так называемых «восточных рабочих» из Польши, Украины и России. После войны Гельдерблом разыскал 115 из них и на основании переписки и личных встреч издал монографию об ужасах рабства, в которое обратили этих людей нацисты. Часть материалов им использована для создания выставки, уже не первый год путешествующей по городам Германии (сейчас она экспонируется в баварском Центре документации преступлений национал-социализма «Оберзальцберг» в Берхтесгадене). Так что в симпатиях к нацизму Гельдерблома не заподозрить. И однако же он восьмой год проталкивает идею придания полю под Бюкебургом статуса мемориала и восстановления здесь «Фюрервег».
«Мы должны сохранить для потомков не только мемориалы концлагерей, но и культовые места нацистов, – говорит один из немногих сторонников Гельдерблома, научный руководитель Центра документации «Оберзальцберг» Фолькер Дамм. - Праздник урожая - это важный компонент для понимания феномена Третьего рейха и эпохи национал-социализма». Тем не менее идея Гельдерблома в обществе понимания не находит. В общине Эммерталь, на территории которой расположено «культовое» поле, считают, что это неминуемо приведет к тому, что поле станет местом паломничества неонацистов. «Зачем искусственно создавать проблему?» – резонно считает депутат от партии «зеленых» в местном муниципалитете Томас Юргенс. Того же мнения и бургомистр общины, социал-демократ Андреас Гроссманн. А вот в министерстве культуры Нижней Саксонии позицию заняли, мягко говоря, странную: «Мы пока не видим оснований для совершения каких-либо действий, - заявляют в министерской пресс-службе. – Ведь никаких конкретных планов застройки поля пока не имеется. Мы надеемся, что коммуна и управление по охране памятников найдут согласованное решение. Но конечно, его надо искать при полной открытости обществу».
Да полноте, господа! Вам ли стоять «над схваткой», если управление по охране памятников является структурным подразделением вашего же министерства? Не проще ли определиться уже сейчас, чем разруливать невесть куда зашедшую ситуацию потом? Зато Гельдерблома сотоварищи такая позиция Минкультуры устраивает: «Мы, разумеется, не пойдем против воли жителей коммуны. Но соответствующую заявку в управление по охране памятников мы подали. И теперь согласны ждать еще семь лет», - заявляет историк.
Щекотливая тема
Вся эта странная история разворачивается на фоне усиливающихся в стране дебатов по поводу возможного переиздания одиозной книги Адольфа Гитлера «Mein Kampf» ( «Моя борьба»), сочетающей элементы автобиографии фюрера с изложением идей национал-социализма. Сейчас, спустя 63 года после окончания Второй мировой войны, она остается в Германии запрещенной. Еще в 1945 году права на ее издание были переданы правительству федеральной земли Бавария. Таким образом была предотвращена возможная публикация книги заинтересованными в этом издателями. И все минувшие десятилетия этот запрет остается в силе.
Тем не менее опубликованная во времена Третьего рейха миллионными тиражами книга продается в различных интернет-магазинах, хранится в архивных запасниках и даже в качестве своего рода раритета красуется на полках во многих немецких семьях. Издается она и за границей: в США, например, ежегодно продается около 60 тыс. (!) экземпляров «Mein Kampf» в переводе на английский язык. Так что интерес некоторых слоев населения к книге не спадает и по сей день. Но через семь лет, в 2015 году, срок моратория на гитлеровский манифест истекает. И многие немецкие ученые-историки, а также действующие политики Федеративной Республики уже не первый месяц спорят о том, стоит ли вновь издать книгу, сопроводив ее серьезными научными комментариями. Первыми эту щекотливую тему подняли специалисты из Нюрнбергского центра документации преступлений национал-социализма. Они потребовали научного издания «Mein Kampf». «Именно таким образом мы сможем предотвратить возможные злоупотребления гитлеровского памфлета современными ультраправыми», – отмечают в Центре. Уже подготовлено соответствующее обращение к баварскому премьер-министру Гюнтеру Бекштайну (он входит в попечительский совет Центра и еще в бытность свою главой МВД Баварии многое сделал для разрушения мифов и легенд, созданных вокруг бывших главарей Третьего рейха). Аналогичное обращение Центр направил и в адрес вице-канцлера ФРГ Франка-Вальтера Штайнмайера: его как главу немецкого МИДа просят сформулировать по этому поводу позицию своего министерства.
Пока отношение баварского Министерства финансов – обладателя авторских прав на «Mein Kampf» - к возможной публикации книги остается прежним: “Отход от существующей позиции означал бы огромный политический резонанс и, скорее всего, большое недоумение во всем мире”, – считают в министерстве. Тем не менее некоторые историки призывают чиновников более внимательно прислушаться к мнению специалистов. Так, например, уже упомянутый выше Фолькер Дамм полагает, что «время для научных исследований «Mein Kampf» поджимает, и эти работы должны начаться не позднее, чем в следующем году». На вопрос – зачем это надо? – он дает следующее разъяснение: «Если развенчать в подобных текстах таинственное и запретное, то для определенных кругов они станут уже неинтересными».
Ранее сотрудники нюрнбергского Центра неоднократно публиковали гитлеровские документы в различных научных сборниках. Но главное произведение Гитлера, написанное им еще в 1924 году, во время отбывания срока в тюрьме баварского города Ландсберга, и которое является, по словам экспертов, важнейшим источником идеологии и политики Третьего рейха, специалистами не прокомментировано. По мнению генерального секретаря Центрального совета евреев Германии Штефана Крамера, только четкие факты и исследования смогут убрать нездоровую ауру вокруг этой книги: «Думаю, что мы достаточно умны, чтобы не упустить шанс побороть «коричневое» исчадие нестандартными методами», – считает Крамер, полагая, что широкая общественная дискуссия поможет в этом случае больше, чем обет молчания, наложенный в Германии на «Mein Kampf».
Количество и качество
Идеи эти – что с созданием мемориала под Бюкебургом, что с массовым изданием прокомментированной «библии» нацизма - «Mein Kampf» - представляются весьма спорными. И тут нельзя не отметить еще одного обстоятельства. С прошлого года, в связи с возобновившейся в стране дискуссией о необходимости законодательно запретить неонацистскую Национал-демократическую партию Германии, многие политики призывают к еще более глубокому изучению в школах и гимназиях причин и условий, способствовавших установлению в стране режима национал-социализма. Но вот какая интересная вещь: когда я расспросил десятка два старшеклассников из знакомых мне семей о том, насколько глубоко изучается в школах эта тема, то все ребята, не сговариваясь, дали ответ, суть которого в самой сжатой форме можно выразить одним словом: «За-дол-ба-ли!». То есть настолько их этим «запичкали», что все разговоры на эту тему их уже раздражают. (Замечу в скобках: нам ли этого не понять! советская система идеологической обработки, которой мы массированно подвергались чуть ли не с детсадовского возраста, и в нас, кроме реакции отторжения, ничего не вызывала...)
В то же время активисты ультраправых партий действуют куда как тоньше. Например, они завлекают молодежь на свои рок-концерты, где исполняются хиты экстремистского содержания, бесплатно распространяют у школ компакт-диски с песнями того же характера, ведут массированную пропаганду в интернете и т.д. И это дает определенный результат: во всяком случае, уже упомянутой выше реакции отторжения неонацистские «культурные мероприятия» у молодежи не вызывают. И не сказать, что полиция бездействует. По каждому такому факту она проводит следствие, передает дела в суды, которые выносят обвинительные приговоры. Вот только дела эти исчисляются единицами в год в целом по стране, на каждое из них уходят не то что месяцы – годы, а приговоры сводятся к денежным штрафам, суммы которых для партийных функционеров нисколько не обременительны – ведь ультраправые партии, раз они не запрещены законом, финансово дотируются не только из государственного бюджета (дотации эти сравнительно невелики, хотя сам факт бюджетной поддержки неонацистов демократической Германией парадоксален). Основная финансовая помощь поступает из различных объединений бывших служак Третьего рейха, среди которых немало весьма богатеньких «буратин».
Все это полиции известно, но поделать она ничего не может: партии-то легальные! Например, депутаты от НДПГ заседают в Ландтагах (парламентах) трех федеральных земель! И запретить ту же НДПГ, например, никак не получается: ну не дает она к этому повода! Выходит, ее идеологи и аналитики свое дело знают получше, чем их коллеги по ремеслу в государственных структурах. Вот бы и направить усилия лучших ученых Федеративной Республики на создание такой методики, с помощью которой привитие молодому поколению немцев иммунитета против нацистских/неонацистских идей вызывало в них реакцию неприятия именно этих идей, а не самой прививки. Однако власти, вопреки суворовскому завету воевать не числом, а уменьем, действуют с точностью до наоборот, полагая, видимо, что количество способно перерасти в качество само по себе. Спросили бы, что ли, гимназистов...
comments (Total: 1)
потенциальных клиентов для Вашего Бизнеса
(название, телефон, факс, email, сайт, имена и др информацию)
Много! Быстро! Точно!
Узнайте более подробную информацию по:
Телефон +79133913837
ICQ: 6288862
Skype: prodawez3837
Email: prodawez@mixmail.com