БЕЛОРУССКИЕ ПЕРЕПЕВЫ НА ИРАНСКИЙ МАНЕР

В мире
№23 (633)

Спор о том, должна ли география включать в себя раздел “политическая география” или, наоборот, стать частью “политической”, благополучно разрешился еще 60 лет назад. Созданный в противовес НАТО так называемый Варшавский договор отодвинул просто географию на второй план. Впрочем, “политическая география” родилась еще при Атланте, а может, и раньше. Но тогда еще не было такого термина. И вот после сравнительно недавних торжественных похорон Варшавского договора  “политическая география” воскресла снова.
Страны-близнецы можно сегодня встретить на любом континенте. Они не только выделяются на общем фоне, но и подчеркнуто демонстрируют свое идеологическое родство. И удивительно, как это еще Иран не стал стратегическим союзником, скажем, Беларуси. Минск не против и периодически сигнализирует об этом Тегерану. Во время встречи с иранским министром промышленности и шахт Али Акбаром Мехрабаном белорусский премьер-министр Сергей Сидорский посетовал, что «темпы реализации совместных проектов в сфере машиностроения, строительства, логистики и энергетики не выдерживают никакой критики».
Беларусь не скрывает своей заинтересованности в освоении нефтяного месторождения Джофеир. Есть еще целый ряд проектов, например, производство иранских легковых автомобилей в Беларуси и белорусских грузовиков в Иране, строительство гидроэлектростанции в Гродно, реализовывать которые Тегеран не спешит. Александру Лукашенко даже пришлось заверить гостя в том, что «в политической и дипломатической сферах у нас полное единство взглядов по вопросам мироустройства и создания многополярного мира».
Мехрабан по-восточному щедро расточал комплименты белорусскому президенту, но совместная декларация об экономическом сотрудничестве разве что курам на смех. Иран обязался построить цементный завод и взамен приобрести белорусское сельскохозяйственное и медицинское оборудование. Прошлогодний товарооборот между двумя странами, составлявший всего лишь 80 миллионов долларов, увеличится, судя по всему, не намного, хотя Лукашенко и обещал довести его в этом году до миллиарда.
Иран проявляет осторожность, внимательно следя за реакцией Москвы. Смена президентского караула в Кремле ничего не изменила. Отношение к Лукашенко, который дает понять, что намерен остаться у власти и после истечения третьего срока, по-прежнему настороженное.
Беларуси как воздух нужны деньги. Ради них можно пойти на все, что угодно. Порой доходит просто до анекдота. Вчера, скажем, Лукашенко встретился с иранским министром Мехрабаном, а сегодня приглашает израильского посла Зеева Бен-Арье и уговаривает его активизировать инвестиции в белорусскую экономику.
Все политические “выскочки”, как правило, на одно лицо. Поэтому любые демарши Лукашенко, Ахмадинеджада или Чавеса - не более чем попытка обратить на себя внимание. Если б их игнорировали, они вынуждены были бы заниматься внутренними проблемами, решить которые не в состоянии.
Российско-белорусские отношения все еще остаются в подвешенном состоянии. Переговоры о союзном государстве практически застопорились. Но обмен делегациями продолжается. Недавно Минск посетили российский министр обороны Анатолий Сердюков и генеральный секретарь “Организации Договора о коллективной безопасности СНГ” Николай Бордюжа. В последнее время Минск стал копировать Варшаву, которая за размещение элементов системы противоракетной обороны запросила у Вашингтона 20 миллиардов долларов. Если Польша отождествляет себя с плацдармом Запада  в Восточной Европе, то почему бы и Беларуси не отождествлять себя с форпостом России на Западе? Глядишь, тоже можно поторговаться с Москвой.
Правда, тут Минск, похоже, переоценил свою значимость. У России уже есть западный форпост - Калининград, который она и укрепляет. Сердюков посетил две российские военные базы, расположенные на территории Беларуси. И сказал Лукашенко, что они будут закрыты, поскольку нет смысла дублировать более мощные и  современные  средства связи и глубинной разведки, установленные в Калининградской области. Для Минска эта новость стала неприятным сюрпризом, ибо заметно умаляет военно-стратегическое значение Беларуси.
Минское направление теряет свое значение по одной простой причине - главная опасность для Москвы исходит не с запада, а с востока. Россия опасается, что со сменой власти в Вашингтоне война в Афганистане может принять непредсказуемый характер. Не исключено, что НАТО в конце концов просто уйдет оттуда. И тогда уже России придется защищать свои позиции в Центральной Азии, где обстановка может быть дестабилизирована вплоть до региона, примыкающего к Каспийскому морю.
Может быть, именно поэтому российский президент Дмитрий Медведев решил начать свой первый визит не с Беларуси, которую намеревался посетить, а с Казахстана. С другой стороны, это и сигнал Минску: пора определяться. Во время встречи на высшем уровне в декабре прошлого года  российская делегация поставила вопрос ребром: либо мы интегрируемся, либо продолжаем вялый процесс без взаимных обязательств и обещаний. Тогда Лукашенко уклонился от ответа. И попытался разыграть “европейскую карту”. Но Европа выдвинула свои условия: первым делом прекратить давить на оппозицию. А это то, чего меньше всего хочется Минску.
Пока страна шарахается из стороны в сторону, соседи уходят вперед. Обещание довести среднюю зарплату до 700 долларов в месяц все еще остается недосягаемой мечтой. По данным Всемирного банка, опубликованным в 2006 году, ВВП на душу населения составил в Эстонии 14.555 долларов, в Литве - $13.107, в Латвии - $11.653, в России - $9.902, в Казахстане - $7.440, а в Беларуси - $6.970. Только на Украине было чуть хуже - $6.374. За полтора года та же Россия совершила гигантский взлет: сейчас ее среднестатистический доход на душу населения достиг 14600 долларов. Она почти ликвидировала отставание от стран Балтии. А Беларусь шаг за шагом отступает назад.
К 2010 году жилищно-коммунальное хозяйство республики переведет половину котельных на местное топливо - дрова и торф. Об этом заявил заместитель министра ЖКХ Сергей Сушко. Видимо, на иранскую нефть слабая надежда. А за российскую надо платить независимостью. Министерство статистики и анализа тоже бьет тревогу: продукция отечественных производителей залеживается на складах. Население отдает предпочтение импортным товарам. Причем не только технике и бытовым приборам, но и товарам первой необходимости, включая лекарства.
Внешне все вроде выглядит вполне пристойно. Мостовые моют с мылом, как в Израиле. Даже в Бобруйске, который загадили евреи. А что за фасадом? Страна, говорят, начинается с посольства. Чтобы заменить паспорт в белорусском консульстве в Нью-Йорке, надо ждать как минимум пять недель, поскольку эту процедуру производят в Беларуси. И заплатить 150 долларов, в полтора раза больше, чем в российском посольстве, где подобная замена займет от силы две недели. «Сегодня именно в Беларуси положено начало самому демократическому процессу в мире», - сказал Александр Лукашенко почти 11 лет назад. Сейчас он говорит по-иному: «Я свое государство за цивилизованным миром не поведу».
У каждого свой путь. У одного - иранский, у другого - венесуэльский, у третьего - белорусский. Вместо дорог - только направления. Они ведут в... ну, вы сами знаете куда. Асфальт - это строительный материал, которым покрывают шоссе и тротуары перед тем, как начать земляные работы. А география не имеет никакого значения.


Наверх
Elan Yerləşdir Pulsuz Elan Yerləşdir Pulsuz Elanlar Saytı Pulsuz Elan Yerləşdir