КОММЕРЦИЯ

Нью-Йорк
№21 (631)

В теперь уже далекие 1960-е годы церковь Washington Square Methodist Church в Гринвич-Вилледже настолько активно участвовала в движении против войны во Вьетнаме, что заслужила звание «Церковь мира». Сегодня она выступает в другой ипостаси – приглашает ньюйоркцев «прийти, чтобы переродиться».
Правда, не в религиозном смысле. Теперь она стала своего рода частным «убежищем» с витражами, дверными проемами из белого итальянского мрамора и полами из кварцевых и керамических плиток. Каждое из восьми таких «убежищ» может быть по карману только тем, кто способен заплатить за проживание в них 3 и более млн. долларов.
И если в 1960-х годах эта церковь была, так сказать, эмблемой времени, то и ныне она фактически опять стала ею. Многие церкви, особенно в Манхэттене, перестали зарабатывать на проповедях и обрядах, на концертах хоров и воскресных школах. Теперь они делают деньги как чисто коммерческие предприятия, не чураясь и греховных акций, что безусловно отражается на облике общин, в центре которых они находятся.
Вынужденное изменение веками установленной функции церкви определяется двумя факторами: сокращением числа прихожан во многих районах города и высокой стоимостью владения собственностью.
Статистика говорит, что более 80% ньюйоркцев связывают себя с той или иной религией. Но это не значит, что они приходят в свои молельные дома. За последнее столетие число людей, пользующихся услугами этих домов, сократилось, особенно в Манхэттене. Повлияли на посещение церквей, синагог, мечетей, других храмов и демографические сдвиги.
В качестве реакции на новую и неблагоприятную ситуацию архиепископ Нью-Йорка Эдвард Иган объявил план «перестройки», т.е. закрытия или слияния некоторых католических церквей. Слишком много денег пришлось потратить католической церкви на улаживание скандалов, связанных с сексуальной распущенностью ее священников. И кризис коснулся не только её.
Многие прихожане покинули Манхэттен, переместившись в другие районы города и пригороды. Поэтому потребность в католических церквях стала возникать за пределами города - в округах Орандж, Рокленд и Путнам, а также в северных частях округов Вестчестер и Дачесс. В самом же Манхэттене, жителями которого все больше становятся молодые и не обремененные семьями профессионалы с хорошими заработками, число желающих помочь существованию различных церквей и соборов сокращается. Пастор церкви Church of our Lady of Good Counsel в Ист-Сайде Казимир Ковальски считает: «Чем человек богаче, тем он ленивее, он забывает, откуда к нему пришло его богатство».
Стоимость эксплуатации церковной собственности в Нью-Йорке растет так же, как и любой другой. А денег на подобные расходы становится все меньше. С другой стороны, цена этой собственности и особенно земли, которую она занимает, тоже увеличивается. Поэтому ничего другого для выживания не остается, как использовать собственность и землю в целях менее богобоязненных, пусть и несколько богопротивных.
Теперь многие опустевшие церкви в Манхэттене часто преобразуются в шикарные апартаменты. В тех, что являются памятниками архитектуры, фасады сохраняются, а внутренние помещения модернизируются и перестраиваются в жилые. Именно это произошло с церковью Washington Square Methodist. В ее помещении компания FLAnk Architecture создала комплекс Novare, состоящий из восьми просторных, с отличным дизайном квартир ценой от 3 до 6 млн. долларов, шесть из которых имеют даже витражи. Продающий эти квартиры вице-президент фирмы Corcoran Group Брайан Бабст говорит: «Посмотреть эти квартиры может любой, тем более что витражи в них не носят сугубо религиозного характера, но лучше всего они подойдут тому, кто не боится стать первопроходцем».
В Гарлеме специалисты по недвижимости из Horsford Poteat планируют переделать несколько тамошних церквей в жилые здания, где на первом этаже будут сохранены молитвенные помещения, а на других построены кондоминиумы. Многим гарлемским церквям необходимы дополнительные доходы, чтобы выжить в условиях отсутствия прихожан. Так, бывшая церковь Harlem Gospel Temple Church на 2056 Пятая авеню была преобразована фирмой AFC Realty в здание с 22 кондоминиумами ценой от 645 до 1575 тысяч долларов. Половина из них уже продана.
Многие церковные службы испокон веку сопровождаются музыкой. Но совсем не той, какую можно услышать сейчас в некоторых домах, которые с большой натяжкой можно назвать «молельными». Теперь в церквях устраиваются танцы, торгуют алкоголем и организуют случайные встречи.
Одной из наиболее известных, ставших ночным клубом, была Chelsea’s Limelight, которой владел Питер Гатьен – «Король клубов» 80-х и 90-х годов. В 1846 году здание этого клуба было построено как церковь Episcopal Church of the Holy Communion. Через 130 лет она была закрыта в результате слияния епископальных церквей. Здание существует до сих пор лишь потому, что считается памятником архитектуры.
Клуб Гатьена открылся внутри этой церкви в 1983 году. Через несколько лет этот и другие его клубы подверглись атаке со стороны мэра Р.Джулиани как рассадники наркоторговли. В период с 1995 по 1997 год полиция Нью-Йорка окончательно их закрыла.
Через несколько лет последователи Гатьена открыли клуб Avalon, где процветал мужской стриптиз, проводились различные вечеринки. Посетители получали «причащение». Клуб был закрыт в 2007 году, и его помещение сейчас свободно.
Есть также церкви, ставшие ресторанами. На Вест 57-й стрит в ресторане Providence мало что напоминает церковь Manhattan Baptist Church. Арочные стены увешаны люстрами, а вместо органа встроена  звуковая установка. В алтаре устроен бар, а танцплощадка сверкает неоном. Сама церковь была закрыта из-за отсутствия средств а 1960-х годах. В течение десяти лет в здании находилась музыкальная студия, где свои альбомы записывали Джими Хендрикс, Джон Леннон, Аэросмит, Билли Джоел и Роллинг Стоунс. Затем там поселился бар Le Bar Bat, а после него ресторан Providence.
Многие ньюйоркцы считают превращение церквей в коммерческие заведения делом неизбежным. Однако далеко не все эту неизбежную коммерциализацию одобряют. Некоторые считают, что церкви, синагоги, мечети являются историческими и культурными памятниками, которые таковыми должны быть сохранены для последующих поколений. Между ними и религиозными лидерами и конгрегациями возникают конфликты. Последние доказывают, что сохранение этих памятников и их традиционных функций на века стоит слишком дорого и непосильно для них.
Примером конфликта служит история с церковью St. Brigid’s в Tompkins Square Park в Ист-Вилледж. В конце 1990-х годов выяснилось, что одна из стен церкви начала смещаться. Архиепископ Иган решил церковь закрыть, разрушить и освободить землю. Этому решению воспротивилось общественное движение , которое хочет сохранить здание, с 1840 года служившее местом отправления религиозных обрядов для общины католиков-ирландцев. Но суд встал на сторону Игана. Не захотела вмешиваться в конфликт и городская комиссия по сохранению памятников. Теперь те, кто хочет сохранить церковь, собирают подписи под письмом кардиналу. «Проблема состоит в разнице между расходами на сохранение церкви и выгодами от земли, на которой она стоит», - заметил председатель движения “Save St. Brigid” Эдвин Торрес. А на эту землю уже претендует находящийся по соседству дом для престарелых Cabrini Nursing Home.  И хотя сам Иган продавать ее не собирается, он не возражал против продажи здания церкви St. Ann’s Church, находящейся в нескольких блоках от St. Brigid’s. Покупатель превратил его в 26-этажное здание общежития для NYU, сохранив, правда, фасад церкви, что примирило местное население с застройщиком.
Многие церкви идут на компромисс, продавая лишь часть своей собственности. Лучший пример – собор Cathedral Church of St. John the Divine в Морнингсайд Хайтс, который практически всегда испытывал финансовые проблемы. В последние годы он продал часть своих земельных участков площадью 11.3 акров для застройщиков. Среди них, в частности, оказался Колумбийский университет, который намерен там построить учебный корпус. Другой участок был закреплен за строительной фирмой AvalonBay, собирающейся построить там 20-этажное жилое здание. Пятая часть квартир будет субсидироваться самим собором.
Многие ньюйоркцы приходят в церкви, чтобы послушать бесплатные концерты, провести собрания общественных групп, участвовать в различных просветительных программах, получить бесплатный обед. Закрытие церквей приводит к сокращению и таких видов социальной жизни местных общин.
«Все, что сейчас происходит с церковной собственностью, - это ужасно, - считает Эдвин Торрес. - Наше наследие, наша история, наше прошлое должно уважаться и оставаться сохраненным на века». Сомнительно, чтобы жизнь позитивно ответила на это требование.


Наверх
Elan Yerləşdir Pulsuz Elan Yerləşdir Pulsuz Elanlar Saytı Pulsuz Elan Yerləşdir