“...Только ты не обижайся!”
В мире
«Валико-джан, я тебе один умный вещь скажу, только ты не обижайся!». В этих словах армянина Рубика из фильма про летчика-грузина Мимино заключена некая формула взаимоотношений двух народов. Они всегда старались всерьез не обижать друг друга, хотя были, конечно, подколки типа «в Грузии не умеют так готовить долму, как в Армении» или «у тбилисского «Динамо» ереванский «Арарат» учится играть в атаке». Ну и, конечно, вечный спор, кто древнее...
Но жизнь распорядилась так, что они прожили рядом, с общей трагической судьбой много веков, и всегда сплачивались в дни нелегких испытаний. А таких дней было немало в истории народов, которых объединяет еще и вера: они – единственные в своем регионе христиане, окруженные мусульманами.
Но самое главное, они уже давно проросли один в другой - бытом, культурой да, в конце концов, семьями. Как и все соседи, они говорили друг другу вещи умные и не очень, приятные и не очень, однако никогда не опускались до оскорблений. Поэтому, мягко говоря, странным кажется то, что произошло в последние дни на фоне по-прежнему замечательных межгосударственных отношений.
Именно тогда, когда мир отмечал годовщину геноцида армян 1915 года, в Тбилиси, в здании Кавказской международной академии, прошла научно-практическая конференция «Армянский сепаратизм и терроризм». Организовал ее Сухумский государственный университет. Что же это за учреждения, выбравшие печальную дату для обсуждения подобной темы в стране, где живут десятки тысяч армян? Признаюсь, о существовании Кавказской академии я услышал впервые. Что, впрочем, не удивительно – организаций различного толка со столь громкими названиями в Грузии сейчас хоть пруд пруди. А вот у университета, организовавшего конференцию, история короткая, но примечательная. Еще в конце 1980-х годов преподаватели и студенты грузинского отделения Абхазского госуниверситета вступили в конфликт с националистически настроенным руководством вуза и попросили Тбилисский университет принять их в свое лоно. Так появился Сухумский филиал ведущего высшего учебного заведения Грузии. После того как война в Абхазии была проиграна, он, естественно, перебрался в Тбилиси, а в прошлом году его преобразовали в Сухумский госуниверситет (СГУ). Так сказать, вуз в изгнании.
И почти сразу новый вуз стал известен тем, что студентам русского сектора его юридического факультета предложили продолжить учебу на грузинском языке, иначе они будут отчислены. На все протесты декан юрфака отреагировал очень просто: “Возникает вопрос, почему в университете должен быть русский, а не английский или французский сектор? И почему мы должны давать обучению на русском языке приоритет?».
И вот теперь этот университет озаботился проблемой «армянского терроризма». Его проректор посвятил доклад «вопросам агрессии армянской историографии», то есть претензиям некоторых ереванских историков на часть территории Южной Грузии.
Вопрос, конечно, неприятный, но подобные теоретические споры идут между десятками стран, и называть их «агрессией», обсуждая в рамках «армянского терроризма», явно не стоит. Но на конференции пошли еще дальше, доказывая, что армяне на Кавказ переселились, «не являются автохтонами Понто-Кавказского пространства», а сама Армения была создана «на исторических грузинских, азербайджанских и турецких территориях».
Профессора СГУ «анализировали мифы, созданные армянством для реализации экспансионистских целей». И в числе таких мифов был кощунственно назван геноцид армян, показательно взятый в кавычки. А еще речь шла о «целенаправленной деятельности армянства по созданию моноэтнического пространства и роли армянского терроризма в этом процессе». Причем обвинялись в этом не какие-то отдельные националистические организации. Ученые мужи говорили о «направляющей роли Армении в распространении сепаратизма в странах региона» и «осуществлении Ереваном политики терроризма на государственном уровне». В общем, на Южном Кавказе страшней Армении зверя нет.
Естественно, столь ошеломляющая конференция не могла не вызвать отклика в Армении, и ее МИД выразил обеспокоенность подобными докладами. Ну а пресса оказалась не столь корректной, и одна из ответных публикаций была названа точь-в-точь в духе высказываний профессоров СГУ – «Грузинские «ученые» в очередной раз доказали свой идиотизм». В ней говорится, что «грузины провели мероприятие, которое всерьез могут воспринимать только законченные идиоты, для того, чтобы как-то понравиться своим турецким заказчикам». Ведь отношения у Грузии с Турцией сейчас - лучше некуда.
Из Сухумского университета ответили в стиле «сам – дурак». И теперь неутомимые профессора собираются провести конференцию уже международного масштаба на тему с длинным названием «К истории ныне существующего армянского геополитического пространства, армянского сепаратизма и терроризма». Примечательно, что ни Академия наук Грузии, ни историки, пользующиеся авторитетом во всем мире, ко всему этому никакого отношения не имеют. Но своего мнения они пока не высказали, и конференция, грозящая новыми оскорбительными докладами, готовится. А пока это происходит, с резким заявлением выступила Епархия Армянской Апостольской Святой Церкви в Грузии. Уже по другому поводу.
Среди зданий, построенных армянами в Тбилиси, есть и церковь Святой Норашен – уникальный памятник зодчества XV века. Со дня основания она принадлежала Армянской Епархии в Грузии, в 1930-х годах была закрыта и превратилась в книжный склад, а после восстановления государственной независимости Грузии правительство вернуло ее законному историческому владельцу. Теперь же некий грузинский священник с группой рабочих строят вокруг этой церкви железный забор, «включающий в себя религиозные элементы, характерные для Грузинской Православной Церкви (ГПЦ)». Более того, он сообщил, что в ближайшее время собирается начать реставрационные работы и в самой церкви, «после чего там будет вестись богослужение священнослужителями ГПЦ». И Епархия рассматривает это как «нарушение грузинской стороной договоренности, достигнутой с Грузинской Православной Церковью о цивилизованном разрешении вопроса принадлежности церкви Святой Норашен и иных четырех церквей, расположенных в Тбилиси».
Отправлены письменные протесты и в Грузинскую Патриархию, и в «соответствующие государственные структуры, которые до сих пор не предприняли действенных шагов для предотвращения захватнического акта».
Среди прихожан Святого Норашена – «недоумение и недовольство», они видят в происходящем «попирание их конституционных прав на свободу вероисповедания и религиозного равноправия». А самое неприятное - предупреждение, которым заканчивается заявление Армянской Епархии: если грузинская сторона не добьется соблюдения договоренности, развитие событий может привести к непредсказуемым последствиям. Вообще-то особенно бояться этого не стоит: ГПЦ весьма толерантна ко всем остальным конфессиям и религиям, а ее глава – благоразумный человек и великолепный дипломат. Однако это, увы, не первый случай, когда сталкиваются интересы двух церквей. И, к сожалению, нет никаких гарантий, что по вине отдельных «упертых» священников они не будут сталкиваться и впредь.
А ведь в то время как кто-то обличает «армянский терроризм» и «наезжает» на армянскую церковь, Грузия живет совсем иным. В лучшем тбилисском театре – имени Руставели - был полный аншлаг на спектакле на пьесе армянского классика Александра Ширванзаде. Ереванский национальный академический театр имени Сундукяна посвятил свой приезд 100-летию со дня премьеры этой пьесы в тогдашнем Тифлисе. Тбилисская мэрия вместе с посольством Армении начали благоустраивать Пантеон выдающихся армянских писателей, культурных и общественных деятелей, в котором покоятся люди, чьими именами гордятся армяне, разбросанные по всему миру, - Раффи, Ованес Туманян, Габриел Сундукян, Нар-Дос. А в армянском селе Дамала в Южной Грузии освящена после восстановительных работ старинная церковь Сурб Хач, не ремонтировавшаяся аж с 1872 года...
И все это – не что-то из ряда вон выходящее, а вполне обычная, сложившаяся веками жизнь народов-соседей. Ну а те, кто продолжает доказывать, что агрессивные армяне поселились на чужих землях ради не прекращающейся до сих пор экспансии, могут вспомнить имя Саят-Нова. Великий армянский поэт, писавший песни на армянском, грузинском и азербайджанском языках, погиб в 1795 году на стенах Тифлиса. Защищая от персов город, в котором он родился и прожил все свои 82 года. Он похоронен в одной из армянских церквей в Тбилиси. Может, в каких-то списках в Иране этот старик, вышедший против врагов Грузии, тоже числится террористом?
Но жизнь распорядилась так, что они прожили рядом, с общей трагической судьбой много веков, и всегда сплачивались в дни нелегких испытаний. А таких дней было немало в истории народов, которых объединяет еще и вера: они – единственные в своем регионе христиане, окруженные мусульманами.
Но самое главное, они уже давно проросли один в другой - бытом, культурой да, в конце концов, семьями. Как и все соседи, они говорили друг другу вещи умные и не очень, приятные и не очень, однако никогда не опускались до оскорблений. Поэтому, мягко говоря, странным кажется то, что произошло в последние дни на фоне по-прежнему замечательных межгосударственных отношений.
Именно тогда, когда мир отмечал годовщину геноцида армян 1915 года, в Тбилиси, в здании Кавказской международной академии, прошла научно-практическая конференция «Армянский сепаратизм и терроризм». Организовал ее Сухумский государственный университет. Что же это за учреждения, выбравшие печальную дату для обсуждения подобной темы в стране, где живут десятки тысяч армян? Признаюсь, о существовании Кавказской академии я услышал впервые. Что, впрочем, не удивительно – организаций различного толка со столь громкими названиями в Грузии сейчас хоть пруд пруди. А вот у университета, организовавшего конференцию, история короткая, но примечательная. Еще в конце 1980-х годов преподаватели и студенты грузинского отделения Абхазского госуниверситета вступили в конфликт с националистически настроенным руководством вуза и попросили Тбилисский университет принять их в свое лоно. Так появился Сухумский филиал ведущего высшего учебного заведения Грузии. После того как война в Абхазии была проиграна, он, естественно, перебрался в Тбилиси, а в прошлом году его преобразовали в Сухумский госуниверситет (СГУ). Так сказать, вуз в изгнании.
И почти сразу новый вуз стал известен тем, что студентам русского сектора его юридического факультета предложили продолжить учебу на грузинском языке, иначе они будут отчислены. На все протесты декан юрфака отреагировал очень просто: “Возникает вопрос, почему в университете должен быть русский, а не английский или французский сектор? И почему мы должны давать обучению на русском языке приоритет?».
И вот теперь этот университет озаботился проблемой «армянского терроризма». Его проректор посвятил доклад «вопросам агрессии армянской историографии», то есть претензиям некоторых ереванских историков на часть территории Южной Грузии.
Вопрос, конечно, неприятный, но подобные теоретические споры идут между десятками стран, и называть их «агрессией», обсуждая в рамках «армянского терроризма», явно не стоит. Но на конференции пошли еще дальше, доказывая, что армяне на Кавказ переселились, «не являются автохтонами Понто-Кавказского пространства», а сама Армения была создана «на исторических грузинских, азербайджанских и турецких территориях».
Профессора СГУ «анализировали мифы, созданные армянством для реализации экспансионистских целей». И в числе таких мифов был кощунственно назван геноцид армян, показательно взятый в кавычки. А еще речь шла о «целенаправленной деятельности армянства по созданию моноэтнического пространства и роли армянского терроризма в этом процессе». Причем обвинялись в этом не какие-то отдельные националистические организации. Ученые мужи говорили о «направляющей роли Армении в распространении сепаратизма в странах региона» и «осуществлении Ереваном политики терроризма на государственном уровне». В общем, на Южном Кавказе страшней Армении зверя нет.
Естественно, столь ошеломляющая конференция не могла не вызвать отклика в Армении, и ее МИД выразил обеспокоенность подобными докладами. Ну а пресса оказалась не столь корректной, и одна из ответных публикаций была названа точь-в-точь в духе высказываний профессоров СГУ – «Грузинские «ученые» в очередной раз доказали свой идиотизм». В ней говорится, что «грузины провели мероприятие, которое всерьез могут воспринимать только законченные идиоты, для того, чтобы как-то понравиться своим турецким заказчикам». Ведь отношения у Грузии с Турцией сейчас - лучше некуда.
Из Сухумского университета ответили в стиле «сам – дурак». И теперь неутомимые профессора собираются провести конференцию уже международного масштаба на тему с длинным названием «К истории ныне существующего армянского геополитического пространства, армянского сепаратизма и терроризма». Примечательно, что ни Академия наук Грузии, ни историки, пользующиеся авторитетом во всем мире, ко всему этому никакого отношения не имеют. Но своего мнения они пока не высказали, и конференция, грозящая новыми оскорбительными докладами, готовится. А пока это происходит, с резким заявлением выступила Епархия Армянской Апостольской Святой Церкви в Грузии. Уже по другому поводу.
Среди зданий, построенных армянами в Тбилиси, есть и церковь Святой Норашен – уникальный памятник зодчества XV века. Со дня основания она принадлежала Армянской Епархии в Грузии, в 1930-х годах была закрыта и превратилась в книжный склад, а после восстановления государственной независимости Грузии правительство вернуло ее законному историческому владельцу. Теперь же некий грузинский священник с группой рабочих строят вокруг этой церкви железный забор, «включающий в себя религиозные элементы, характерные для Грузинской Православной Церкви (ГПЦ)». Более того, он сообщил, что в ближайшее время собирается начать реставрационные работы и в самой церкви, «после чего там будет вестись богослужение священнослужителями ГПЦ». И Епархия рассматривает это как «нарушение грузинской стороной договоренности, достигнутой с Грузинской Православной Церковью о цивилизованном разрешении вопроса принадлежности церкви Святой Норашен и иных четырех церквей, расположенных в Тбилиси».
Отправлены письменные протесты и в Грузинскую Патриархию, и в «соответствующие государственные структуры, которые до сих пор не предприняли действенных шагов для предотвращения захватнического акта».
Среди прихожан Святого Норашена – «недоумение и недовольство», они видят в происходящем «попирание их конституционных прав на свободу вероисповедания и религиозного равноправия». А самое неприятное - предупреждение, которым заканчивается заявление Армянской Епархии: если грузинская сторона не добьется соблюдения договоренности, развитие событий может привести к непредсказуемым последствиям. Вообще-то особенно бояться этого не стоит: ГПЦ весьма толерантна ко всем остальным конфессиям и религиям, а ее глава – благоразумный человек и великолепный дипломат. Однако это, увы, не первый случай, когда сталкиваются интересы двух церквей. И, к сожалению, нет никаких гарантий, что по вине отдельных «упертых» священников они не будут сталкиваться и впредь.
А ведь в то время как кто-то обличает «армянский терроризм» и «наезжает» на армянскую церковь, Грузия живет совсем иным. В лучшем тбилисском театре – имени Руставели - был полный аншлаг на спектакле на пьесе армянского классика Александра Ширванзаде. Ереванский национальный академический театр имени Сундукяна посвятил свой приезд 100-летию со дня премьеры этой пьесы в тогдашнем Тифлисе. Тбилисская мэрия вместе с посольством Армении начали благоустраивать Пантеон выдающихся армянских писателей, культурных и общественных деятелей, в котором покоятся люди, чьими именами гордятся армяне, разбросанные по всему миру, - Раффи, Ованес Туманян, Габриел Сундукян, Нар-Дос. А в армянском селе Дамала в Южной Грузии освящена после восстановительных работ старинная церковь Сурб Хач, не ремонтировавшаяся аж с 1872 года...
И все это – не что-то из ряда вон выходящее, а вполне обычная, сложившаяся веками жизнь народов-соседей. Ну а те, кто продолжает доказывать, что агрессивные армяне поселились на чужих землях ради не прекращающейся до сих пор экспансии, могут вспомнить имя Саят-Нова. Великий армянский поэт, писавший песни на армянском, грузинском и азербайджанском языках, погиб в 1795 году на стенах Тифлиса. Защищая от персов город, в котором он родился и прожил все свои 82 года. Он похоронен в одной из армянских церквей в Тбилиси. Может, в каких-то списках в Иране этот старик, вышедший против врагов Грузии, тоже числится террористом?
comments (Total: 2)
KARABAX NASH S.KI!