ПЯТНАДЦАТЬ МИНУТ У ТЕЛЕВИЗОРА

История далекая и близкая
№18 (628)

Случилось это 23 апреля 2008 года в 23 часа 30 минут по московскому времени в перерыве трансляции полуфинальной встречи Лиги европейских чемпионов между “Барселоной” и “Манчестер Юнайтед”.
Футбол здесь важен. Как мерило непридуманной жизни, истинной драматургии. Кто смотрел ту первую встречу, наверняка запомнил, как на первых минутах полузащитник “Манчестера...” Криштиану Роналду в падении нанес удар по воротам “Барселоны”. Мяч отбил барселонский защитник ...рукой. Пенальти! Бил сам Роналду. Правой ногой в правый от себя угол, “щечкой”, выворачивая стопу. Вратарь метнулся в левый нижний угол, мяч полетел в правый верхний и ...попал в штангу. После этого 90 минут сражались футболисты, и никто не смог поразить ворота. Ничья. Вполне возможно, тот нереализованный пенальти сыграл главную роль в итоге полуфинала.
Истинная драматургия.

В перерыве прямой трансляции матча “Барселона” - “Манчестер Юнайтед” я начал переключать кнопки на пульте. Привлекла внимание передача на одном из российских каналов. Проникновенный закадровый голос рассказывал о судьбе святой Ефросиньи Суздальской. О том, как она в 1225 году после смерти жениха, суздальского княжича, ушла в монастырь. А потом, в 1238 году, на Суздаль напал хан Батый, разрушил город, но ее Ризоположенский монастырь чудом уцелел, вполне возможно благодаря молитвам Ефросиньи. 
Слушать такое уже невозможно.
Вот самый простой пример - сопоставление, которое я не устаю приводить вновь и вновь. Потому что всё вроде на виду, но ведь никто не смотрит, не видит очевидное, не складывает два и два. В городах Руси, бывших “под игом”, и доныне сохранились: Софийский собор, Золотые ворота, комплекс Киево-Печерской лавры, Выдубецкий монастырь, церковь Спаса на Берестове, Кирилловская церковь... Это - в Киеве. В Чернигове - Борисоглебский собор, Спасо-Преображенский собор, Пятницкая церковь, Спасо-Преображенский монастырь в Новгороде-Северском... Во Владимире - Успенский собор, Золотые ворота, Дмитриевский собор, храм Покрова на Нерли, собор в Боголюбове, Георгиевский собор в Юрьеве-Польском, собор Рождества Богородицы в Суздале, Спасо-Преображенский собор в Переславле. В Великом Новгороде - Софийский собор и церковь Спаса на Нередице. В Пскове - соборы Мирожского и Ивановского монастырей...
Называю только памятники мирового значения, только XI-XIII веков. Однако про древние города, где они стоят до сих пор, в словарях и справочниках по-прежнему пишут: “Разрушен монголо-татарами”.
Вот откуда берутся передачи.
Да, церкви горели, разрушались. Война есть война. Когда штурм, когда побоища и пожарища... да что тут говорить. Города же были деревянные, и многие церкви – тоже. Я пишу совсем о другом – о том, что монголы не разрушали церкви целенаправленно.
Однако миф о намеренном разрушении русских церквей монголо-татарами основывается не просто на официальной трактовке, но еще и на летописях. Правда, там одни лишь общие слова. Что для летописей весьма странно. Потому как они очень конкретны, наполнены именами, фактами, событиями. Например, вот как описываются штурм и разграбление Киева смоленско-черниговско-половецкими войсками в 1203 году: “Подолье взяша и пожгоша; ино Гору взяша и митрополью святую Софию разграбиша и Десятинную церковь разграбиша...” В двух строчках – четыре конкретных названия!
А как только речь заходит о храмах, якобы уничтоженных во времена Батыева похода и трехсотлетнего владычества Золотой Орды, - одни общие слова. Апокалиптические. “Много святых церквей предали они огню” – о Рязани.
Мы не имеем ни одного оригинала, ни одного подлинника, ни одной рукописи, современной событиям. Все летописи дошли до нас только в “списках”, переписанных вариантах. Самая ранняя, Лаврентьевская – XIV век, Ипатьевская - XV век, остальные – XVI и даже XVIII века. Сколько раз они переписывались, кем, что там осталось от оригинала, а что вписано и дописано монахами по своему разумению и пониманию – разбирать и разбирать. Норм авторского права тогда не было, более того – рукопись-летопись считалась общим достоянием и чуть ли не исходным материалом для переписчика. Каждый кроил и творил, что хотел. Пример тому – Лаврентьевская летопись, в которой, как доказал Г. М. Прохоров, были вырезаны и заменены другими три страницы, посвященные походу Батыя. Заменены общими описаниями каких-то общих батальных сцен. О том же, о дополнительных, в том числе и идеологических, вставках говорится и в анализе Лаврентьевской летописи, сделанном Л. Н. Гумилевым.
Почему – отдельный предмет разбирательства.
Конкретно же в русских летописях упоминаются только ТРИ церкви, пострадавшие во время походов монголов. Десятинная церковь в Киеве сама рухнула во время штурма от большого скопления народа на хорах. “Главная церковь” в Рязани выгорела изнутри. Был еще пожар в храме Рождества Богородицы в Суздале. Однако в Лаврентьевской и Тверской летописях говорится, что уже на следующий год князь Ярослав упокоил мощи своего брата Юрия именно в соборе Рождества Богородицы. Три церкви.
Ни Чингисхан, ни Батый, никто другой из монгольских военачальников никогда не разрушал православные храмы. Многие из ордынцев были христианами, и сам Чингисхан в молитвах обращался с мольбами о помощи сразу ко всем богам и пророкам - Христу, Магомету, Будде. Чингисхан повелел почитать все религии, а его заветы выполнялись неукоснительно, ибо любое отступление от них каралось смертью.
Особо почиталась монгольскими правителями Русская Православная Церковь. Золотая Орда давала Русской Православной Церкви ярлык, по которому “за оскорбление церквей, хуление веры, уничтожение церковного имущества полагалась смертная казнь”.
Вот почему невозможно слушать проникновенные телеголоса о разрушении русских храмов.
Стал щелкать кнопками дальше. И попал на казахстанский фильм “Гибель Отрара”, телеканал “Мир”.
На экране правитель Отрара Каир-хан показывал книги и рассуждал, какая мудрость веков заключена в этих томах. А простые казахские (половецкие) воины говорили, что в монгольском караване, который пришел в их город, много шпионов. И скоро монголы пойдут на них в завоевательный поход.
Смотреть и слушать дальше я не мог.
После того как Чингисхан завоевал нынешнюю Казахскую степь, половцы-кипчаки, прямые предки казахов, составляли главную ударную силу его конных армий. И потому в советские времена официальная наука и литература пытались отделить казахов от империи Чингисхана, много писали о том, что казахский город Отрар первым принял удар монгольских туменов. И это действительно так. Но - лишь часть правды. Полная же правда куда как неприятна для моих соплеменников-казахов.
Чингисхан, налаживая связи своего молодого государства с миром, покровительствовал торговле. В 1219 году из Монголии в страну Хорезмшаха Мухаммеда пошел один из крупнейших и богатейших караванов в истории Средневековья. На одном из переходов он остановился в кипчакском городе Отрар, владениях Хорезмшаха. Отрар – знаменитый город, здесь родился Аль-Фараби – второй Учитель мира после Аристотеля. Там была крупнейшая библиотека средневекового Востока. Казахи гордятся Аль-Фараби, считают его своим, кипчаком-половцем из доныне существующего казахского рода берш, гордятся Отраром, его историей.
И как-то всё время умалчивалось, что именно в Отраре и был разграблен знаменитый караван, а купцы и слуги убиты. И не разбойниками какими-нибудь, а кипчакским правителем города и его гвардейцами-сардарами.
Грабить купцов, остановившихся в твоем городе, под защитой законной власти – полный беспредел. Только таким словом из современного уголовного лексикона можно точно определить то, что произошло. По средневековым понятиям этому просто нет определения.
Средневековый мир Востока жил по четким правилам – послы и купцы неприкосновенны! Чингисхан отправил послов к Хорезмшаху, чтобы получить объяснения, но тот одних послов выгнал, а других – убил. Вот тогда-то, чтобы наказать тех, кто убил купцов и разграбил караван, наказать Хорезмшаха, и начал Чингисхан войну, послал три тумена – три конные дивизии под командованием Субудай-багатура, Джэбе-нойона и Тугачара.
Подлое убийство купцов в Отраре вылилось в события мирового масштаба. Разгромив Хорезмшаха, преследуя половцев, монголы столкнулись с русскими на Калке; потом, через 14 лет, был второй поход, уже под началом хана Батыя, который закончился вторжением в Европу...
Впрочем, я увлекся. Речь шла об Отраре, о фильме. Который сейчас смотреть невозможно. Уже 20 с лишним лет как вроде бы сняты идеологические препоны. Изданы прежде запрещенные книги историков прежней России – Георгия Вернадского, Петра Савицкого, Николая Трубецкого. Наконец, вроде бы широко известны труды советских историков Вадима Кожинова и особенно Льва Гумилева. Однако включил на 15 минут телевизор – и как будто ничего не было. Все,  как прежде. Как будто на 30 лет назад вернулся.
Футбол надо смотреть. И не отвлекаться.
Москва


Наверх
Elan Yerləşdir Pulsuz Elan Yerləşdir Pulsuz Elanlar Saytı Pulsuz Elan Yerləşdir