Пистолет на боку и дыра в кармане

В мире
№23 (894)
Трагедия в “столице пустыни”, израильском городе Беэр-Шева, где рассвирепевший должник, не получивший очередную ссуду на покрытие “овердрафта”, расстрелял служащих и клиентов банка, вызвала одновременно и шок, и общественную дискуссию сразу по двум темам. Первая - давно обсуждаемая: “Гражданин и личное оружие”. Вторая – актуальная именно сегодня, когда по среднему классу и малообеспеченным слоям населения страны нанесен удар в виде ужесточения налогов, снижения пособий и резкого роста цен: “До чего может довести человека нужда?”

 
Коротко о случившемся в беэршевском “Рабочем банке” (“Апоалим”). 20 мая 2013 года, ближе к полудню, в отделение банка вошел горожанин по имени Итамар Алон. До этого он безуспешно пытался снять из банкомата небольшую сумму. Но деньги ему получить не удалось, так как его разрешенный банковский “минус” в 6 тысяч шекелей (около 1800 долларов) оказался превышен. Алон попросил соответствующую этой сумме ссуду для покрытия задолженности, но ему было отказано из-за “негативной кредитной истории”. Алон поскандалил и ушел, но вскоре вернулся и открыл огонь по находящимся в помещении людям. 


Он убил управляющего отделением Авнера Коэна, его заместителя Меира Зейтуна, оказавшихся в этом момент рядом с ними клиентов Анат Эвен-Хаим и Идана Шницер-Саври. Сделав контрольные выстрелы (!) в каждого из лежавших в лужах крови на полу, убийца схватил Мириам Коэн, одну из сотрудниц банка, и заперся с нею в туалетной кабинке. 


К тому времени на крики и звуки выстрелов прибежали с улицы полицейские, вызвали подмогу, банк был осажден. После безуспешных переговоров с Алоном полиция открыла огонь по двери кабинки (эта безрассудная акция, равно как и то, что банк не охранялся, уже стали объектом внутренних расследований и может стоить погон не только стрелявшим). Не видя иного выхода, террорист застрелился на глазах у заложницы...


Для маленькой страны такая, почти из триллера, история в новинку. В Израиле, не раз пережившем гибель значительно большего числа людей в терактах, банковских расстрелов еще не было. А тут – сразу четыре жертвы беспощадного огня, люди в возрасте от 22 до 45 лет, отцы и матери, оставившие сиротами в общей сложности семерых детей.


Но, самое главное - это личность преступника. Итамар Алон – отмеченный наградами участник борьбы с террором, бывший офицер военной жандармерии, а затем – полиции. 11 лет назад, оказавшийся недалеко от места теракта на базе ЦАХАЛа в Беэр-Шеве, он поспешил на место происшествия, застрелил одного из арабских террористов и задержал другого. Благодаря его решительным действиям были спасены жизни военнослужащих и вольнонаемных армии. Имя смельчака было обнародовано, кадры церемонии награждения его “Знаком отличия” обошли все газеты. Семья террориста поклялась отомстить за сына и брата, поэтому после увольнения из военизированной охраны Алон выхлопотал себе разрешение на сохранение личного оружия – “в целях безопасности и возможной самообороны”.


После ухода со службы Итамар Алон впал в депрессию. Плохие характеристики (несдержан, груб с окружающими, не умеет идти на компромисс) мешали ему устроиться даже в частные охранные конторы. 


Перебивался случайными заработками, денег не хватало, семья распалась...


“Беэр-шевский стрелок” замкнул собой цепь убийств из личного оружия, прокатившихся по стране в последние месяцы. В течение 2013 года жертвами именно таких, как Алон, бывших или действующих охранников, имевших право на владение пистолетами, стали несколько израильтян. Убитые - бывшие супруги, жены и любовники жен. 


Шекспировские страсти на фоне пальбы и заставили власть начать пересмотр порядка ношения и хранения оружия охранниками. Реформа, начатая министром внутренней безопасности Ицхаком Ароновичем, предусматривала резкое сокращение числа “стволов” на руках гражданских лиц и изменение правил хранения огнестрельного оружия. 


Предполагается, что на всех местах работы охранников должны быть оборудованы специальные хранилища, куда после смены следует сдавать пистолеты. Сейфы, сигнализацию и бронированные двери “оружеек” решено оборудовать за счет частных фирм, предоставляющих торговым центрам, банкам, больницам, ресторанам, а также другим предприятиям и учреждениям услуги по охране. Те, разумеется, воспротивились, не желая нести дополнительные расходы. 


У министерской реформы нашлось огромное число оппонентов. Их аргумент сильный: люди с оружием не раз предотвращали серьезные теракты, на месте ликвидировали террористов, вставали на пути фанатиков-самоубийц. Так было, когда вооруженные прохожие ликвидировали “бульдозерных террористов” в Иерусалиме, обезвреживали “шахидов” в торговых центрах Тель-Авива и Нетании, спасали от головорезов жителей поселений Иудеи и Самарии. “В Израиле, где арабский террор не стихает никогда, надо не просто “не бояться человека с ружьем”, но благодарить его за спасение”, - говорят противники нововведений. С другой стороны, значительная часть убийств на бытовой почве – дело рук людей, имевших право на оружие. И погибшие – слишком высокая цена за “готовность номер один”. Спор явно затянулся, и даже мировой, в том числе богатый американский, опыт решения этого вопроса, Израилю не помогал. Мол, у нас все по-другому, мы – воюющая страна...


А тем временем в еврейском государстве шла другая война – за бюджет 2013-14 гг. “Сражение” было коротким: повышены все налоги, подорожали продукты и услуги, растут цены на бензин, воду и электроэнергию, снижается государственная помощь на детей, пособия по безработице, уменьшаются пенсионные фонды, вводятся новые поборы с купли-продажи или сдачи в аренду жилья. Победителем, как уверяет правительство, станет Государство Израиль, которое обязательно выйдет из бюджетного кризиса к исходу 2014 года. А побежденные уже налицо – люди среднего и малого достатка, на плечи которых власть переложила все тяготы, выведя из-под удара экономическую элиту, постсоциалистических монополистов, доморощенных олигархов и наследников богатств самых состоятельных семейств. 


Такие как Итамар Алон ложатся под плиты возводимого “Дворца имени Победы над кризисом”. До неудачников не было дела даже в благополучные годы, а теперь – и подавно. Чем меньше их останется в самом прямом, физическом смысле слова, тем легче будет остальным, чуть менее невезучим. Вот только одного политики не учли: страшного отчаяния, которое доводит до последней черты. И “Алоны с пистолетами” могут ее преступить...


Как избежать всего этого в и без того лишенной мира и покоя стране, как уговорить обескураженных избирателей, еще несколько месяцев голосовавших за “спасителей среднего класса”, как остановить руку обезумевшего от обиды и безысходности бедняка? Как сделать так, чтобы обойма непопулярных мер не превращалась в обойму пистолетных патронов, а общественная мораль и законопослушание всегда побеждали слепую ярость и вседозволенность? Израиль ищет ответ...

comments (Total: 2)

Элементарно! Отбирать оружие при наличии "минуса" в банке.

edit_comment

your_name: subject: comment: *
Если бы он стреляя кричал: "Аллах акбар", - никто бы не удивился.

edit_comment

your_name: subject: comment: *

Наверх
Elan Yerləşdir Pulsuz Elan Yerləşdir Pulsuz Elanlar Saytı Pulsuz Elan Yerləşdir