ОЧЕРЕДНАЯ сенсация
12 человек, круговая система.
Контроль времени: 1 час 30 мин. до конца + 30 сек. на каждый ход.
О какой «очередной сенсации» может идти речь?
Но для этого вернемся на десять лет назад, вспомним то время, когда 14-летний Руслан Пономарев стал самым молодым в истории шахмат обладателем гроссмейстерского титула. Прошли годы, рекорд Руслана превзошел другой украинский спортсмен Сергей Карякин. Ему было всего 12 лет 7 месяцев. Сегодня Сергею уже за 18, но рекорд этот все еще не поколеблен, хотя ... первая попытка, и довольно серьезная наконец, предпринята. Принадлежит она опять-таки же украинскому школьнику, 11-летнему винничанину Илье Нижнику (27-09-1996), который не только стал победителем только что закончившегося Мемориала Набокова с участием 3 гроссмейстеров, 4 международных мастеров, 2 мастеров спорта и 3 мастеров ФИДЕ. Одержав наибольшее число побед (6) и пять партий сведя вничью, он с 8.5 очка из 11 возможных занял “чистое” первое место и впервые выполнил гроссмейстерский норматив. Для получения высокого звания Илье еще предстоит дважды штурмовать гроссмейстерскую высоту, но главное, на мой взгляд, сделано, протоптана тропинка, теперь важно не упустить время.
Призеры Мемориала. 2-3 места: украинские гроссмейстеры Ю.Круппа – 8 и С.Высочин – 7; 4-6.мф И.Голиченко (Украина), мс С.Павлов (Украина), мм Р.Солтанич (Молдова) – 6.5. Норма международного мастера (мм) – 6.5 очка покорилась 16-летнему Илье Голиченко и мастеру Сергею Павлову, 1987 г.р.
Примеры творчества юного дарования.
Е.МАТОРИН (Крg2, Фf4, Ла1, Лb1, Са3, Кd3, пп.а4, b4, е2, f3, g3, h2) – И.НИЖНИК (Крg8, Фb7, Ла8, Лb8, Се7, Кf6, пп.а7, d4, е6, f7, g7, h7), 2-ой тур.
Здесь черные сыграли 22... Кd5!?, и белые, глазом не моргнув, забрали пешку
23.Фxd4 Сf6, но вскоре попали под связку 24.Кe5 Фb5 25.Kрf2 Кc3 26.Фxc3 Сxe5 27.Фe3 Сxa1, в итоге потеряли качество и обречены на печальный конец 28.Лxa1 a6 29.Лd1 Лd8 30.Лxd8+ Лxd8 31.Сb2 h6 32.Фb6 Фxb6+ 33.ab Лd6 34.Kрe3 Лxb6 35.Сc3 f6 36.Kрd4 Лc6 37.e4 Kрf7 38.g4 e5+ 39.Kрd3 g5 40.Сd2 h5 41.h3 hg 42.hg Лd6+ 43.Kрc2 Kрe6 44.Сe3 Kрd7 45.Сa7 Kрc6 46.Сc5 Лd7 47.Сf8 Kрb5 48.Kрc3 Лd1, белые сдались
А вот партия уже не мальчика, но мужа!
В позиции на диаграмме белые сыграли 24.Лh2, на что тут же последовало 24... Сxg5! 25.Сc1 Сd5 26.fg Фxh2 27.Кf5 Лg8 28.Сb2 Фxh5 29.Кxg7+ Лxg7 30.Сxg7 Фxg5 31.Фc3 Фg4 32.Лd2 Kрd7 33.Фf6 Лe8 34.Сh6 Фh5 35.Сf4 Лc8 36.Лh2 Фg6 37.Фe5 a5 38.Лd2 Лc6 39.Фb8 Фg1+ 40.Kрb2 Фc5 41.Сe5 Лc8 42.Фb7+ Kрe8 43.Фa6 Лa8 44.Фd6 Фd6 45.Сxd6 f6 46.Лf2 Лa6 47.Сg3 e5 48.Kрc3 Лe6 49.Kрd3 Kрf7 50.c4 bc+ 51.bc Мc6 52.Лh2 Kрg6 53.Сe1 f5 54.Сxa5 f4 55.Сc7 Сf3 56.Kрc3 h5 57.c5 Kрf5 58.Лh4 Сg4 59.Лh2 e4 60.Лf2 f3 61.Сg3 e3 62.Лb2 Kрg5 63.Лh2 f2, белые сдались.
Коротко о нашем герое.
Последний раз Илью Нижника мы видели на пьедестале почета рядом с победителем чемпионата мира 2007 года в Турции среди мальчиков до 12 лет Даниилом Народицким, Калифорния (РБ, 50). Сегодня Илюша является мастером ФИДЕ, он чемпион Винницкой области по быстрым шахматам среди мужчин, неоднократный чемпион и призер Украины. А увлекся шахматами, когда ему не было еще и пяти лет. Папа показал, как играть в шахматы с компьютером. Это так увлекло ребенка, вспоминают родители, что он часами не мог оторваться от монитора. Первую победу Илья одержал в так называемом “пешечном турнире”. В 6 с половиной лет он выполнил 1-й разряд, стал вице-чемпионом Украины среди мальчиков (до 8 лет). Зарубежные СМИ впервые сообщили об Илье в феврале прошлого года после его победы на международном турнире в Москве (группа В), собравшем более ста шахматистов со всего мира. Сегодня Илья учится в пятом классе Винницкой физико-математической гимназии. Одноклассники нормально воспринимают своего ровесника, да парнишка особо и не стремится выделяться. Кстати, когда он был младше, то на все турниры ездил со своим любимым медвежонком. Теперь в шахматном мире все его и знают, как “вундеркинда с мишкой”. Его сестра учится в аспирантуре Физико-Технического университета в Москве.
* * *
Этот Мемориал организован киевским Набоковским обществом «Камера Обскура» при поддержке городской Федерации шахмат и посвящен Владимиру Набокову - замечательному писателю, оригинальному шахматному композитору.
Строки из биографии Владимира Набокова: “Я американский писатель, рожденный в России, получивший образование в Англии, где я изучал французскую литературу перед тем, как на пятнадцать лет переселиться в Германию”.
Он всегда был не таким, как все. В эмиграции его книги удивляли своей отдаленностью от литературных традиций, вызывали обвинения в “нерусскости”. В Америке он шокировал и покорил всех своей “Лолитой”, превратился из безвестного преподавателя провинциального колледжа в живого классика. Теперь же на его родине спорят, что делать с “феноменом Набокова”: относить ли его к русской или к американской литературе. Он любил подчеркивать, что родился “в один день с Шекспиром и через сто лет после Пушкина”, упоминая имена-символы двух великих литератур, которым сам равно принадлежит. В русскую он вошел как Владимиръ Сиринъ, литературное существование которого прекратилось так же через сто лет после Пушкина, в 1937, когда начал публиковаться его последний роман “Дар”. В Америке он прославился как Vladimir Nabokov, пишущий на английском и даже внешне сильно отличающийся от Сирина. Бабочки и шахматы стали символами его творчества. Он любил выискивать узоры судьбы, потаенную симметрию в собственной биографии. И вот – как два крыла бабочки, симметричны друг другу русская и английская половины его творчества. Словно клетки на шахматной доске – восемь по горизонтали, восемь по вертикали – выстраиваются его восемь русских и восемь английских романов. Чтобы не нарушить чистоту симметрии, судьба не дала дописать девятый роман на русском - “Solus rex” (помешала война) и девятый на английском - “Оригинал Лауры” (помешала смерть).
Главный шахматный роман Набокова -«Защита Лужина». Роман о гениальном шахматисте, который мало что воспринимает вокруг себя, помимо шахмат, и в напряженнейший момент турнира, разрабатывая защиту против самого опасного соперника, испытывает помрачнение рассудка. После этого врачи запрещают ему играть, но в опустевшей жизни он начинает ощущать смутно знакомые ходы некоей комбинации, и, чтобы защититься от нее, он выбрасывается из окна.
Сложна и замечательно сбалансирована композиция романа: раннее “дошахматное” детство героя рифмуется с его “послешахматной” жизнью, и это смутное узнавание, неясное дежавю, преломленное через призму шахматного мышления, доводит Лужина до самоубийства.
“Защита Лужина” была напечатана в ведущем эмигрантском литературном журнале “Современные записки”, где печатались такие мэтры, как Бунин, Куприн. Успех романа превратил Сирина из “многообещающего молодого автора” в одного из самых известных русских писателей-изгнанников, сделал его “оправданием эмиграции”. Несомненный литературный лидер того времени Бунин, в общем-то Набокова не любивший, признался, прочитав “Защиту Лужина”: “Этот мальчишка выхватил пистолет и одним выстрелом уложил всех стариков, в том числе и меня”.
Уместно напомнить историю недавнего прошлого, описанную в статье «А был ли мальчик?» (РБ, 9, 2004), где приведен анализ одной из партий В.НАБОКОВ – Д.ХАРМС, сыгранной неизвестно где якобы в 1927 году. Спустя годы читатели откликнулись на эту публикацию в редакционном обзоре писем (РБ, 22, 2007). Да, уж действительно «ничто не проходит бесследно ...»
О том, что Набоков был неплохим шахматистом, можно судить хотя бы по его шахматным задачам. В составлении их он ощущал нечто родственное литературному творчеству. Эту связь он отразил по-своему, издав под одной обложкой и свои стихи, и шахматные задачи. Книга под названием “Poems and Problems” была опубликована в 1971 году.
В мае 1940 года Набоков с женой и маленьким сыном покинул Европу, отправляясь навстречу неизвестности Нового Света. Америка сразу произвела самое благоприятное впечатление: при осмотре багажа таможенники, увидев боксерские перчатки, надели их и стали в шутку боксировать друг с другом. Такая непосредственность не могла не понравиться жизнелюбу Набокову. Первое время они жили у друзей в Нью-Йорке. Набоков сотрудничал в эмигрантских периодических изданиях, подыскивал работу преподавателя в колледже и обзаводился новыми знакомыми. 8 октября он познакомился с известным американским критиком и романистом Эдмундом Уилсоном, дружба с которым растянулась на много лет, но закончилась разрывом из-за политических и литературных разногласий. Рекомендации Уилсона помогли Набокову, и после нескольких пробных лекций в разных университетах он был приглашен в Уэлслейский колледж преподавать литературу и русский язык. Злая ирония судьбы: на решение пригласить Набокова окончательно повлияла найденная в библиотеке колледжа книжка “Аня в стране чудес”, его первый творческий опыт. Словно и не было пятнадцати лет сиринского творчества, все приходилось начинать с белого листа. Преподавательская деятельность Набокова растянулась на восемнадцать лет. До сентября 1948 года он преподавал в Уэлсли, но, поскольку так и не смог получить там постоянное место, он вместе с семьей переехал из Кембриджа (Массачусетс) в Итаку (штат Нью-Йорк) и стал преподавателем Корнеллского университета. Уже после смерти Набокова были опубликованы его лекции, составившие три тома: “Лекции по русской литературе”, “Лекции по зарубежной литературе”, “Лекции о “Дон Кихоте”. Это, возможно, одна из самых интересных частей набоковского наследия, потому что взгляды на литературу, излагаемые в этих лекциях, весьма оригинальны и далеки от традиционных. Прежде всего Набоков утверждает постулат: литература есть феномен языка, а не идей. “Стиль и структура – это сущность книги; большие идеи – дребедень”. Он призывает читателя воспринимать литературу чувственно, чтобы ощутить всю ее прелесть. Главное качество хорошего читателя - это воображение: “Раз художник использовал воображение при создании книги, то и ее читатель должен пустить в ход свое – так будет и правильно и честно”. А главный физический орган читателя – позвоночник, поскольку именно там возникает “контрольный холодок” как реакция на истинное искусство. Набоков просил обращать внимание прежде всего на мелочи, забыть о банальных обобщениях.
В свое время скандал в обществе вызвал роман Набокова”Лолита”. Среди литературных критиков долго не утихали споры о том, что такое “Лолита” – произведение искусства или порнография? На некоторое время тираж был арестован. “Лолита” стала объектом судебного разбирательства, разделив судьбу таких шедевров, как “Мадам Бовари”. В обществе разгорелась дискуссия о критериях искусства, о границах свободы слова. В итоге арест был снят, и роман был издан в США в 1958, так что пришла пора отмечать золотой юбилей “Лолиты”. Скандал принес Набокову известность и невиданный коммерческий успех: по раскупаемости “Лолита” побила рекорд “Унесенных ветром”. Только права на экранизацию были оценены в 150 000 долларов (кинопремьера “Лолиты” состоялась в 1962 году, режиссером был Стэнли Кубрик, а сценаристом сам автор романа). Все материальные проблемы Набокова были решены, и он отказался от интересной, но физически утомительной преподавательской работы: 19 января 1959 года он прочитал свою последнюю лекцию в Корнелле, после окончания которой его обступила толпа студенток с книжками “Лолиты”, жаждущих автографа.