АУФВИДЕРЗЕЙН, БАТОНО КЛАУС!
Спорт
Некогда знаменитый грузинский футбол распрощался с очередным «варягом», призванным вернуть ему былую славу. Немецкий специалист Клаус Топмеллер, руководивший сборной Грузии челночными наездами, не вернулся из очередной поездки. Ему сообщили, что в Тбилиси в его услугах больше не нуждаются.
А ведь под какие фанфары все начиналось! Топмеллеру дали такой оклад, о котором и речи не шло в других местах, пока он 15 месяцев подыскивал себе работу. И уж конечно больше ни от кого он не слышал таких комплиментов, как в Тбилиси. Тогда, в январе 2006-го, футбольной сборной у Грузии практически не было. Была коллекция талантливых игроков, выступающих за рубежом, но создать из них то, что называется командой, не смог никто. Ни многочисленные местные специалисты, ни хорват Иво Шушак, ни француз Ален Жиресс.
В «активе» грузинского футбола было предпоследнее место в отборочной группе ЧМ-2006, а впереди маячило европейское первенство 2008 года. И участие в финальной части этого турнира в Тбилиси расценивали как символ возрождения утраченного футбольного авторитета. Ориентируясь на громкие имена, нового наставника сборной стали искать в Словении, Голландии, Аргентине и Германии.
А решающим оказалось то, что именно в последней стране жил и работал Нодар Ахалкаци, возглавивший Федерацию футбола Грузии (ФФГ) благодаря закулисной поддержке самого президента Саакашвили. Именитый немец и руководители ФФГ долго торговались, встречались-разъезжались и наконец ударили по рукам. Тренер выторговал фантастические для Грузии ежемесячные оклады: 100 тысяч евро для себя, 25 тысяч – для своего брата, которого взял в помощники, и по 15 тысяч для пары земляков, вошедших в его тренерский штаб. Плюс расходы на проживание и переезды – Топмеллер решил наезжать в Грузию лишь на 2 недели в месяц. А еще ему полагалось 300 тысяч евро, если команда поедет на ЧЕ. Для ФФГ, естественно, такие суммы абсолютно не реальны, и 85% расходов на немецкую бригаду пришлось взять на себя правительству - чего не сделаешь ради национальных интересов!
Заявив при всем этом, что его интересуют не деньги, а успех и что он просто «хочет тренировать амбициозную команду с хорошими игроками», новый наставник принялся за дело. Пока он кроил состав по своему лекалу, товарищеские матчи в основном проигрывались. Но нельзя было отрицать, что игра сборной стала более осмысленной, а исконная для грузинских футболистов высокая техника начала вписываться в коллективные действия. И истосковавшиеся по успехам болельщики ожидали главного - тех самых официальных отборочных игр, пройти которые с триумфом пообещал Топмеллер.
Соперники по подгруппе были более чем солидные – Италия, Франция, Шотландия, Украина, но Ахалкаци заверил соотечественников, что приглашенный им специалист входит в пятерку лучших тренеров мира. Да и сам немец убеждал, что способен на чудо. Первый же матч отборочного турнира вызвал в Грузии бурю восторгов – обновленная команда забила в нем 6 безответных голов. Правда, в ворота не перечисленных грандов, а всего лишь «мальчика для битья» - сборной Фарерских островов. Увы, все надежды грузинских фанатов угасли после следующих игр.
Да, подопечные Топмеллера играли неплохо, имели преимущество в некоторых матчах, но мяч в ворота соперников упорно не шел. А в собственных воротах не оказалось достойных наследников Владимира Маргания, Сергея Котрикадзе, Отара Габелия... В итоге из 12 матчей Грузия 8 проиграла, один свела на своем поле вничью с братской Украиной и лишь в 3-х победила - дважды Фареры и один раз – ослабленную команду Шотландии. Она показала худший результат за всю свою историю и в турнирной таблице оказалась предпоследней.
Но, как известно, надежда, а тем более болельщицкая, умирает последней. Когда уже было ясно, что с выходом в финальную часть континентального первенства ничего не светит, выигрыш у Шотландии был воспринят как величайшая национальная победа. Причем не только рядовыми фанатами, но и на государственном уровне - Михаил Саакашвили объявил, что родился новый грузинский футбол.
Не успели грузины уверовать в начало новой, светлой эры самого любимого вида спорта, как и в этой эре прозвучал тревожный звонок. Последний отборочный матч, причем в родных стенах, был проигран далеко не именитой Литве.
Однако эйфория от «великой победы над самими шотландцами» была настолько велика, что это посчитали досадной случайностью. А тут еще и большая политика вмешалась - в стране развернулась предвыборная президентская кампания, и Саакашвили пообещал народу: если его переизберут, он выведет сборную в финальную часть Чемпионата мира- 2010. Да и наставник этой сборной по-прежнему был полон оптимизма, несмотря на печальные результаты:
“Я решил остаться в Грузии. Создана новая команда, которая на многое способна. У нее есть потенциал на выход в финальную часть ЧМ-2010”. В отборочном турнире его подопечным будут противостоять все та же Италия и Болгария, Ирландия, Кипр, Черногория. И он заверил своих работодателей, что безусловный фаворит - лишь один, а все остальные имеют равные шансы на второе место. Так что контракт с ним продлили до 2010 года, хотя не было выполнено главное условие предыдущей работы - на ЧЕ-2008 грузины не поехали. «Принимая решение, мы руководствовались иными критериями, - объяснил глава ФФГ. - Топмеллер начал создавать новую команду с нуля, а на это необходимо время. И он уже добился первых успехов: мы обыграли Шотландию».
А вот сам прагматичный немец начал искать себе «запасной аэродром». Один из вариантов - дрезденское «Динамо», купленное недавно российским бизнесменом. Новый владелец повел переговоры через спортивного директора, по совместительству - помощника Топмеллера в сборной Грузии. Но Клаус решил тоже попробовать совместительство - предложил свои услуги в качестве члена наблюдательного совета немецкому “Кайзерслаутерну”, в котором играл много лет.
Грузины не протестовали, но их любимец стал заглядываться и на пост главного тренера родного клуба. Однако этого не произошло, и пришлось вновь сосредоточиться на главной команде Грузии.
И тут его ждало полное фиаско в товарищеских играх с отнюдь не грозными соперниками – февральский проигрыш Латвии (1:3) и мартовский разгром в Ирландии (1:4). В Грузии разом позабыли о «шотландском триумфе», и на «чудо-тренера» обрушилась такая критика, что ему осталось только ответить в стиле «сами дураки».
Сидя во Франкфурте-на-Майне, куда он, как водится, уехал после очередной игры, Топмеллер изумил футбольный мир скандальным заявлением: оказывается, ему и его штабу уже 5 месяцев не платят зарплату. Странная ситуация при тех, казалось бы, прекрасных отношениях, которые сложились у него с ФФГ. И шеф этой федерации поспешил на переговоры со своим протеже. Итоги встречи Ахалкаци подвел так:
“Мы искренне говорили о проблемах, возникших в сборной, нас не удовлетворяют ее результаты. Хотя Топмеллер многое сделал не только для первой команды, но и для сборных всех возрастов. Мы решили, что будет лучше, если тренер покинет свой пост. Что касается финансовых проблем, то этот вопрос уже исчерпан. Федерация начала поиски нового наставника, и вскоре мы огласим его фамилию”.
В общем, под руководством герра Клауса сборная Грузии провела 24 матча и лишь 7 из них выиграла. Кто прав, кто виноват - судить специалистам. Но, честно говоря, грузинские футболисты – далеко не подарок любому тренеру. А тем более немцу, привыкшему к дисциплине – и внутренней, и игровой.
Трудно позавидовать очередному иностранцу, который попытается пробиться на чемпионат мира с талантливой, но непредсказуемой командой. Ему предстоит столкнуться с горячим кавказским темпераментом и на поле, и на трибунах, а главное - во властных структурах, считающих спортивные успехи доказательством правильности своей политики. Совсем не богато живущая страна сейчас гадает, сколько запросит за свои услуги очередной заезжий спаситель национального футбола. Но под вопросом может оказаться и то, с кем он будет подписывать контракт.
В прессе появились сообщения, что власти замыслили смену руководства ФФГ, а деятельностью главы федерации заинтересуется финансовая полиция – куда-то исчезли «особо крупные суммы». Впрочем, это уже традиция: предшественника Ахалкаци посадили за то же самое.
А мой сосед таксист Шалико, как и все грузины, большой дока в футбольных делах, задал такой вопрос: «А не проще ли на деньги, которые мы платим тренерам-иностранцам, купить одну неплохую команду и дать ей грузинское гражданство?».
А ведь под какие фанфары все начиналось! Топмеллеру дали такой оклад, о котором и речи не шло в других местах, пока он 15 месяцев подыскивал себе работу. И уж конечно больше ни от кого он не слышал таких комплиментов, как в Тбилиси. Тогда, в январе 2006-го, футбольной сборной у Грузии практически не было. Была коллекция талантливых игроков, выступающих за рубежом, но создать из них то, что называется командой, не смог никто. Ни многочисленные местные специалисты, ни хорват Иво Шушак, ни француз Ален Жиресс.
В «активе» грузинского футбола было предпоследнее место в отборочной группе ЧМ-2006, а впереди маячило европейское первенство 2008 года. И участие в финальной части этого турнира в Тбилиси расценивали как символ возрождения утраченного футбольного авторитета. Ориентируясь на громкие имена, нового наставника сборной стали искать в Словении, Голландии, Аргентине и Германии.
А решающим оказалось то, что именно в последней стране жил и работал Нодар Ахалкаци, возглавивший Федерацию футбола Грузии (ФФГ) благодаря закулисной поддержке самого президента Саакашвили. Именитый немец и руководители ФФГ долго торговались, встречались-разъезжались и наконец ударили по рукам. Тренер выторговал фантастические для Грузии ежемесячные оклады: 100 тысяч евро для себя, 25 тысяч – для своего брата, которого взял в помощники, и по 15 тысяч для пары земляков, вошедших в его тренерский штаб. Плюс расходы на проживание и переезды – Топмеллер решил наезжать в Грузию лишь на 2 недели в месяц. А еще ему полагалось 300 тысяч евро, если команда поедет на ЧЕ. Для ФФГ, естественно, такие суммы абсолютно не реальны, и 85% расходов на немецкую бригаду пришлось взять на себя правительству - чего не сделаешь ради национальных интересов!
Заявив при всем этом, что его интересуют не деньги, а успех и что он просто «хочет тренировать амбициозную команду с хорошими игроками», новый наставник принялся за дело. Пока он кроил состав по своему лекалу, товарищеские матчи в основном проигрывались. Но нельзя было отрицать, что игра сборной стала более осмысленной, а исконная для грузинских футболистов высокая техника начала вписываться в коллективные действия. И истосковавшиеся по успехам болельщики ожидали главного - тех самых официальных отборочных игр, пройти которые с триумфом пообещал Топмеллер.
Соперники по подгруппе были более чем солидные – Италия, Франция, Шотландия, Украина, но Ахалкаци заверил соотечественников, что приглашенный им специалист входит в пятерку лучших тренеров мира. Да и сам немец убеждал, что способен на чудо. Первый же матч отборочного турнира вызвал в Грузии бурю восторгов – обновленная команда забила в нем 6 безответных голов. Правда, в ворота не перечисленных грандов, а всего лишь «мальчика для битья» - сборной Фарерских островов. Увы, все надежды грузинских фанатов угасли после следующих игр.
Да, подопечные Топмеллера играли неплохо, имели преимущество в некоторых матчах, но мяч в ворота соперников упорно не шел. А в собственных воротах не оказалось достойных наследников Владимира Маргания, Сергея Котрикадзе, Отара Габелия... В итоге из 12 матчей Грузия 8 проиграла, один свела на своем поле вничью с братской Украиной и лишь в 3-х победила - дважды Фареры и один раз – ослабленную команду Шотландии. Она показала худший результат за всю свою историю и в турнирной таблице оказалась предпоследней.
Но, как известно, надежда, а тем более болельщицкая, умирает последней. Когда уже было ясно, что с выходом в финальную часть континентального первенства ничего не светит, выигрыш у Шотландии был воспринят как величайшая национальная победа. Причем не только рядовыми фанатами, но и на государственном уровне - Михаил Саакашвили объявил, что родился новый грузинский футбол.
Не успели грузины уверовать в начало новой, светлой эры самого любимого вида спорта, как и в этой эре прозвучал тревожный звонок. Последний отборочный матч, причем в родных стенах, был проигран далеко не именитой Литве.
Однако эйфория от «великой победы над самими шотландцами» была настолько велика, что это посчитали досадной случайностью. А тут еще и большая политика вмешалась - в стране развернулась предвыборная президентская кампания, и Саакашвили пообещал народу: если его переизберут, он выведет сборную в финальную часть Чемпионата мира- 2010. Да и наставник этой сборной по-прежнему был полон оптимизма, несмотря на печальные результаты:
“Я решил остаться в Грузии. Создана новая команда, которая на многое способна. У нее есть потенциал на выход в финальную часть ЧМ-2010”. В отборочном турнире его подопечным будут противостоять все та же Италия и Болгария, Ирландия, Кипр, Черногория. И он заверил своих работодателей, что безусловный фаворит - лишь один, а все остальные имеют равные шансы на второе место. Так что контракт с ним продлили до 2010 года, хотя не было выполнено главное условие предыдущей работы - на ЧЕ-2008 грузины не поехали. «Принимая решение, мы руководствовались иными критериями, - объяснил глава ФФГ. - Топмеллер начал создавать новую команду с нуля, а на это необходимо время. И он уже добился первых успехов: мы обыграли Шотландию».
А вот сам прагматичный немец начал искать себе «запасной аэродром». Один из вариантов - дрезденское «Динамо», купленное недавно российским бизнесменом. Новый владелец повел переговоры через спортивного директора, по совместительству - помощника Топмеллера в сборной Грузии. Но Клаус решил тоже попробовать совместительство - предложил свои услуги в качестве члена наблюдательного совета немецкому “Кайзерслаутерну”, в котором играл много лет.
Грузины не протестовали, но их любимец стал заглядываться и на пост главного тренера родного клуба. Однако этого не произошло, и пришлось вновь сосредоточиться на главной команде Грузии.
И тут его ждало полное фиаско в товарищеских играх с отнюдь не грозными соперниками – февральский проигрыш Латвии (1:3) и мартовский разгром в Ирландии (1:4). В Грузии разом позабыли о «шотландском триумфе», и на «чудо-тренера» обрушилась такая критика, что ему осталось только ответить в стиле «сами дураки».
Сидя во Франкфурте-на-Майне, куда он, как водится, уехал после очередной игры, Топмеллер изумил футбольный мир скандальным заявлением: оказывается, ему и его штабу уже 5 месяцев не платят зарплату. Странная ситуация при тех, казалось бы, прекрасных отношениях, которые сложились у него с ФФГ. И шеф этой федерации поспешил на переговоры со своим протеже. Итоги встречи Ахалкаци подвел так:
“Мы искренне говорили о проблемах, возникших в сборной, нас не удовлетворяют ее результаты. Хотя Топмеллер многое сделал не только для первой команды, но и для сборных всех возрастов. Мы решили, что будет лучше, если тренер покинет свой пост. Что касается финансовых проблем, то этот вопрос уже исчерпан. Федерация начала поиски нового наставника, и вскоре мы огласим его фамилию”.
В общем, под руководством герра Клауса сборная Грузии провела 24 матча и лишь 7 из них выиграла. Кто прав, кто виноват - судить специалистам. Но, честно говоря, грузинские футболисты – далеко не подарок любому тренеру. А тем более немцу, привыкшему к дисциплине – и внутренней, и игровой.
Трудно позавидовать очередному иностранцу, который попытается пробиться на чемпионат мира с талантливой, но непредсказуемой командой. Ему предстоит столкнуться с горячим кавказским темпераментом и на поле, и на трибунах, а главное - во властных структурах, считающих спортивные успехи доказательством правильности своей политики. Совсем не богато живущая страна сейчас гадает, сколько запросит за свои услуги очередной заезжий спаситель национального футбола. Но под вопросом может оказаться и то, с кем он будет подписывать контракт.
В прессе появились сообщения, что власти замыслили смену руководства ФФГ, а деятельностью главы федерации заинтересуется финансовая полиция – куда-то исчезли «особо крупные суммы». Впрочем, это уже традиция: предшественника Ахалкаци посадили за то же самое.
А мой сосед таксист Шалико, как и все грузины, большой дока в футбольных делах, задал такой вопрос: «А не проще ли на деньги, которые мы платим тренерам-иностранцам, купить одну неплохую команду и дать ей грузинское гражданство?».