Парад матрешек

В мире
№13 (623)

В начале этой недели власти Сербии представили в ООН проект дальнейшего дробления собственной территории. Я пишу «собственной» потому, что Сербия не согласна с провозглашением независимости края, который здесь называют «Косово и Метохия», несмотря на то, что многие государства уже признали независимость этой самопровозглашенной республики. Так вот, Белград предложил подвергнуть независимое государство Косово той же процедуре, что была проделана с Сербией. И, по крайней мере, теоретически все выглядит столь же обоснованно, как и в случае отделения косовских албанцев. Дело в том, что в Косовском крае имеется район, занимающий примерно пятнадцать процентов от его общей территории, где компактно проживают сербы.
Помню, давным-давно один мой друг рассказывал о том, что он открыл такое явление, как доведение профессионализма до идиотизма. Для этого, говорил он, некоему вполне компетентному профессионалу, достаточно начать использовать в качестве главного принципа своей деятельности один, весьма существенный, но не определяющий критерий.
Принцип самоопределения наций широко применяли коммунисты. Применяли в пропаганде, не более того. Тем более удивительным является применение этого принципа, причем не в пропаганде, а на практике, западным миром по отношению к албанскому меньшинству в Сербии. Я не знаю, насколько серьезна инициатива сербского руководства по разделению Косовского края по этническому признаку, но, что бы они ни имели в виду, им удалось прекрасно подчеркнуть всю абсурдность того подхода, который международное сообщество продемонстрировало в данном случае. Сразу же стало ясно, что Косовский край, как и любой другой регион, где представители различных этносов проживают на перемежающихся друг с другом территориях, «неисчерпаем, как атом», если перефразировать философский экзерсис Владимира Ильича Ленина.
В общем, если все пойдет тем путем, на который указывает наметившаяся тенденция, идея самоопределения народов, реализованная на практике, может явить нам даже не «парад суверенитетов», наблюдавшийся в России после развала Советского Союза, а уродливую пародию на это явление.
Предоставление независимости любому территориальному образованию, в пределах которого компактно проживают представители национального меньшинства, может привести к кризису государственности не только относительно небольших стран Восточной Европы, но и западноевропейских государств, не говоря уже о многих регионах России и бывших республиках СССР.
Многие из вас наверняка читали роман Василия Аксенова «Остров Крым», в котором автор экспериментировал с воссозданием ситуации, исходя из одной-единственной фантастической предпосылки. Реальность оказалась намного удивительнее: сегодня Украина всерьез опасается того, что Крым может отделиться. На полуострове нарастают сепаратистские настроения русского и крымско-татарского населения. Какая бы из этих двух групп ни начала процесс отделения, последствия его не могут быть заранее предсказанными. Ясно лишь одно – от этого не выиграет никто.
Говоря о сепаратизме на постсоветском пространстве, обычно имеют в виду Приднестровье, Абхазию, Южную Осетию и Нагорный Карабах. Мало кто знает, что уже достаточно давно в Сибири, пока, правда, на интеллектуальном уровне, имеют хождение идеи так называемого «областничества». Несмотря на то, что «Википедия», например, сообщает нам, что это – общественно-политическое течение среди сибирской интеллигенции середины 50-х гг. XIX — начала XX века, достаточно почитать сибирские интернет-форумы, чтобы понять: идея не умерла и имеет множество приверженцев.
Если обсуждать сепаратистские тенденции в современном мире, надо учитывать тот факт, что групповая идентификация человеческих сообществ представляет собой едва ли не самый древний способ самоотождествления. Прибавьте к этому национальные, религиозные и некоторые появившиеся в более поздние времена компоненты, и вы получите тот самый горючий материал, неосторожное обращение с которым уже много раз приносило людям несчастье. И я наверняка не ошибусь, если скажу, что большинство сепаратистских движений последнего времени было вызвано не насущными потребностями самих национальных меньшинств, а умелой игрой на их национальных чувствах, игрой, которую вели (и ведут) внешние по отношению к этим меньшинствам силы.
В случае с Косовским краем, я думаю, никто не будет отрицать влияния на развитие ситуации не только со стороны «старшей сестры» - Албании, но и со стороны всего мусульманского мира.
Что касается позиции мирового сообщества, поддержавшего сепаратистов, то она оказалась неудачной сразу по нескольким причинам. Во-первых, что бы ни говорили лидеры западных стран об исключительности ситуации, сепаратистские движения всего мира получили сигнал о том, что «если долго мучиться...». Во-вторых, создание мусульманского государства в Европе будет воспринято исламским миром в качестве доказательства силы ислама и слабости Запада. И в-третьих, не может не вызывать опасений тот факт, что все это происходит в том самом месте, которое служило очагом многих войн.
Как бы то ни было, Сербия, которую в этом вопросе поддерживает Россия, сделала свой ход. Реакция ООН на инициативу Белграда еще не известна. Да и неважно, какой будет эта реакция. Уже понятно, что по крайней мере в одном из регионов мира запущен опасный процесс предельной фрагментации территории по этническому признаку.
Вы, читатель, когда-нибудь наблюдали, как играет с матрешкой ребенок, впервые взявший ее в руки? Раскрыв ее и обнаружив внутри следующую, ребенок так увлекается игрой, что, не найдя ничего в самой маленькой матрешке, он испытывает разочарование и забрасывает игрушку.
Сербия - не матрешка. Если из ее недр удалось извлечь нечто, весьма отдаленно напоминающее независимое государство, не следует делать вывод о том, что этот процесс бесконечен. Конечно, если очень захотеть, то и внутри тех пятнадцати процентов территории Косовского края, на которых живут сербы, можно найти еще более компактную общину косовских албанцев. Но в этот момент надо вспомнить, что в последней матрешке ничего нет, и удержаться от того, чтобы, потеряв интерес к надоевшей игрушке, отбросить ее в сторону.
Потому что речь идет не о матрешках, а о живых людях.


Наверх
Elan Yerləşdir Pulsuz Elan Yerləşdir Pulsuz Elanlar Saytı Pulsuz Elan Yerləşdir