НЕАДЕКВАТНЫЕ ТАРАКАНЫ

В мире
№12 (622)

Когда ученый совет не провинциального бедного института, нуждающегося в спонсорских деньгах, а ученый совет Московского государственного университета увенчал Владимира Жириновского ученой степенью доктора наук, никто не сгорел со стыда, не провалился сквозь землю, не оскорбился и не возмутился. Храм и сияющую вершину русской науки опустили в полном соответствии с лексиконом некоторых клиентов ЛДПР. Да, давно уже все смирились с тем, что нет у нас мало-мальского начальника, бизнесмена из ВЛКСМ-КПСС или предпринимателя из уголовников без научной диссертации. Академики в натуре, век воли не видать. Но чтоб МГУ так себя уронил?..
Когда Рамзан Кадыров стал почетным академиком Российской академии естественных наук, тоже не звучало громкого публичного протеста. Никто даже не иронизировал. Например, не приводил ответы Кадырова на вопрос о его научном багаже. “Какое у вас образование?” - “Высшее юридическое. Заканчиваю. Экзамены сдаю”. - “Какие?” - “Как это — какие? Экзамены, и все”. - “А как называется институт, который вы заканчиваете?” – “Филиал Московского института бизнеса. В Гудермесе. Юридический то есть”. - “Какая у вас специализация?” - “Юрист я”. - “А диплом по какому праву? Уголовному? Гражданскому?” - “Забыл. Тему записал, но забыл. Событий сейчас много...”
Когда Рамзан Кадыров стал Героем России, ни один Герой России не оскорбился и не заявил публично о сложении своей Звезды Героя.
Когда звания Героев России тайным указом удостоили руководителей штурма Театрального центра на Дубровке, в результате которого погибли 130 заложников и ни один террорист не был взят живым, общественность молчала. Даже то, что указ провели тайно, как в старину говорили, по-воровски, не вызвало волны протеста.
А вот принятие президента Чечни Рамзана Кадырова в члены Союза журналистов России обернулось скандалом. Обозреватель “Московского комсомольца” Александр Минкин объявил о своем выходе из Союза журналистов. Главный редактор “Новой газеты” Дмитрий Муратов заявил: “Я ни на одну секунду не останусь членом Союза журналистов России, если подтвердится информация о том, что президент Чечни Рамзан Кадыров стал членом Союза журналистов России. Я не буду комментировать свою позицию. Я просто категорически не собираюсь находиться в одном союзе с людоедами”.
Председатель Свердловского отделения Союза журналистов Дмитрий Полянин потребовал: “Удостоверение члена Союза журналистов России, выданное президенту Чечни Рамзану Кадырову, необходимо аннулировать, иначе будет дискредитирована сама идея СЖР”.
На следующий же день, 6 марта 2008 года, секретариат Союза журналистов России отменил решение Союза журналистов Чеченской республики как противоречащее уставу Союза журналистов России.
“Я понимаю, что происходило это из желания сотрудничать с властью, - прокомментировал председатель Союза журналистов России Всеволод Богданов. - Тем более что Кадыров многое пытается сделать для Союза журналистов и СМИ. Однако по уставу Союз журналистов имеет в своем составе только штатных сотрудников, которые рекомендованы своими коллегами, соблюдают этический кодекс. Здесь никто не задевает честь и достоинство Кадырова, просто Союз журналистов - это больше для профессионалов”.
“Своими действиями Чеченский Союз журналистов поставил в неловкое положение и членов организации, и самого Кадырова, - сказал секретарь СЖР Михаил Федотов. – Глава Чеченской республики очень активно помогает становлению Союза журналистов в Чечне, однако организация могла бы найти более адекватную форму, чтобы отблагодарить главу субъекта Федерации. Надеюсь, Союз журналистов Чеченской республики найдет способ загладить эту явную неловкость”.
Точно расставлены акценты, и со всей возможной деликатностью.
Но что бы ни говорили дипломатично руководители Союза журналистов, все воспринимают это как демарш.
Если на то пошло, то есть же в наших рядах и новосибирский губернатор, и председатель Новосибирского областного парламента, и член Совета Федерации от Новосибирской области. Возможно, они в отличие от Рамзана Кадырова что-то и написали, опубликовали под своей фамилией. Однако, по чести говоря, несколько статей - еще не основание для вступления в творческий союз. Предполагаются еще и определенный профессиональный уровень, постоянная профессиональная работа. Вероятно, в Новосибирском отделении Союза журналистов руководствовались не буквой Устава, а налаживанием хороших отношений с администрацией. И в Москве, в секретариате СЖР, закрыли глаза. Утвердили.
Почему им можно, а Кадырову нельзя? Потому что они – не Кадыров. Рамзан Ахматович Кадыров – это некий символ. Символ того, что власть делает со страной, с каждым гражданином в отдельности, с прессой, свободой слова, с гражданским обществом. К великому сожалению, также и символ того, что народ, профессиональные и научные сообщества согласны на все и даже сами проявляют инициативу в деле лизания начальственных органов.
Но Союз журналистов не МГУ и не Академия естественных наук, здесь свою честь блюдут и сами решают, кого принимать в свои ряды. А такое – не прощается.  И вот уже некоторые из московских работников пера и эфира мечут ядовито иронические стрелы. “Ну, этот Союз журналистов сам по себе получил большой подарок. Потому что наконец про него вспомнили. Вырожденная организация - Союз журналистов. Я ее не уважаю. Я не пытался быть членом никаких журналистских союзов”, - сказал на “Эхе Москвы” один.
“СЖР в его нынешнем виде - это не просто эрзац-структура, никого не представляющая... Драма была в том, что СЖР - эрзац ярко освободительный, единственное назначение которого в том, чтобы писать воззвания, обличающие тирана, и непонятно, что там было делать Р.А. Кадырову...” – написал в газете “Известия” другой.
Оба мастера слова известны тем, что служили в свое время разным богатым и сильным мира сего, пока не обрели твердость и ярость убеждений на почве государственности в виде существующей сегодня власти. Понятно, Кадыров не нуждается в защите вышененазванных публицистов. Их высказывания – закономерная реакция перевертышей, когда они видят, как кто-либо последовательно отстаивает свою позицию, честь и достоинство. И потому весьма характерна для сложившейся ситуации. Скажи мне, кто твой критик – и я скажу, кто ты.
Кто бы и что бы ни говорил, а Союз журналистов России едва ли не единственная с советских времен российская творческая и профессиональная организация, которая не прогибалась и не прогибается перед властью.
Союз журналистов России (“вырожденная организация”... “никого не представляющая...”) проводит в Москве международные конференции, на которых принимаются и распространяются по мировому сообществу резолюции о положении прессы. Например, в прошлом году прошел Всемирный конгресс, на который собрались делегаты из 160 стран. Он принял Заявление “Свобода журналистов в России и права Союза журналистов России”, в котором говорится: “Система СМИ в России, особенно в области телерадиовещания, не обеспечивает адекватного плюрализма и свободы слова для развития демократического общества... Безнаказанность в делах об убийствах журналистов является шокирующим нарушением фундаментальных прав работников СМИ и российских граждан, что служит тормозом для демократического развития в стране”.
В ответ власть попыталась выселить Союз журналистов из его здания. Не получилось. Закон не позволил. Тогда (совсем недавно!) пришли пожарные инспекторы и велели закрыть дом как пожароопасный. Снова не получилось. Наверно, завтра придут из санэпидстанции и обнаружат тараканов.
Несопоставимо. Неадекватно. Со стороны общественной организации - защита свободы прессы, а со стороны великого и могучего, самого большого в мире государства - мелкая убогая месть из арсенала гадостей на коммунальной кухне. Даже рассказывать об этом неловко. Но надо. Говорить то, что есть, – обязанность журналиста.


comments (Total: 1)

Базар он и есть базар и не важно чей....

edit_comment

your_name: subject: comment: *

Наверх
Elan Yerləşdir Pulsuz Elan Yerləşdir Pulsuz Elanlar Saytı Pulsuz Elan Yerləşdir