КИНО ИЗ ЗОНЫ

В мире
№11 (621)

Зачем начальник лагерей России Юрий Калинин подал в суд на правозащитника Льва Пономарева?
На первый взгляд вроде бы ясно: приструнить, прищучить, чтоб неповадно было критиковать. Но, как чаще всего бывает, результат может оказаться противоположным. Генерал Калинин, сам того не понимая, подложил под себя и под систему бомбу страшной разрушительной силы.
Итак, председатель фонда “В защиту прав заключенных” Лев Пономарев стал обвиняемым по статье “Клевета”. Что само по себе дает повод усомниться в профессиональных юридических качествах людей из ФСИН – Федеральной службы исполнения наказаний. Известно, что клевету доказать сложно. Для этого надо доказать наличие умысла. А как его докажешь? Тем более его и не было.
Ну ладно. Пономарев называет нашу систему исполнения наказаний системой пыток и издевательств над человеком. Калинин хочет в суде доказать, что это клевета.
На такое можно решиться только под напором неконтролируемых чувств. Возможно, бурю возмущения в душе генерала МВД вызвали выступления Пономарева в Америке, где он говорил, что избиение заключенных сотрудниками ОМОНа - рядовое явление в исправительных заведениях России. Не менее сильно мог возмутить Калинина и шестиминутный видеоролик на сайте YouTube, полученный от Пономарева же. Читатели могут найти его по запросу Yekaterinaburg Prison Camp. Предположительно на нем запечатлено “профилактическое избиение” сотрудниками ОМОНа заключенных одной из колоний Свердловской области.
По всей видимости, ролик смонтирован из двух или нескольких материалов. Но в пределах одной и той же колонии. То есть это не разовая акция. В одних эпизодах распинают на столе и избивают людей в лагерных робах. В других эпизодах – людей еще в гражданской одежде, заставляют снимать ее, охаживают дубинками и дают зековскую униформу. Можно предполагать, что это так называемая “прописка в зоне”, “оформление” и одновременно “воспитание на будущее” новоприбывших заключенных.
“Встреча заключенных, пропускаемых “через коридор”, протекает следующим образом, - рассказывал Лев Пономарев. - От фургона, в котором привозят новый этап, выстраиваются сотрудники колонии, вооруженные особыми средствами воздействия - резиновыми дубинками. Тут же инструкторы-кинологи со сторожевыми собаками... Пока заключенный бежит по коридору, каждый сотрудник бьет пробегающего мимо дубинкой... Заключенные бегут, отягощенные своими пожитками, что им сильно мешает. В точках, где стоят сотрудники с собаками, заключенному приходится замедлить бег, так как собака рвется с поводка”.
Раза два камера останавливается на дубинках. Омоновцы поигрывают ими так, как может только профессионал. Это не кураж отдельных надзирателей, мордобой с матом и тому подобное – это организованное крупное мероприятие. Экзекуция. Омоновцы входят в зону строем. Зеки на коленях, с руками на затылке, выстроены вдоль стены, лицом к стене. Строгий порядок. Орднунг. И потому первое впечатление после просмотра – фашистский концлагерь. Только гораздо страшнее. Тогда была война, пленные, там были фашистские выродки. А здесь что?
И что ответит генерал Калинин, если это “кино из ГУЛАГа” продемонстрируют на суде как доказательство? 
Разумеется, руководство ФСИН уверяет, что это подделка. Поэтому надо проследить путь ролика.
“Видеозапись, на которой заключённых избивают в зоне, мне передали сотрудники системы ФСИН, - утверждает Алексей Соколов, руководитель Свердловской правозащитной организации “Правовая основа”. - Видео было снято пресс-службой тюрьмы, чтобы показывать его заключённым – для устрашения. Эти люди уверены в собственной безнаказанности: знают, что добиться возбуждения уголовного дела и расследования абсолютно невозможно. Но есть в системе и те, кто не согласен с происходящим, считает это недопустимым варварством. Их ничтожно мало, и их имён я по понятным причинам не называю. Они считают, что преступники должны быть наказаны. Однако пока правоохранительные органы заинтересовались только мной... Заявляют, что этот ролик – подделка, и я на них клевещу. Меня вызывали в прокуратуру для объяснений, расспрашивали, кто и как это снимал, за чьи деньги, как я распространяю – все подробности выяснили. И на меня подали заявление о возбуждении уголовного дела по факту клеветы. Но дело пока не возбуждено”.
Видимо, на губернском уровне работники системы лагерей и сами знают, что не подделка, потому что часть зданий, попавших в кадр, легко опознать. Легко опознать и высокопоставленного офицера (к нему обращаются: “Товарищ полковник...”), лицо которого также попало в кадр.
А уж суд имеет все властные полномочия назначить экспертизу, вплоть до выезда на место действия, до вызова всех причастны, прежде всего избиваемых заключенных. Их-то определить еще легче – они не скрывают своих лиц за фуражками и омоновскими шлемами.
Адвокаты фонда “В защиту прав заключенных” безусловно представят в суд видеоролик и будут ходатайствовать о назначении экспертизы.
И что им ответит председатель суда?
Наконец, адвокаты фонда могут представить суду фамилии 433 заключенных исправительной колонии № 5, Амурская область, Сковородинский район, деревня Тахтамыгда. И попросить вызвать их всех, 433 человека, в качестве свидетелей по делу.
В фонд поступило 469 заявлений. Но удалось идентифицировать 433 фамилии. Остальные неразборчивы. В заявлениях говорится, что 16 января 2008 года на территорию колонии вошли подразделения специального назначения. “Без законных оснований спецназ избивал осужденных, при этом применялись спецсредства. При избиениях присутствовали сотрудники УИН (Управления исполнения наказаний. – Ред.) и администрации колонии. Непосредственно принимали участие в массовых избиениях Ларионов Л.П. и Волков В.Г. ...На следующий день, 17 января 2008 г., в ИК-5 вновь вошел спецназ, на этот раз для изъятия запрещенных предметов. Осужденные заявляют, что не препятствовали обыскам, но при этом их избивали и оскорбляли с применением спецсредств. В результате незаконных действий спецназа и сотрудников администрации колонии более 700 (семисот) человек вскрыли себе вены”.
Что будет делать суд с их показаниями? Говорят, что имеется еще и видеоролик.
На суд может быть представлен также доклад уполномоченного по правам человека в РФ Владимира Лукина президенту РФ Владимиру Путину. Лукин обратил особое внимание главы государства на то, что условия содержания в российских тюрьмах сравнимы с пыточными.
Конечно, “сравнимы” – это еще не “пытка”, а, можно сказать, образ. Имеет ли он юридическую силу? Но, учитывая статус докладчика и статус адресата, никто не осмелится игнорировать сей факт.
И тогда суд над Львом Пономаревым может превратиться в суд над Федеральной службой исполнения наказаний.
Москва


Наверх
Elan Yerləşdir Pulsuz Elan Yerləşdir Pulsuz Elanlar Saytı Pulsuz Elan Yerləşdir