О демократии с кулаками
В мире
О том, что на днях в Иерусалиме террорист расстрелял учеников религиозной школы, читатели наверняка уже знают. Хотелось бы, чтобы он был последним, однако надежды мало. То, что я хочу сегодня сказать в связи с этим, может показаться некоторым читателям «неполиткорректным», однако и действия террориста, пришедшего в религиозную школу не издалека, не из Газы или Ливана и даже не с территорий автономии в Иудее и Самарии, политкорректными не назовешь. Террорист имел израильское удостоверение личности. Он жил совсем недалеко от атакованной им школы, в Восточном Иерусалиме.
Если я попрошу вас навскидку назвать государство, в котором членами парламента являются его враги, причем не какие-нибудь оппозиционеры, предлагающие некий свой путь, а люди, призывающие к ликвидации этого государства, вы, наверное, будете в затруднении. Не перебирайте все известные вам страны. Я вам назову это государство. Это – Израиль.
Создавая еврейское демократическое государство, его основатели приняли как данность этническую неоднородность населения и предоставили арабскому меньшинству те же политические и социальные гарантии, что и евреям. У арабов, живущих в Израиле, есть школы, университеты, своя пресса, свои политические партии. Их партии представлены в Кнессете. Эти представители и ведут деятельность, настолько не совместимую с понятием «лояльный гражданин страны», что наименее выдержанные израильские политики называют их «пятой колонной».
И, очевидно, не без основания.
Только в Израиле возможна такая ситуация, когда во время войны парламентарии от одной из партий посещают вражеское государство, когда арабы, граждане Израиля, пославшие этих своих представителей в Кнессет, радуются жертвам среди своих сограждан-евреев, как это было во время Второй ливанской войны. И даже совершение терактов не только палестинцами, жителями автономии, но и израильскими гражданами-арабами.
Когда мы говорим о демократии, всегда следует помнить, что это понятие не абсолютное. Невозможно одновременно гарантировать права основной массы населения и маргинальных групп, будь эти группы политическими или этническими объединениями. Примерам того, как попытки удовлетворить всех и каждого приводили к катастрофическим последствиям, нет числа.
Невиданная прежде демократия, воцарившаяся в России после февральской революции, позволила большевикам во главе с Лениным, подготовившись буквально под носом Временного правительства, осуществить вооруженный переворот и захватить власть.
Демократическая процедура выборов, существовавшая в Веймарской республике, привела к власти нацистскую партию Гитлера.
Демократические выборы в палестинской автономии привели к власти самую радикальную из палестинских сил – ХАМАС.
Что стоило Временному правительству, знавшему по публикациям в свободно распространявшихся газетах о воззрениях и намерениях господина Ульянова, упрятать его в кутузку? Почему власти Веймарской республики допустили к выборам партию господина Гитлера, который уже показал себя, участвуя в «пивном путче» 1923 года? И почему он отсидел в тюрьме всего девять месяцев? И, наконец, как мог Израиль допустить эту пародию на свободные выборы в палестинской автономии, когда все знали о тех методах, которыми ХАМАС агитирует за своих кандидатов?
Все три описанных случая представляют собой самую яркую иллюстрацию того, как действия под понятыми вне контекста лозунгами демократии оказываются стократ хуже по своим результатам, чем некие охранительные действия, не вызывающие восторга у политкорректных наблюдателей, но зато лишающие экстремистов легитимности.
Я полагаю, что к этой же категории сомнительных демократических действий можно отнести и те «рыцарские» способы ведения войны, которые навязываются Израилю.
Давайте представим себе такую ситуацию. Вторая мировая война. После очередного обстрела британских островов ракетами ФАУ-2 английская авиация наносит ответный удар по целям в Германии. В этот момент некие наблюдатели начинают кампанию осуждения. Они призывают армии антигитлеровской коалиции к пропорциональному применению силы. Публикуются призывы к обеим сторонам прекратить насилие и сесть за стол переговоров. Подсчитывается количество женщин и детей, попавших под удары союзной авиации. Публикуются душераздирающие фотографии погибших от этих ударов. Под влиянием этих публикаций в странах антигитлеровской коалиции начинается движение за «прекращение насилия», сопровождаемое шумными демонстрациями и стычками с полицией. Кроме сравнительно мирных «движений протеста» союзники обнаруживают на своих территориях целые политические партии, в которые переходят члены парламентов. Эти партии уже не требуют остановить боевые действия против нацистов, они призывают к свержению политических режимов своих стран и к созданию правительств, которые пойдут на уступки.
Абсурдная картина, не правда ли? В таких условиях союзники никогда не смогли бы победить нацистов. Вторая мировая война превратилась бы в длительный кошмар, из которого нельзя было бы выбраться.
В такую ситуацию заводят Израиль те, кто призывает к пропорциональности ответов на ракетные обстрелы, к отмене блокады Газы, которая только лишь и позволяет уменьшить поступление в этот анклав оружия и боеприпасов, к переговорам с ХАМАСом, который имеет своей целью лишь уничтожение Израиля.
Пусть меня осуждают те, кто считает, что Израиль должен лишь уступать. Я считаю, что у Израиля есть лишь один путь, и этот путь он выбрал не сам, его Израилю навязали. Этот путь означает постоянную борьбу с врагами Израиля, борьбу до тех пор, пока всем не станет ясно – Израиль здесь, и он никуда не денется. Этот путь Израиль пройдет в любом случае. С союзниками или без таковых. Этот путь не нов – по нему шли первые поселенцы-сионисты, да и те, кто стоял у истоков современного Израиля.
К моему большому сожалению, ныне даже в Израиле есть люди, которые считают, что это не так. Они предлагают постоянно оглядываться на своих критиков. Они даже готовы признать некую свою ущербность, не знаю уж с какой целью.
Судите сами.
Буквально на днях в израильских СМИ появились сообщения о новой книге одного из израильских профессоров. Книга называется «Когда и как вы стали евреями». Это – лучший подарок Ахмадинеджаду. В ней профессор уверяет, что не существует такой нации, как евреи, а изгнание евреев с исторической родины – не более чем миф, служащий для оправдания создания Государства Израиль. Основная мысль, которую проводит автор, заключается в призыве к Израилю отказаться от формулировки «Еврейское демократическое государство» и стать государством для всех.
«Государство для всех» на деле означает государство для палестинских арабов. Это будет означать отказ от принципа «два государства для двух народов», который был принят ООН, принципа, который при всей его неопределенности является единственным шагом, которое международное сообщество сделало навстречу евреям.
Вам мало приведенного примера? Вот еще один.
Другой ученый, израильский профессор психологии, публикует в журнале Time and Mind «провокативную», как ее назвали в газетах, статью о том, что сцена пребывания Моисея на горе Синай и получение им скрижалей завета на глазах у всего народа Израиля представляет собой не более чем описание классического случая коллективной галлюцинации, вызванной применением психотропных средств. «У меня нет бесспорных доказательств этой теории, но их и не может быть в принципе. Мне кажется логичным объяснить ряд событий, описанных в ТАНАХе, изменением сознания людей. Доказательством тому – эпизод с плодом древа познания в раю, который надкусили Адам и Ева. Он наглядно демонстрирует веру древних иудеев в то, что плоды некоторых растений дают людям знание и мудрость», - пишет профессор.
Кого хотел «спровоцировать» своей статьей профессор психологии? Не кажется ли читателям, что это не провокация, а чистейшей воды принижение своего народа и его религии? Мне – кажется.
Точно так же, как планируемая поездка делегации раввинов к Папе Римскому с просьбой о внесении изменений в текст молитвы, призывающей сердца евреев открыться для того, чтобы они вняли христианскому учению. Нужно ли это делать? Конечно, не нужно. Почтенным раввинам не пристало о чем-либо просить Бенедикта XVI, это унижает их, но иудаизм как религию их поступок совершенно не затрагивает.
Мне не хочется говорить о раввинах антисионистского движения «Нетурей Карта» ,потому что их позиция, выражающаяся в протестах против «преступлений» израильтян против народов Палестины и Ливана, вообще не поддается пониманию. Но они, эти раввины, существуют, и даже пишут письма лидеру «Хезболлы», в которых они просят Насраллу «четко различать сионизм и иудаизм».
Человек слаб. Профессору хочется, чтобы в Европе его считали человеком с широким кругозором. Раввину из «Нетурей Карта» кажется, что в случае войны с «Хезболлой» Насралла будет отделять сионистов от иудеев. И даже некоторым уважаемым раввинам кажется, что от изменения текста христианской молитвы что-то может измениться.
Я думаю, что все это заблуждение. Когда-то в Советском Союзе было такое крылатое выражение: «Добро должно быть с кулаками». Я бы распространил это утверждение и на демократию. Демократия с кулаками. Для защиты от тех, кто пытается расширить понятие «демократия» до вседозволенности.
Если я попрошу вас навскидку назвать государство, в котором членами парламента являются его враги, причем не какие-нибудь оппозиционеры, предлагающие некий свой путь, а люди, призывающие к ликвидации этого государства, вы, наверное, будете в затруднении. Не перебирайте все известные вам страны. Я вам назову это государство. Это – Израиль.
Создавая еврейское демократическое государство, его основатели приняли как данность этническую неоднородность населения и предоставили арабскому меньшинству те же политические и социальные гарантии, что и евреям. У арабов, живущих в Израиле, есть школы, университеты, своя пресса, свои политические партии. Их партии представлены в Кнессете. Эти представители и ведут деятельность, настолько не совместимую с понятием «лояльный гражданин страны», что наименее выдержанные израильские политики называют их «пятой колонной».
И, очевидно, не без основания.
Только в Израиле возможна такая ситуация, когда во время войны парламентарии от одной из партий посещают вражеское государство, когда арабы, граждане Израиля, пославшие этих своих представителей в Кнессет, радуются жертвам среди своих сограждан-евреев, как это было во время Второй ливанской войны. И даже совершение терактов не только палестинцами, жителями автономии, но и израильскими гражданами-арабами.
Когда мы говорим о демократии, всегда следует помнить, что это понятие не абсолютное. Невозможно одновременно гарантировать права основной массы населения и маргинальных групп, будь эти группы политическими или этническими объединениями. Примерам того, как попытки удовлетворить всех и каждого приводили к катастрофическим последствиям, нет числа.
Невиданная прежде демократия, воцарившаяся в России после февральской революции, позволила большевикам во главе с Лениным, подготовившись буквально под носом Временного правительства, осуществить вооруженный переворот и захватить власть.
Демократическая процедура выборов, существовавшая в Веймарской республике, привела к власти нацистскую партию Гитлера.
Демократические выборы в палестинской автономии привели к власти самую радикальную из палестинских сил – ХАМАС.
Что стоило Временному правительству, знавшему по публикациям в свободно распространявшихся газетах о воззрениях и намерениях господина Ульянова, упрятать его в кутузку? Почему власти Веймарской республики допустили к выборам партию господина Гитлера, который уже показал себя, участвуя в «пивном путче» 1923 года? И почему он отсидел в тюрьме всего девять месяцев? И, наконец, как мог Израиль допустить эту пародию на свободные выборы в палестинской автономии, когда все знали о тех методах, которыми ХАМАС агитирует за своих кандидатов?
Все три описанных случая представляют собой самую яркую иллюстрацию того, как действия под понятыми вне контекста лозунгами демократии оказываются стократ хуже по своим результатам, чем некие охранительные действия, не вызывающие восторга у политкорректных наблюдателей, но зато лишающие экстремистов легитимности.
Я полагаю, что к этой же категории сомнительных демократических действий можно отнести и те «рыцарские» способы ведения войны, которые навязываются Израилю.
Давайте представим себе такую ситуацию. Вторая мировая война. После очередного обстрела британских островов ракетами ФАУ-2 английская авиация наносит ответный удар по целям в Германии. В этот момент некие наблюдатели начинают кампанию осуждения. Они призывают армии антигитлеровской коалиции к пропорциональному применению силы. Публикуются призывы к обеим сторонам прекратить насилие и сесть за стол переговоров. Подсчитывается количество женщин и детей, попавших под удары союзной авиации. Публикуются душераздирающие фотографии погибших от этих ударов. Под влиянием этих публикаций в странах антигитлеровской коалиции начинается движение за «прекращение насилия», сопровождаемое шумными демонстрациями и стычками с полицией. Кроме сравнительно мирных «движений протеста» союзники обнаруживают на своих территориях целые политические партии, в которые переходят члены парламентов. Эти партии уже не требуют остановить боевые действия против нацистов, они призывают к свержению политических режимов своих стран и к созданию правительств, которые пойдут на уступки.
Абсурдная картина, не правда ли? В таких условиях союзники никогда не смогли бы победить нацистов. Вторая мировая война превратилась бы в длительный кошмар, из которого нельзя было бы выбраться.
В такую ситуацию заводят Израиль те, кто призывает к пропорциональности ответов на ракетные обстрелы, к отмене блокады Газы, которая только лишь и позволяет уменьшить поступление в этот анклав оружия и боеприпасов, к переговорам с ХАМАСом, который имеет своей целью лишь уничтожение Израиля.
Пусть меня осуждают те, кто считает, что Израиль должен лишь уступать. Я считаю, что у Израиля есть лишь один путь, и этот путь он выбрал не сам, его Израилю навязали. Этот путь означает постоянную борьбу с врагами Израиля, борьбу до тех пор, пока всем не станет ясно – Израиль здесь, и он никуда не денется. Этот путь Израиль пройдет в любом случае. С союзниками или без таковых. Этот путь не нов – по нему шли первые поселенцы-сионисты, да и те, кто стоял у истоков современного Израиля.
К моему большому сожалению, ныне даже в Израиле есть люди, которые считают, что это не так. Они предлагают постоянно оглядываться на своих критиков. Они даже готовы признать некую свою ущербность, не знаю уж с какой целью.
Судите сами.
Буквально на днях в израильских СМИ появились сообщения о новой книге одного из израильских профессоров. Книга называется «Когда и как вы стали евреями». Это – лучший подарок Ахмадинеджаду. В ней профессор уверяет, что не существует такой нации, как евреи, а изгнание евреев с исторической родины – не более чем миф, служащий для оправдания создания Государства Израиль. Основная мысль, которую проводит автор, заключается в призыве к Израилю отказаться от формулировки «Еврейское демократическое государство» и стать государством для всех.
«Государство для всех» на деле означает государство для палестинских арабов. Это будет означать отказ от принципа «два государства для двух народов», который был принят ООН, принципа, который при всей его неопределенности является единственным шагом, которое международное сообщество сделало навстречу евреям.
Вам мало приведенного примера? Вот еще один.
Другой ученый, израильский профессор психологии, публикует в журнале Time and Mind «провокативную», как ее назвали в газетах, статью о том, что сцена пребывания Моисея на горе Синай и получение им скрижалей завета на глазах у всего народа Израиля представляет собой не более чем описание классического случая коллективной галлюцинации, вызванной применением психотропных средств. «У меня нет бесспорных доказательств этой теории, но их и не может быть в принципе. Мне кажется логичным объяснить ряд событий, описанных в ТАНАХе, изменением сознания людей. Доказательством тому – эпизод с плодом древа познания в раю, который надкусили Адам и Ева. Он наглядно демонстрирует веру древних иудеев в то, что плоды некоторых растений дают людям знание и мудрость», - пишет профессор.
Кого хотел «спровоцировать» своей статьей профессор психологии? Не кажется ли читателям, что это не провокация, а чистейшей воды принижение своего народа и его религии? Мне – кажется.
Точно так же, как планируемая поездка делегации раввинов к Папе Римскому с просьбой о внесении изменений в текст молитвы, призывающей сердца евреев открыться для того, чтобы они вняли христианскому учению. Нужно ли это делать? Конечно, не нужно. Почтенным раввинам не пристало о чем-либо просить Бенедикта XVI, это унижает их, но иудаизм как религию их поступок совершенно не затрагивает.
Мне не хочется говорить о раввинах антисионистского движения «Нетурей Карта» ,потому что их позиция, выражающаяся в протестах против «преступлений» израильтян против народов Палестины и Ливана, вообще не поддается пониманию. Но они, эти раввины, существуют, и даже пишут письма лидеру «Хезболлы», в которых они просят Насраллу «четко различать сионизм и иудаизм».
Человек слаб. Профессору хочется, чтобы в Европе его считали человеком с широким кругозором. Раввину из «Нетурей Карта» кажется, что в случае войны с «Хезболлой» Насралла будет отделять сионистов от иудеев. И даже некоторым уважаемым раввинам кажется, что от изменения текста христианской молитвы что-то может измениться.
Я думаю, что все это заблуждение. Когда-то в Советском Союзе было такое крылатое выражение: «Добро должно быть с кулаками». Я бы распространил это утверждение и на демократию. Демократия с кулаками. Для защиты от тех, кто пытается расширить понятие «демократия» до вседозволенности.