ОТ КОЛОССОВ МЕМНОНА К ПОЮЩЕМУ ДРЕВУ
Пугающий феномен стал местом паломничества древних римлян и греков. Это они окрестили статуи “колоссами Мемнона” – по имени мифического сына Авроры и Тифона, царя Египта и Эфиопии. В начале III века римский император Септимий, стремясь заслужить благосклонность богов, отремонтировал статуи. С тех пор пение прекратилось.
Конечно же, пел в них ветер, проникавший сквозь щели. Но что интересно: прошли столетия, а статуи таки стоят полуразрушившиеся, обнажившие стыки каменной кладки, больше похожие уже на монстров, чем на фараонов. Ветер свободно там гуляет, но статуи почему-то не поют. Они хранят молчание. Однако тот удивительный феномен навечно запечатлелся в памяти людей. Вряд ли найдется человек, не знающий о “поющих колоссах”.
Активнее всех “музыкальные способности” воздушных потоков используют китайцы. Грозди подвешенных металлических или бамбуковых трубочек, издающих на ветру приятные для слуха мелодичные звуки, которые так и называются “поющие ветра”, стали чуть ли не символом фен-шуй. Они вошли в моду многих других народов, и в первую очередь американцев, развешивающих позвякивающие на ветру трубочки над парадным входом, на патио, в саду и в доме. Пристрастились уже к ним и в России.
А два скульптора-оригинала (они же музыканты, выступающие дуэтом Tonkin Liu) – Майк Тонкин и Анна Лю, создали прямо-таки апофеоз «поющих ветров», соорудив футуристическую скульптуру-орган “Поющее звенящее дерево” (Singing Ringing Tree). Творение это быстро приобретает славу туристического чуда Англии XXI века.
Конструкция собрана из 350 оцинкованных стальных труб разных размеров и диаметров, выходы некоторых из них запаяны. Уже после ее установки Майк Тонкин и Анна Лю с помощью инженеров из консалтинговой компании Jane Wernick Associates настраивали звучание - совсем как храмовый орган, только с учетом специфики окружающей среды и особенностей того, кто на нем будет играть.
“Нам захотелось поэкспериментировать не только с цветом, светом и формой, – говорят авторы, – но и со звуком. И нам это было очень интересно. Мы многому научились, работая над таким необычным проектом.” И эксперимент явно удался. По крайней мере, ничего подобного, по-моему, еще нигде никогда создано не было.
Инициатор проекта Ланкаширское экономическое общество охарактеризовало предпринятую им акцию как желание, с одной стороны, привлечь внимание туристов к их графству с его уникальными ландшафтами, а с другой – стимулировать местных жителей почаще совершать пешие вылазки на природу, по родным местам.
Конструкция из поющих труб названа авторами деревом, хотя, мне кажется, она больше напоминает торнадо или взрыв. В ней есть даже что-то зловещее, но, вне сомнения, оригинальное и впечатляющее. Ощущение какой-то мистической жутковатости многократно усиливается, когда дерево-торнадо начинает звучать. А звучит оно всегда по-разному, поскольку направление и сила ветра постоянно меняются и потоки воздуха проходят через разные слои трубок.
Если по вершинам холмов гуляет сильный ветер, трубы натужно хрипят и трещат. Зато на легкое и умеренное дуновение они отзываются мелодичной, протяжной симфонией, целым церковным хором, порождая прямо-таки неземные звуки в несколько октав. И очень напоминают медитационные композиции на синтезаторе эзотерика Клауса Шульца, названные им “Ветер Времени”, “Музыка Сфер”, “Мираж”. А ведь действительно трудно, наверное, найти лучшее место для медитации, для единения с космосом, чем посреди бескрайних зеленых просторов, под куполом неба и под завораживающие звуки фантастического органа, на котором играет сам Ветер. (Кстати, для тех, кто захочет послушать это сам, а заодно и увидеть во всех подробностях Singing Ringing Tree и окружающие его ландшафты, помещаю в конце интернетовский линк.)
Побывавшие на месте чаще всего сравнивают звучание “стального дерева” с органом, флейтами, хором, с тоскливыми заунывными стонами, с мягкими переливами волшебных звуков, гармонично сливающихся с живописной природой северо-западной части Великобритании.
Свое творение авторы назвали по одноимённому немецкому фильму “Das singende, klingende Baumchen”, который транслировался по BBC в 1960-е годы. Singing Ringing Tree обошлось спонсорам примерно в 60 тысяч фунтов ($118 тысяч). Конструкция эта была официально признана совершенным архитектурным сооружением. А Королевский институт британской архитектуры (Royal Institute of British Architects – RIBA) отметил ее национальной премией.
Это лишь один, но безусловно самый удачный из четырёх проектов Panopticons. Три остальных представляют собой “Дорожки Colourfields” в Блэкберне, “Домик-избушка Atom” в Пендле, и 25-метровая “Летающая тарелка Halo” в Россендейле. Последняя тоже по-своему звучит. Все четыре конструкции были установлены на самых верхних точках холмов, где они хорошо просматриваются со всех сторон и откуда открывается прекрасный вид на окрестности.
Лично мне видится в этом необычном проекте своеобразная связь времен – от поющих каменных колоссов Мемнона Древнего Египта к поющему стальному древу современной Европы. Причем если в первом случае явление возникало стихийно, то во втором оно было запрограммировано, продумано и осуществлено человеком – в соавторстве с самой Природой. По-моему, здорово! Жаль только, габариты “поющего дерева” невелики. А когда смотришь на его монументально-мистические, завораживающие своей пластикой формы, представляешь себе нечто куда более грандиозное - этак раз в десять больше и выше. Кто знает, может после первой удачной пробы Майк и Анна отважатся и на такое.
comments (Total: 1)
www.youtube.com/watch?v=4B0hGyKV9qs&e