ВПЕРВЫЕ без РОССИЯН
Линарес, Испания. 28 февраля – 7 марта. В этом году в 25-й раз проводился знаменитый супертурнир, давно снискавший славу «шахматного Уимблдона», некогда считавшегося неофициальным первенством мира.
История Линареса началась ровно 30 лет назад. В турнире 1978 года приняло участие 10 мастеров во главе со шведом Я.Эслоном. Турнир 1979 года выиграл гроссмейстер Л.Кристиансен (США). Единственное поражение он потерпел от В.Корчного, отставшего тогда от победителя на пол-очка. В турнире 1981 года играли Спасский, Рибли, Глигорич, Портиш, Любоевич, Кавалек, Ларсен, а победу с одинаковым результатом разделили Карпов и Кристиансен. Через год состав обновился, но по-прежнему лидерство сохранил Спасский, за ним шли: Карпов, Андерсен, Юсупов, Майлс, Тимман, Горт. В 1985 на турнирной лестнице произошла перестановка: Любоевич, Хюбнер, Портиш, Корчной, Спасский, Тимман, Полугаевский. Это повторилось и два года спустя. 1988 год (6-й турнир) – Тимман, Белявский, Юсупов, мужскую компанию тогда замкнула Майя Чибурданидзе. Шесть турниров, что были проведены в течение первых 10 лет, показали, что говорить о неофициальном первенстве мира – это попросту несерьезная пиар-акция. С самого начала турниры организовывались стихийно, все зависело от главного спонсора, легендарного сеньора Луиса Рентеро, в приглашении того или иного участника не последнюю роль играли его личные симпатии.
Благодаря шахматам, благодаря известным шахматным чемпионам: Каспарову, Карпову, Спасскому – в самой Испании узнали о существовании Линареса, небольшого городка, расположенного в южном направлении от Мадрида, неподалеку от знаменитой Гранады, воспетой в далекие 30-е годы советским поэтом Михаилом Светловым:
Мы ехали шагом, / Мы мчались в боях / И «Яблочко»-песню/ Держали в зубах./
Ах, песенку эту / Доныне хранит / Трава молодая - / Степной малахит.
Но песню иную / О дальней земле / Возил мой приятель / С собою в седле. / Он пел, озирая / Родные края: / «Гренада, Гренада, / Гренада моя!»
Полгода тому назад я разговаривал с одним испанским водителем, который сравнительно недавно перебрался в Америку. В свое время он организовывал экскурсионные поездки по Испании, объездил, как он сам говорит, всю страну: с севера на юг и с запада на восток. О Линаресе рассказывает «как о месте, где лет тридцать назад закрылась последняя шахта, в городе ничего особенного не производят, все крутится вокруг шахмат и шахматного музея, расположенного в отеле, где обычно останавливаются участники супертурнира», но назвать какие-то фамилии, кроме Каспарова, как ни пытался, так и не смог.
Начиная с 1989 по 1995 год, 7 лет подряд, турниры проходили ежегодно. Трижды за этот период успеха добивался загадочный Василий Иванчук (в 1989, 1991 и 1995 гг.), трижды был первым Гарри Каспаров (1990, 1992, 1993). В турнире 1990 года единственное поражение Каспаров потерпел от одного из самых неудобных своих противников, дебютанта Линареса, обаятельного чемпиона США Бориса Гулько. Интересно, что в 1992 и 1993 годах он занял не просто чистое 1-е место, впечатление такое, что он боролся со своей тенью, поскольку от Иванчука, занявшего 2-е место в 1992 году, отрыв составил 2 (!) очка, а от Карпова в 1993 – 1.5 очка. Видимо, это задело “за живое” Анатолия Карпова. В 1994 году он не на шутку рассердился, пошел ва-банк и, как говорится, «срубил» по-крупному. 9 побед при 4 ничьих – своеобразный рекорд Линареса. Со старта он развил фантастическую скорость – 6 побед в 6 партиях. Лотье, Бареев, Ильескас, Топалов, Иванчук, Полгар – вот перечень его первых жертв. В 8-м туре очередной скальп он снял с Гельфанда, а спустя еще два тура – с Крамника и в последнем, 13-м, когда даже поражение не могло изменить расстановку на турнирной лестнице, Карпов на 20-м ходу на колени поставил неоднократного чемпиона СССР Александра Белявского. Занявший 2-е место Каспаров отстал от победителя на 4.5 (!) очка. Факт сам по себе уникальный! Рекорд для Книги Гиннесса. На этой мажорной ноте Карпов распрощался с Линаресом, как оказалось, навсегда. После 1995 года организаторы взяли антракт на год...
С 1997 года турниры возобновились, правда, в новом формате: сократилось число участников. Первые позиции теперь вплоть до 2005 года прочно удерживал Каспаров. В 2005, в последний раз выиграв Линарес, 13-й чемпион заявил, что ... «покидает профессиональные шахматы». Но свято место, как водится, пусто не бывает. Эстафету тут же подхватили талантливые последователи. В 2006 году 1-й приз выиграл Левон Аронян, не задолго до этого ставший обладателем Кубка мира ФИДЕ в Ханты-Мансийске.
В 2007 Линарес получил прописку на Американском континенте, в Мексике. Но прежде случился скандал, который чуть было не сорвал турнир на корню – из гостиничного номера Теймура Раджабова в Морелии были похищены компьютер и другие ценные вещи. Организаторам пришлось приложить немало усилий, чтобы погасить пожар. В Мексику с миротворческой миссией прилетел мэр Линареса, который от имени оргкомитета дал гарантии пострадавшему компенсировать моральные и материальные потери. Место выбывшего Раджабова в экстренном порядке в турнире занял Иванчук.
Один из призеров турнира 2007 г. российский гроссмейстер Александр Морозевич по окончании соревнования сказал: «Что касается турнира в Морелии и Линаресе, то, испытав в прошлом году все “прелести” игры на разных континентах, в разных часовых поясах и климатических условиях, я стал противником такого “раздвоения”. Дальний перелет и лишь трехдневный перерыв перед началом второго круга нарушают внутренний ритм турнира, настрой, динамику. Кстати, насколько мне известно, Крамник и Мамедьяров придерживаются такого же мнения».
Случайно это или нет, но так уж вышло, что в этом году Линарес впервые прошел без участия россиян. Ни Крамника, ни Морозевича, ни Свидлера, ни Грищука – никого из мировой шахматной элиты. Очень может быть, что юбилейный супертурнир в нынешнем формате станет последним в шахматной истории, и это, конечно же, не радует, сколько бы новых турниров ни появилось в последнее время, Линарес был и остается турниром высшей категории.
Обратимся к событиям нынешнего года... После перелета через Атлантику, после нескольких дней отдыха участники продолжили борьбу, но уже не в привычной обстановке отеля “Анибал”, а на сцене городского театра ”Сервантес”.
В 1-м туре лидер упрочил свое положение. Очередное поражение Виши Ананд нанес Алексею Широву. Его примеру последовал Аронян, искусно переигравший Топалова и, таким образом, отыгравшийся за поражение в Морелии. А вот юному Карлсену одержать победу помог Иванчук. Вот что по этому поводу пишет С.Шипов www.crestbook.com: «Я расцениваю произошедшее так: оба не проснулись после тяжелого перелета. Карлсен откровенно проспал ход 10.Фс2!, а Иванчук – весь остаток партии! Украинский гроссмейстер пережил очередную трагедию – он вновь проиграл абсолютно выигранную позицию. Играя против бойких малышей, нельзя оставлять так мало времени в цейтноте».
По результативности 1-й тур в Линаресе был повторением 1-го и последнего туров мексиканской части турнира. Все говорило о том, что Испания готова к шахматной корриде. Полновесное очко в свой актив Карлсен записал во 2-м туре, переиграв Широва. А «проснувшийся» Иванчук во второй раз на турнире снял скальп с головы все того же Леко. 3-й тур на редкость был бескровным, во всех 4-х партиях был заключен мир.
Наиболее яркое впечатление оставила дуэль двух мушкетеров.
Белые без качества, но их превосходство на королевском фланге позволяет развернуть стремительную атаку 21.f4! Kс4 22.fe Kxe5 23.Фxf6 Cxd5 Вынужденный бой из-за многочисленных угроз напоминает о связи с шашечными комбинациями. 24.ed В итоге белые отыграли качество, за ладью – у них два слона. 24... Kg4 25.Фf4 Kxh6 26.Фxh6 Фb6+ 27.Kph1 Фe3 28.Фh4! Лe5 29.Фf6! Лee8 30.Cxg6! Финальные удары гонга 30... hg 31.Фxg6+ Kph8 32.Фf6+ Kph7 33.Фf7+ Крh8 34.Кf4, и черные сдались.
Неудачно выступающий в турнире Петер Леко, недавний претендент на звание чемпиона мира, в 4-м туре нанес поражение Магнусу Карлсену. Почему-то некоторые восприняли это как сенсацию. Только кажется мне, спокойней всех оставался сам Магнус. Это помогло ему в следующем туре, во встрече с Топаловым одержать нелегкую победу. В этой партии Карлсен вначале напутал сам, а потом запутал своего именитого противника.
Два заключительных тура никак не поколебали положения лидеров, зато аутсайдеры Широв и Леко в очередной раз испытали горечь поражения, первый - от Раджабова, второй - от Топалова. В последнем, решающем туре встречались Ананд – Топалов, Карлсен – Раджабов, Леко – Аронян, Широв – Иванчук. Судя по игре, все были настроены по-боевому. И хотя не везде дело дошло до голых королей, тем не менее нигде не было и победителей. По итогам Линареса участники расположились в таком порядке:
1. Карлсен – 4.5 из 7 (+3-1=3); 2-4. Ананд, Аронян, Раджабов – 4; 5-6. Топалов, Иванчук – 3.5; 7. Леко – 3; 8. Широв – 1.5.
Суммарные итоги супертурнира (Морелия/ Линарес):
1. Виши Ананд (Индия) – 8.5.
2. Магнус Карлсен (Норвегия) – 8.
3. Веселин Топалов (Болгария) – 7.5.
4. Левон Аронян (Армения) – 7.5.
5. Теймур Раджабов (Азербайджан) – 7.
6. Василий Иванчук (Украина) – 6.5.
7. Петер Леко (Венгрия) – 5.5.
8. Алексей Широв (Испания) – 5.5.
Для профессиональных спортсменов не последюю роль играет размер гонорара, получаемого по итогам соревнования.
Общий призовой фонд супертурнира 2008 года составил порядка 320 тысяч евро.
С уверенностью можно сказать, что здесь один из самых высоких (в пересчете на игрока) турнирных гонораров. За 1-е место – 100.000, 2-е – 75.000, 3-е – 50.000, 4-е – 30.000, 5-е – 20.000, 6-е – 15.000, 7-е – 13.000, 8-е – 11.000.
Закончился второй после Вейк-ан-Зее (РБ, 6) супертурнир в Морелии/Линаресе. И вновь на пьедестале мы видим Магнуса Карлсена, которого совсем недавно иначе, как «норвежский вундеркинд» никто не называл. Прокатившаяся в январе-феврале волна скорби в связи со смертью Бобби Фишера выдвинула вопрос: кто заменит ушедшего гения? Не сговариваясь, многие обратили взоры на юного норвежского викинга ...
Что ж, поживем – увидим, а пока его результаты говорят сами за себя.