Холдинг, который лопнул, или Надо, надо отмываться по утрам и вечерам

В мире
№9 (619)

В Грузии распался холдинг “Арти групп”. Казалось бы, ничего особенного в этом нет. Мало ли, что может носить звучное имя “холдинг” при такой экономике, как грузинская, и тем более распадаться в условиях этой экономики. Но все дело в том, что после этого распада страна гадает: не станет ли теперь дороже “постираться и помыться”, а, может, и вовсе придется отказаться от привычных гигиенических, моющих и косметических средств? Ведь “Арти групп” - единственный в Закавказье дистрибьютор всемирно известных фирм, по крайней мере, был таковым до последнего времени. А то, что он развалился, еще раз доказывает: опасность и сегодня нависает над всем, что связано с именем Ираклия Окруашвили, гуляющего сейчас без паспорта по Парижу в ожидании политического убежища. Хотя сам экс-министр обороны официально к этому холдингу никакого отношения не имеет.
В 1996 году, в смутное время становления рыночной экономики на постсоветском пространстве, два грузинских бизнесмена и один турецкий создали в Тбилиси компанию “Арти”. Название это не имеет ничего общего с искусством, как может показаться на первый взгляд. Все намного прозаичней, но доходней, это – аббревиатура названий знаменитых стиральных порошков Ariel и Tide. За 4 года продажа столь популярной продукции принесла такой доход, что бизнесменам стало тесно в Грузии, и они создали еще две компании - в Азербайджане и Армении, объединив их в холдинг “Арти групп”. Который и стал эксклюзивным партнером и дистрибьютором гигантов Procter & Gamble, Gillette, Uni, Dilmah и Sara Lee в странах Закавказья. А еще он представлял в Азербайджане не менее знаменитые Ferrero Rocher и Chivas и грузинские винные компании “Телиани вели” и “Тбилвино”.
Дела шли весьма успешно, и возглавляющий холдинг батумский бизнесмен Кибар Халваши оказался в списке грузинских миллионеров - с официально зарегистрированными 200 миллионами долларов. А еще у него появились различные “побочные” фирмы, и что более важно, он сделал две удачные покупки. Халваши приобрел 72% акций известной грузинской телекомпании “Мзе” и объединил ее в один холдинг с самым популярным каналом “Рустави-2”, сыгравшим большую роль в “революции роз”. После этого через свою оффшорную фирму (зарегистрированную, конечно же, на Вирджинских островах) он купил одну из трех существующих в Грузии GSM-лицензий на услуги сотовой связи, предложив на аукционе цену в 17 раз больше стартовой. Казалось бы, живи да радуйся, но беда пришла к удачливому Кибару с той стороны, откуда он ее совсем не ждал. А конкретно – со стороны его близкого друга, некогда всемогущего президентского фаворита Ираклия Окруашвили. Как только тот выступил со скандальными обвинениями в адрес Михаила Саакашвили, началась «зачистка» его друзей и сторонников. Один из арестованных – парламентский секретарь президента - признался, что вынудил некоего бывшего парламентария продать компаньону Халваши долю в компании сотовой связи “Джеоселл” не по реальной стоимости в $10 миллионов, а по номинальной - $250 тысяч. Компаньона арестовали, но через несколько дней освободили под залог, и он пустился в бега. После чего власти основательно взялись уже за самого Халваши.
Сначала выяснилось, что Окруашвили предложил своему ближайшему другу создать строительную фирму для эксклюзивного обслуживания Министерства обороны и даже успел заключить с ней 3 крупных договора, хотя она не имела никакого опыта. На этом оба “дружбана” неплохо погрели руки. Потом обнаружилось, что Халваши создал (опять-таки на Вирджинах) еще одну фирму, фактическими совладельцами которой стали высокопоставленные чины Минобороны и приближенные к ним бизнесмены. Именно через нее, а не через официального поставщика топлива для оборонных нужд, в Туркменистане по завышенным ценам был закуплен авиационный керосин, и Окруашвили положил в карман «левые» $200 тысяч. А бизнесмена Халваши “заложил” начальник его собственной охраны, оплачивавший расходы на транспортировку и растаможку топлива на деньги, выданные “хозяином”. Так что Генпрокуратура посчитала, что Халваши является “носителем достаточно ценной информации и значительной фигурой в этом деле”. Но начала не с него, а с его брата - куратора деятельности “Арти групп” в Грузии и владельца компании-подрядчика Минобороны. Обвинив, правда, лишь в незаконной реализации автомашины и использовании фальшивых расчетных карт. Кибара же взять не успели – он бежал в Турцию, гражданством которой заблаговременно запасся. А жена его совершила нечто невероятное для современной Грузии - не впустила в дом сотрудников МВД, вознамерившихся провести обыск без присутствия адвоката. Интересное, наверное, было зрелище: отважная аджарская женщина разгоняет дюжих спецназовцев в черных масках...
Но то, что произошло с “Арти групп”, к юмору не располагает. В конце сентября прошлого года головной офис холдинга, все его филиалы и склады в Грузии были опечатаны из-за.... “неожиданно” выявленного нарушения таможенного законодательства. Убыток за более чем месячное бездействие составил $305 тысяч. Руководство холдинга, иностранные инвесторы и партнеры завозмущались, заявив, что “это дает повод задуматься, насколько здоровая в Грузии бизнес-среда”, и обратились за помощью не только к властям страны, но и к международным организациям и даже к Торговой палате США. А самое главное, из-за дефицита резко подскочили цены на продукцию, завозимую холдингом, а потом в стране и вовсе исчезли Ariel, Tide, Procter & Gamble, Gillette и иже с ними. Шум поднялся большой, и, естественно, не только в Грузии. Так что власти были вынуждены снять арест с имущества, но следствие не закрыли. Опять-таки “неожиданно”, за день до Рождества, вспыхнул гигантский склад «Арти групп» в Тбилиси. Трудно официально утверждать, что с ним произошло то же самое, что и с ильфо-петровской Вороньей слободкой, запылавшей с нескольких сторон. Но обстоятельства, при которых сгорела продукция на $4 миллиона, весьма и весьма странные. Государственная охрана оставила без присмотра высокие точки наблюдения, дозваниваться до полиции и пожарной команды пришлось целых 20 минут, пожарные машины появились с 40-минутным опозданием, причем двум из них не хватило запаса воды, а подключать брандспойты было не к чему – вода в этом районе оказалась перекрытой. Когда еще через 40 минут подоспели другие расчеты, огонь уже уничтожил весь склад. Генеральный директор холдинга Мартинш Вецванагс утверждал тогда, что самовозгорание в декабре невозможно, и до сих пор намекает на поджог. Но и по сей день криминальная полиция, расследующая обстоятельства пожара, не сделала никакого заключения. Конечно, страховка покроет убыток от пожара, но следствие все еще продолжается. Поэтому “Арти групп” лишена права оперировать своим недвижимым имуществом и некоторыми другими активами, а значит, не смогла взять банковский кредит под имущественный залог, чтобы построить новый главный склад.
Несмотря на все эти беды, поставки продукции на грузинский рынок пока идут нормально - региональные склады, слава Богу, не сгорели. Но, судя по всему, стало невозможным само существование холдинга, связанного не только с именем Окруашвили, но и с крупными финансовыми махинациями. Так что Кибар Халваши, скрывающийся в Турции, продал свою долю единственному ни в чем не замешанному из троих учредителей «Арти групп»– турку Мусе Энгину. И холдинг, объединявший три крупные дистрибьюторские компании, распался. Отныне они работают самостоятельно, каждая – в одной из закавказских стран. В Грузии, как и раньше, осталась просто “Арти”, с которой все и начиналось. В ней заявляют, что никаких претензий к Генпрокуратуре не имеют, лишь надеются, что как можно скорее и следствие закончится, и заключение о пожаре поступит. Но все это зависит уже от того, посчитают ли власти достаточным уход из дела криминальных бизнесменов. Или же и «новой старой» компании зачтутся все грехи основателей почившего холдинга. Время покажет. Но почему-то уже сейчас некоторые продавцы небольших тбилисских магазинчиков доверительно советуют постоянным клиентам закупать впрок Tide и Ariel.


Наверх
Elan Yerləşdir Pulsuz Elan Yerləşdir Pulsuz Elanlar Saytı Pulsuz Elan Yerləşdir