Ограбление века
В музейном деле уже давно вошло в практику, когда шедевры музея одной страны на время вверяются коллегам в другой - для устройства там временной экспозиции. Вот и сейчас дирекция ганноверского музея Шпренгеля (ФРГ) по просьбе администрации Культурного центра в швейцарском городке Пфеффиконе, что неподалеку от Цюриха, отправила туда для проведения тематической выставки около 200 работ Пикассо из своей коллекции.
Следует отметить, что музей Шпренгеля в Германии по праву считается одним из крупнейших собраний произведений мастеров европейского авангарда ХХ века. Здесь представлены работы сюрреалистов, дадаистов, экспрессионистов - Фернана Леже, Казимира Малевича, Макса Эрнста, Пауля Клее, Курта Швиттерса и др. Но самой значимой и обширной из всего собрания музея Шпренгеля является коллекция работ Пабло Пикассо. В постоянной экспозиции и в музейных запасниках значатся 420 единиц хранения - 12 картин, 13 рисунков гуашью и акварелью, 2 пластические композиции, 321 лист графики, а также папки с эскизами и записями.
В среду на минувшей неделе экспозиция в Культурном центре Пфеффикона закрылась в положенное ей время – в семь часов вечера. А когда в четверг утром открылась, служители обнаружили пропажу двух картин кисти Пикассо – натюрморта «Стакан и кувшин» и «Головы лошади». Ведущая следствие полиция Цюриха полагает, что воры спрятались в залах Центра еще до его закрытия, а сделав свое черное дело - скрылись. Вот только объяснить, как тем это удалось, если все помещения буквально напичканы электронными датчиками системы сигнализации, сыщики затрудняются.
В мире по-разному относятся к творчеству Пикассо. Одни считают его художником, завершившим классическую традицию и оказавшим огромное влияние на искусство XX века. Другие при упоминании его имени вспоминают старый анекдот, как ограбленный Пикассо, у которого отняли часы, обратился за помощью к полицейскому, и тот, узнав род занятий потерпевшего, попросил его нарисовать портрет грабителя. Уже к вечеру по этому рисунку были задержаны и водворены в кутузку три старика, две старухи, два троллейбуса и четыре стиральные машины.
Бытует также версия, что незадолго до смерти 90-летний Пикассо в письме к одному из своих корреспондентов признался: «А все-таки здорово я дурачил всех этих обалдуев, всех этих обывателей своими периодами – розовым, голубым...»
Но как бы то ни было, холсты Пикассо уходят на аукционах за миллионы евро и долларов. Так, за день до кражи в Пфеффиконе в Лондоне на гласных торгах аукционного дома «Сотби» его «Портрет Доры Мар» был продан за 11 млн. евро, а днем раньше на другом лондонском аукционе - «Кристи» - его портрет «Женщина в шляпе» ушел за 7,6 млн. евро.
Директор музея Шпренгеля Ульрих Кремпель, подтверждая, что похищенные в Швейцарии работы Пикассо были застрахованы, точную сумму страховки не называет. «Ни к чему лишний раз возбуждать алчность в ворах», - заявил он в интервью ганноверской газете Neue Presse. По оценкам же искусствоведов, при том, что страховая стоимость обоих полотен составляет около 5 млн. евро, будь они выставлены на аукцион, за них можно было бы выручить от 12 до 20 миллионов. Но все знатоки, а также полиция убеждены: эти холсты настолько узнаваемы, что не могут быть проданы ни с аукциона, ни владельцам художественных галерей.
«Слухи о том, что подобные преступления совершаются по заказу неких коллекционеров, мечтающих любым способом заполучить вожделенный шедевр и любоваться им тайно от всех, – не более чем сказка для голливудского триллера, - уверяет эксперт по вопросам страхования предметов искусства Роберт Дитрих из германского отделения международной страховой компании Hiscox. – Не существует таких любителей искусства – это противоречит самой психологии коллекционирования».
Может, оно и так, но уже не первый год преступники делают на похищенных работах деньги иначе – путем вымогательства. Артнэппинг - когда за украденное произведение искусства требуют выкуп, угрожая в случае отказа уничтожить шедевр, - давно «зарекомендовал» себя в мире как достаточно доходный вид криминального бизнеса.
Обычно грабители требуют от десятой части до трети оценочной (а соответственно и страховой) цены. И страховые компании на это идут, не ставя, понятное дело, в известность о подобных сделках полицию. Ведь по действующему законодательству такой, по сути дела, сговор страховщиков с вымогателями преступлением не является. Ну а что страховщик в этом случае экономит весьма кругленькую сумму, считается чуть ли не доблестью коммерсанта. Ведь деньги-то, как известно, не пахнут...
Итак, повторюсь, кража из Культурного центра в Пфеффиконе была совершена самое позднее в ночь на четверг прошлой недели. А уже через трое суток, в воскресенье, 10 февраля, крупнейшие новостные агентства сообщили миру новость, потрясшую всю творческую общественность. Из частного музея Эмиля Бюрле в Цюрихе, считающегося одной из лучших в мире коллекций произведений импрессионизма и постимпрессионизма, вооруженные налетчики вынесли четыре шедевра: полотна Поля Сезанна «Мальчик в красном жилете», Эдгара Дега «Граф Лепик с дочерьми», Винсента ван Гога «Цветущая ветка каштана» и Клода Моне «Маки в окрестностях Ветейя». Общая страховая стоимость украденных работ оценивается в 112 миллионов евро (но, как уже отмечалось, аукционные цены намного выше).
«Это одно из самых дерзких преступлений, с которыми нам когда-либо приходилось сталкиваться», - признал официальный представитель полиции Цюриха, сообщив некоторые подробности.
Так, в воскресенье, около половины пятого пополудни, в музей ворвались трое мужчин в шапочках-масках и темных лыжных костюмах. Один из них выхватил пистолет, приставил его к голове смотрителя зала и по-немецки, но, как свидетельствуют очевидцы, с ярко выраженным славянским акцентом (твердое «р») приказал всем посетителям лечь на пол. Естественно, что команда была исполнена. И тогда остальные двое преступников сняли со стен и вынесли из зала четыре наиболее ценных полотна.
За любые сведения, способствующие задержанию грабителей, полиция уже объявила вознаграждение в сумме 100 тыс. швейцарских франков.
Лукас Глоор - куратор экспозиции музея Бюрле - не исключает, что похитители выйдут на него с предложением выкупить картины. В прессе промелькнула даже и такая версия: дескать, кража из музея в Пфеффиконе была своего рода «разведкой боем», с помощью которой банда (т.е. допускается, что в обоих случаях действовала одна и та же преступная группа) проверяла реакцию на случившееся со стороны полиции и средств массовой информации.
Однако правоохранительные органы Швейцарии не связывают оба эти ЧП. Следствие в самом разгаре, но о скором раскрытии этих преступлений пока говорить не приходится.
На фото: зал музея Эмиля Брюле в Цюрихе, из которого похищены шедевры импрессионизма. Преступники вошли сюда через дверь слева.