Смотрите, кто пришел!

В мире
№7 (617)

На днях в Грузии появилось новое правительство. Это не просто перемены в министерских кабинетах, а попытка создать смычку народа и правящей партии, чтобы восстановить сильно пошатнувшийся авторитет власти перед предстоящими в мае парламентскими выборами.
Народ требовал новых министров - не зашоренных на болезненных новациях и безоглядном подражании Западу, а видящих реальное положение вещей и слышащих требования “низов”. И сразу после оспариваемых многими выборов президента было объявлено: именно таким людям вручены министерские портфели. Так что радужных проектов и обнадеживающих обещаний сейчас не счесть.
Но дают их из правительственных кресел те, кого в народе уже называют “членами фан-клуба Саакашвили”, а острые на язык жители Кутаиси прозвали еще хлеще – “Симпсонами”. Кто смотрел этот телевизионный мультсериал, поймет почему. К тому же говорят, что это любимые мультики премьер-министра Ладо Гургенидзе.
Народ зря не обзовет, поэтому посмотрим на тех, кому предстоит выполнять грандиозные планы, в том числе и самую настоящую пятилетку, столь памятную многим бывшим советским гражданам. И мы увидим немало интересного.
 Почему же все-таки “фан-клуб Саакашвили”? Ведь оппозиционерам предлагали подумать о министерских портфелях, однако те гордо отказались, так что, казалось бы, президент имел полное право подбирать кандидатов по своему усмотрению.
Но дело в том, что он чересчур открыто “порадел родным человечкам”. МИД возглавил не просто бывший госминистр, а самое главное - спикер избирательного штаба Саакашвили. Из шести новых имен в правительстве два появились также из-за личных заслуг их владельцев перед президентом в недавних предвыборных баталиях.
Посты госминистра по вопросам реинтеграции (раньше он назывался “по вопросам урегулирования конфликтов”) и министра науки и образования получили люди, проводившие экзитполы, заказанные четырьмя государственными и проправительственными телекомпаниями. Третий новичок – дама, возглавившая сложнейшее министерство экономического развития, была специальным советником Саакашвили, а затем руководила администрацией президента. Тем самым глава государства дал понять, что заветное право на продажу государственных активов берет под личный контроль.
Но и знаменитого Каху Бендукидзе, правившего бал на этом стратегическом участке, он не обидел. Бывший российский олигарх теперь возглавил канцелярию правительства и на вопрос журналистов об отношении к своему новому посту на этот раз матом не ответил, но с традиционным эксцентричным заявлением не замедлил: “Моя должность – “Каха Бендукидзе”, этим все сказано”. Кстати, сразу после этого назначения оппозиция вспомнила, что весной прошлого года непотопляемому Кахе через московскую газету “Коммерсантъ” было адресовано интересное поздравление с днем рождения. Кадровый кагэбэшник, генерал-майор Юрий Кобаладзе, под прикрытием работавший в журналистике, а открыто – в ФСБ России, признавался другу: “Нам очень тебя не хватает”. И теперь, открыто не обвиняя Бендукидзе ни в чем, оппозиционеры “просто напоминают”, что через руки начальника канцелярии должны проходить все секретные документы...
Не ропщет на судьбу и бывший глава МИД Гела Бежуашвили. Когда этого президентского фаворита не оказалось в списке министров, многие решили, что он займется частным бизнесом. Ведь в Грузии, при любом президенте, так уж повелось, что и министры, и члены парламента как-то ухитряются обходить закон, запрещающий государственным мужам быть бизнесменами. Исключением не являются ни сам Бежуашвили, ни его брат-парламентарий. Под их контролем находится холдинг Georgian Iindustrial Group, в который входят инвестиционная компания, два крупнейших в стране цементных завода, “Грузинская международная энергетическая корпорация”, угольные шахты, совместная с турками чартерная авиакомпания. А среди медийных активов - телекомпании “Рустави 2”, “Мзе” и “Пирвели стерео”.
Но Саакашвили не дал человеку, вместе с которым учился на Украине, погрязнуть в семейном бизнесе. И назначил его главой Департамента разведки. Это ведомство создано в прошлом году после разработки новой оборонной концепции страны и подчиняется только президенту. Теперь Бежуашвили поручено сделать из него мощную службу, которая будет информировать главу государства обо всех “зарубежных вызовах и опасностях”, и план создания грузинского ЦРУ уже разрабатывается. Не очень удалились от власти и другие ушедшие из правительства члены саакашвилевской команды. Главой своей администрации президент сделал бывшего генпрокурора, а его заместителями – двух экс-министров. Так что довольны все – и бывшие и действующие министры и госминистры. Кстати, о должности “государственный министр”.
Людям, помнящим советскую власть, памятна точно такая же нелепица – “ответственный работник Совета министров”. Вопрос напрашивался сам собой: а что, там еще и безответственные работники есть? Так и с этим грузинским “ноу хау”: а каким еще может быть министр, если не государственным? Не частным же! Этим странным словосочетанием именуют фактических вице-премьеров. Но ведь в нынешнем правительстве есть и прямая должность вице-премьера... В общем даже в этом деле Восток - дело тонкое.
Теперь – о других членах правительства. Большинством из них могут гордиться... Соединенные Штаты Америки и европейские страны. Ведь из 17 членов нового Кабинета министров 7 учились или работали в США, а 4 – в Европе. У еще одного за плечами – жизнь в Израиле. Ну а Александр Квиташвили попал на министерский бал сразу с американского корабля – в кресло министра здравоохранения он пересел прямо из кабинета старшего директора администрации Нью-Йоркского East -West Institute – EWI. Правда, он - не врач, не экономист, а... историк. Но зато давний знакомый премьер-министра. А еще сердцам патриотов льстит, что его жена – внучка легендарного главы первого правительства независимой Грузии 1918 - 1921 годов Ноя Жордания. Не только с учебой за границей, но и с высоким покровительством связана и карьера госминистра по делам беженцев. Коба Субелиани начинал... личным водителем одного из главных соратников президента – мэра Тбилиси Гиги Угулава. И после окончания Духовной академии возглавлял фонд губернатора Самегрело, а затем - службу благоустройства столицы. Недаром он и сам называет себя “продуктом Угулава”...
В целом же новый Кабинет министров выглядит, как никогда, разнообразно и демократично. В нем есть женщина, два этнических еврея, три члена команды покойного премьера Зураба Жвания, которую уже начали, было, открыто оттеснять от власти. И даже (невероятное событие для Грузии!) 72-летний госминистр по вопросам диаспоры, пост которого, как считают в народе, придумали “специально для пожилых”.
И все равно оппозиция очень недовольна этим правительством. А конкретно, тем, что остался на должности министр внутренних дел, смены которого давно требует общественность, а его сверхмощное ведомство так не разделили на МВД и Службу госбезопасности. В Минюсте и Генпрокуратуре оказались люди, при которых жестоко разгоняли мирные митинги. А самое главное, противники власти утверждают: из обещаний ввести в правительство профессионалов и представителей всех поколений выполнено только второе. Поэтому весьма сомнительно, что новый кабинет сможет выполнить свою основную задачу – уложиться в 50-дневный срок, данный президентом для подъема экономики. И еще многих возмущает, что главный критерий при подборе министров по-прежнему личная преданность Михаилу Саакашвили.
Впрочем, все эти обвинения вполне ожидаемы. Но и сама власть огорошила народ, заявив, что правительство, которым она так гордится, просуществует лишь до парламентских выборов. То есть фактически призналась, что ее победа на этих выборах под вопросом. Что широко разрекламированное правительство на деле является временным, созданным для популистского набора предвыборных очков. И что его герои так же промелькнут и сменятся героями других сериалов, как и мультяшные “Симпсоны”.
Ну а что же чувствуют сами министры в те минуты, когда не раздают радужные обещания? Тут могут быть показательны те самые слова, которые, как известно, не воробей. Когда на встрече г-на Субелиани с беженцами из Абхазии раздался детский плач, у бывшего шофера, а ныне – госминистра вырвалось: “”Выведите отсюда этого ребенка, я и так не в своей тарелке...”.


Наверх
Elan Yerləşdir Pulsuz Elan Yerləşdir Pulsuz Elanlar Saytı Pulsuz Elan Yerləşdir