Синдром Могилевича

В мире
№6 (616)

Семена Могилевича арестовала не Генеральная прокуратура, не Следственный комитет, не Федеральная служба безопасности.
Казалось бы, такая фигура, как Могилевич, должна быть взята только лишь с санкции и силами высших правоохранительных структур. За этим человеком 15 лет охотились сыщики нескольких стран. По их данным, он причастен к финансовым махинациям в Канаде, Венгрии, Словакии, Чехии, Великобритании, на Кипре, Каймановых островах, в Украине. Пресса писала, что Могилевич возглавляет преступное сообщество, занимающееся торговлей наркотиками, проституцией, контрабандой, продажей оружия и радиоактивных материалов в Восточной и Центральной Европе. Его имя упоминается в скандальном расследовании об отмывании денег через Bank of New York. В 2003 году суд присяжных восточного округа штата Пенсильвания заочно обвинил Могилевича в рэкете, махинациях с ценными бумагами и денежными переводами. Федеральное бюро расследований США объявило его в розыск. По американским законам ему грозит 390 лет тюрьмы.
Между тем Могилевич спокойненько жил в России, держал офис в гостинице “Украина”, вел переговоры с видными людьми, даже занимался благотворительностью. О его связях в верхах, могуществе ходили если не легенды, то “верные” слухи.
Очевидно, что арест такой личности должен был быть совершен Федеральной службой безопасности, как минимум – Следственным комитетом при Генпрокуратуре, с последующими брифингами и пресс-конференциями. Но задержала Могилевича обычная следственная часть милиции Центрального федерального округа. Такое ощущение, будто сделали это если не наперекор, то скрытно от федеральных структур. Такое ощущение, будто боялись, что запретят, ударят по рукам.
И сразу же после ареста проинформировали прессу. Прекрасно понимая и рассчитывая, что как только весть разойдется по миру, обратной дороги у российского правосудия не будет. Никто не осмелится выпустить Могилевича или изобразить, будто и не арестовывали.
В России эффект от его задержания особый. И вызван отнюдь не его международными махинациями. Вслух, по телевидению, об этом не говорят. Проправительственные газеты упорно привязывают Могилевича лишь к аресту хозяина сети парфюмерно-косметических магазинов “Арбат-Престиж”. Не то Могилевич был ее тайным владельцем, не то консультировал, помогал спрятать от налогов аж 50 миллионов рублей. Что вызывает улыбку у людей, знающих о Могилевиче.
Для понимания происходящего надо вернуться в 2005 год. Он закончился объявлением газовой войны Украине. Президент Путин по телевидению объяснил, сколько миллиардов долларов мы теряем, продавая Украине газ по дешевке – в порядке оказания братской помощи братскому народу. А поскольку, чего скрывать, братские отношения у нас очень ревнивые, к тому же Украина стремится в НАТО и в Европейский Союз, то россияне возбудились. Тогдашние социологические опросы показали, что в подавляющем большинстве наши люди приветствуют и одобряют политику партии и правительства.
А политика была грозная. На всю Россию по телевидению транслировали репетицию отключения, а потом и действительное отключение газа Украине в первый день нового, 2006 года.
Но потом вдруг выяснилось, что теперь российско-туркменский газ Украине будут поставлять через посредническую фирму “Росукрэнерго”. Депутаты Рады потребовали от тогдашнего премьер-министра назвать имена-фамилии учредителей фирмы. А он ответил, что... не знает.
Тогда же появились сведения, что “Росукрэнерго” зарегистрирована в Швейцарии. За ней тянется цепь запутанных схем, с непременными в постсоветском бизнесе оффшорными фирмами. Мы думали, что война за государственные интересы, а там, оказывается, – оффшор... 
И во главе его стоит, как впоследствии выяснилось, господин Дмитрий Фирташ, никому не ведомый в мире бизнеса. Но ему якобы принадлежат промышленные и нефтегазовые компании в России,  Украине, Венгрии и Австрии, польский журнал Wprost оценил его состояние в 3,4 миллиарда долларов. Молва считает, что Фирташ - подставная фигура, за ним стоит Семен Могилевич, который и контролирует “Росукрэнерго”. Вот откуда легенды или слухи о его всемогуществе в российском деловом и политическом мире.
На арест Могилевича, разумеется, отреагировала Украина.
“Украине не нужны в контрактах на поставку газа с Туркменистаном, Узбекистаном, Казахстаном никакие теневые посредники, выходцы из криминальной среды. Наличие таких посредников является признаком определенных коррупционных действий, - сказала Юлия Тимошенко на совместной пресс-конференции с председателем Еврокомиссии Жозе Мануэлем Баррозу. - То, что состоялись определенные аресты, является свидетельством, что мировое сообщество следит за этим процессом и не допускает развития любых теневых моделей, в том числе в странах – соседях Европейского Союза... Все теневые посредники будут ликвидированы... Я думаю, что выходом из этой довольно сложной ситуации будет развитие новых транскаспийских, трансчерноморских энергетических путей, которые дадут и Украине, и многим странам Европейского Союза надежду на диверсификацию и укрепление энергетической безопасности”.
Однако общественность с таким жадным интересом следила за развитием событий вокруг ареста Могилевича вовсе не из-за реакции Украины или даже возможного пересмотра газовых соглашений.
Ажиотаж вызван намеками на войну высших кланов в Кремле.
Кто поставляет газ Украине через предполагаемого посредника Могилевича? Наш великий и добрый “Газпром”.
А кто является председателем совета директоров “Газпрома”? Дмитрий Анатольевич Медведев. Кандидат в президенты и – в чем никто не сомневается – будущий президент России.
Некоторые аналитики полагают, что арест и дальнейшее разбирательство с Могилевичем – удар неких сил по Медведеву и стоящему за ним президенту Путину. Месть за то, что он “преемником” назначил Медведева, а не представителя этих “неких сил”.
С другой стороны, как стало потом известно, арест осуществила милицейская структура, которую курирует бывший сослуживец Путина еще по резидентуре в Дрездене. “Целью акции являлась, возможно, защита Медведева от нежелательного свидетеля сомнительных операций “Росукрэнерго”, - предполагает руководитель Института энергетической политики Владимир Милов.
Если так, то претенденту оказали плохую услугу - разворошили осиное гнездо. Шума и укусов никак не удастся избежать.
Москва


Наверх
Elan Yerləşdir Pulsuz Elan Yerləşdir Pulsuz Elanlar Saytı Pulsuz Elan Yerləşdir