МОЙ РЕБЕ

Культура
№6 (616)

Что подарить пожилому мужчине на день его рождения? Вопрос не из легких. Особенно, если юбиляр - главный раввин России Адольф Шаевич, скромный, непритязательный человек.
Подарить картину известного мастера?.. Редкую книгу?.. А если книгу о нем самом, его неординарном пути к Храму? О служении Вере и людям в трудные, пройденные вместе со страной годы безверия и оголтелого антисемитизма. О служении сегодняшнем, когда Вера в России вновь стала свободной. Книгу, способную удивить, растрогать, согреть душу, заставить задуматься над целью жизни, над своим Предназначением...
И Леонид Эйчис, председатель благотворительного фонда «Этель» (автор проекта), Лариса Токарь, главный редактор международного еврейского журнала «Алеф» (автор-составитель), близкие друзья Адольфа Соломоновича взялись за дело.
Но секрет подарка пришлось сразу же раскрыть герою будущей книги. Как написать ее правдиво и полноценно без  рассказа-исповеди? А он упорно отказывался: ничего, мол, особенного нет в его судьбе, нескромная это затея.
Целых полгода пришлось Эйчису добиваться согласия Адольфа Соломоновича, доказывать: книга не только о нем, а о целой эпохе в жизни еврейской общины необходима современникам и будущим поколениям.
Лариса Токарь назвала книгу «Дорога к Храму». Точнее было бы назвать «Трудная дорога к Храму», какой она была у Шаевича, и он прошел ее с честью. Далеко не каждый жизнью своей стремится к Храму. Не каждый становится на эту дорогу, идет по ней, не сворачивая в заманчивый тупичок. Иначе человечество не знало бы ни войн, ни всего того негативного, что сотрясает сегодня мир.
...Представьте себе 35-летнего холостого инженера-механика, приехавшего в 1972-м из Биробиджана «завоевывать» Москву. Ни внешностью своей, ни характером, ни пустым карманом - он ничем не походил на «завоевателя». Ни жилья, ни работы. Чтобы устроиться на работу, нужна московская прописка; чтобы прописаться, нужна работа. А в годы первой массовой алии из СССР евреев туда не принимали, несмотря на дефицит кадров. Ночевать приходилось то на вокзале, то в машине «скорой помощи» во время дежурства врача Валеры Каца – биробиджанского друга, сманившего Шаевича в Москву. Не возвращаться же в «Красный Сион», фактически ставший зоной ГУЛАГа. Да и где взять деньги на обратный билет, даже занять их не у кого...
Кто-то из знакомых посоветовал Адольфу зайти в синагогу, где есть какая-то еврейская школа. Ее учеников прописывают в Москве, им даже платят стипендию. И он пошел, хотя, как рассказывает сам, «...никакого отношения к иудаизму не имел, в иврите, как говорится, ни в зуб ногой». Помог мудрый и сердобольный ректор ешивы рав Лев Гуревич: «Давай попробуем. Может, из тебя что-то и получится». И предложил одновременно с учебой поработать в синагоге сторожем с зарплатой 60 руб. Вскоре прибавились еще 60 – стипендия. Решилась и проблема с жильем: после вечерней службы Адольф запирал синагогу и устраивался спать на лавке в молельном зале. Все, вроде бы, складывалось, хотя порвать с прежней жизнью и целиком посвятить себя служению Вере, готов он так и не был. Ничего не оставалось, как проститься с Москвой, вернуться в Биробиджан.
Но «господин Случай» рассудил иначе.
В Московскую синагогу приехал из США духовный лидер Park-East Sinagoge в Нью-Йорке раввин Манхэттена Артур Шнеер. Широко известный в мире общественный, политический и религиозный деятель, основатель и президент фонда «Призыв к совести», он внес неоценимый вклад в мирное решение многих этнических и религиозных конфликтов в разных странах.
Вместе с раввином Московской синагоги Яковом Фишманом Шнеер посетил ешиву. И случился малозначительный эпизод, определивший дальнейшую жизнь Шаевича.
Закончив беседу с учениками ешивы, рав Шнеер положил на стол сувениры – несколько американских шариковых ручек. Ученики мгновенно разобрали их, лишь Шаевич не двинулся с места.
- Что ж вы? – удивился раввин.
- Да ладно уж, - смущенно улыбнулся Адольф.
Рав Шнеер, видимо, оценил его скромность:
- Можно, я подарю вам свой «паркер»...
Так началась и длится более двадцати лет дружба двух духовных лидеров и руководимых ими синагог – Московской хоральной и Парк-Ист Нью-йоркской. «Артур стал для меня и братом, и отцом, и другом», - говорит Шаевич о рабби Шнеере.
Разглядев в ученике ешивы Шаевиче его способности и высокую добродетель, рабби Шнеер содействовал его зачислению в раввинскую семинарию в Будапеште, единственную в соцстранах. Здесь, познав трагическую и гордую историю своего народа, Шаевич решил посвятить жизнь служению ему и Вере отцов своих.
 Позже  Адольф закончил Нью-Йоркскую Ешиву-Университет, и его дальнейшая жизнь сложилась так, как она сложилась.
«Я уважаю Адольфа Шаевича за его решительность и целеустремленность, - сказал автору книги рав Шнеер. – За то, что он приложил немало усилий, чтобы получить еврейское образование и стать раввином. Всегда верил, что его ждет большое будущее.
Мы часто встречались, когда он учился в семинарии, я видел, как складывается его жизнь.
Интересная деталь: у Адольфа было совсем мало денег, а когда ситуация чуть улучшилась, он купил сразу несколько книг. Для него самое главное – пища духовная, образование.
Когда Шаевич стал главным раввином в Москве, в синагоге на Архипова, я обратил внимание, как внимательно и бережно он относится к проблемам и чаяниям прихожан, всеми силами старается им помочь.
Наши синагоги, Park-East в Нью-Йорке и Московскую хоральную вот уже двадцать лет связывают партнерские отношения. В знак нашей дружбы на стенах синагог установлены мемориальные доски.
В тяжелые времена Адольф делал все возможное, чтобы сохранить в России еврейскую жизнь. Дай Бог ему здоровья и благополучия».
О раввине Артуре Шнеере, его неоценимом вкладе в судьбу мирового еврейства следует писать особо. В книге Ларисы ему посвящена отдельная глава; она, безусловно, вызовет большой интерес у читателя.
...Лариса Токарь – профессиональный журналист, и, видимо, это обстоятельство подсказало ей оригинальный жанр книги, большей частью состоящей из коротких интервью людей, причастных к судьбе Шаевича, свидетелей исторических и современных событий.
С неослабным волнением читается глава «Венгрия и евреи». Мало кто знает сегодня о трагической судьбе еврейской общины Венгрии в годы Второй мировой войны. По оценке самого «архитектора геноцида» Адольфа Эйхмана, лично руководившего операцией уничтожения евреев в Венгрии, только в 1944-м он отправил на смерть более 450 тысяч человек. Не случайно этот год называют годом «Катастрофы венгерского еврейства».
Чтобы рассказать о подвиге шведского дипломата Рауля Валленберга, спасшего тысячи венгерских евреев, о тогдашнем правителе Венгрии – союзницы гитлеровской Германии, о Миклоше Хорти, сумевшем приостановить депортацию евреев из Будапешта, дабы сохранить экономическую элиту страны, Ларисе пришлось не только «перелопатить» исторические источники, но и поехать в Будапешт. В город, где в годы семилетней учебы Адольф Соломонович встретил и полюбил замечательную девушку Каталину Сабо - красавицу, умницу, ставшую его женой, верной подругой, матерью двух его чудесных сыновей.
О встрече Адольфа и Каталины, их любви с нежностью рассказывается в книге.
Мы не ставим перед собой задачу хотя бы вкратце пересказать книгу Ларисы. Да и сделать это невозможно, настолько эта работа насыщена историческими фактами, рассказами о людях и сложнейших задачах, которые решает главный раввин России, председатель общественной организации «Еврейское агентство в России («Сохнут»), президент Конгресса еврейских религиозных общин и организаций России (КЕРООР) Адольф Шаевич.
Лариса Токарь, Леонид Эйчис, все, помогавшие им в работе, сделали юбиляру ко дню его 70-летия превосходный подарок. Книга удалась на славу! Напечатанная на прекрасной бумаге, она оригинально скомпонована, удачно оформлена художниками студии «Дизайн-пресс»; в ней много вмонтированных в текст впервые публикуемых снимков, сделанных Ильей Долгопольским, Евгением Стецко, Натаном Койфманом, предоставленных Леонидом Школьником из  личного архива.
Рождение этой книги порадует многих читателей «Русского Базара». В смутное время антисемитизма в бывшем СССР и России немалую помощь оказал им раввин Адольф Шаевич. Они, без сомнения, сохранили о нем добрую память и искреннюю благодарность. Помнят, например, и о том, сколько сделал Адольф Соломонович, чтобы в Песах мацу, тайно выпеченную в еврейском подмосковном доме, привозили, не скрывая ее под видом «товаров народного потребления», втайне раздавая прихожанам. Как Шаевич умел держать удар сотрудников КГБ, систематически обыскивавших синагогу и подвергавших незаконному допросу ее работников. Помнят, сколько сил потратил Адольф Соломонович, добиваясь в правительстве разрешения на прямые авиарейсы для репатриантов Большой алии в Израиль из Москвы, с Дальнего Востока, Сибири, а не окольными путями через Одессу, Венгрию, Румынию. Помнят, сколько он сделал для того, чтобы добра вокруг было больше.
В заключение процитируем из книги Ларисы Токарь слова известного режиссера Юлия Гусмана:
«...Я встречал много современных раввинов, ортодоксальных, молодых, а также представляющих другие направления в иудаизме и обладающих различными оттенками еврейской души. Но никогда не видел человека более доброго, милого, открытого людям, полного печали и сострадания, чем Адольф Шаевич. В моем представлении именно таким должен быть настоящий духовный отец, который не подавляет своими знаниям и своим могуществом, не приводит тебя в трепет по отношению к силам Высшего суда, не мучает вопросами, на которые порой и сам не знает ответа.
Адольф Соломонович – человек, который понимает, что и первосвященники - тоже люди, понимает меру и силу доброго слова, удивительно настроен на волну твоей души, твоего сердца, твоей памяти. Я не очень религиозный человек, но когда думаю о том, кому бы захотел довериться в трудный час, перед кем бы стал исповедоваться, с кем бы мне хотелось поплакать и с кем порадоваться, думаю об Адольфе Шаевиче, моем раввине».
Февраль 2008
Майя Немировская


Наверх
Elan Yerləşdir Pulsuz Elan Yerləşdir Pulsuz Elanlar Saytı Pulsuz Elan Yerləşdir