ЧТО СКРЫВАЮТ ОТЧЕТЫ?
Когда мэр Нью-Йорка М.Блумберг и директор городского Управления школьного образования Дж. Клейн объявили в мае прошлого года, что в 2006 году 60% учеников старших классов закончили школу, эта новость была воспринята всеми, кто знаком с состоянием дел в нью-йоркских школах, с большим удовлетворением. Это был наивысший показатель за последние 20 лет (с начала этого учета) и за четвертый год прогресса с момента, когда управление школами было передано под начало мэрии города. Однако, в своем опубликованном недавно докладе организация City Limits Investigates указывает, что этот прогресс далеко не всеобъемлющий и вряд ли будет продолжаться.
Несмотря на реальный успех, о котором говорят Блумберг и Кейн, почти 10 тысяч учеников в 2006 году прекратили обучение в старших классах, решив бросить школу, а 17 тысяч были фактически оставлены на второй год, формально пройдя весь четырехлетний курс обучения старших классов. И опыт говорит, что они почти наверняка пополнят ряды отсеивающихся раньше времени.
Среди считающихся закончившими школу имеются тысячи учащихся, которые получили не официальные дипломы об окончании дневного обучения, а фактически дипломы об окончании заочного обучения. Еще тысячи других имеют т.н. «местные дипломы», которые начнут дисквалифицироваться по мере расширения требований иметь дипломы, полученные в результате сдачи штатных экзаменов. Выпадают из статистики и ученики, которые ушли из городских школ якобы под предлогом перехода в другие школы, а фактически просто бросили учебу. Поэтому отчету Блумберга и Клейна особенно верить нельзя.
Усилия властей Нью-Йорка по увеличению количества школьников, с той или иной долей успеха полностью закончивших школу, являются частью общей программы прогресса школьного образования в стране, диктуемого установкой на существенное возрастание у подростка жизненных перспектив, если у него в кармане имеется добросовестно заработанный школьный диплом. Подобные дипломированные молодые люди обычно получают работу с более высоким заработком, обладают лучшим здоровьем и имеют куда меньше шансов оказаться за решеткой. Сделать число окончивших школу учеников одним из главных показателей качества ее работы - одна из целей подписанного президентом Бушем закона No Child Left Behind.
Скорее всего, этот же показатель сыграет важную роль в дискуссии о том, следует ли и дальше отдавать в руки мэрии Нью-Йорка контроль за городскими школами, который, согласно закону, должен закончиться в 2009 году. Во всяком случае, при подготовке доклада City Limits Investigates Клейн заявил его составителям, что за всю последующую судьбу этого показателя он несет непосредственную ответственность.
Стремясь максимально сократить количество учеников, бросивших обучение, Клейн решил, помимо прочего, идти по двум дополнительным направлениям. Он начал разукрупнять большие школы, чтобы у учителей сокращенных классов появилось больше возможности уделять внимание каждому ученику. Для тех же, кто явно не имел шансов закончить обычную школу, он начал открывать Young Aduls Borough Centers, где подростки, переросшие обычных школьников, могли бы сдавать зачеты, необходимые для получения официальных школьных дипломов. Правда, оказалось, что посещали эти центры лишь 16% тех, для кого они были предназначены. Да и контроль за их успехами был явно недостаточен. Их тоже не учитывали при подсчете тех, кто бросил и эти формы обучения.
К тому же критики идей Клейна указывали на то, что в предложенные им сокращенные классы школ и центры подготовки подростков стараются не принимать детей и подростков со специальными нуждами, а также инвалидов. Их направляют в обычные школы. Критикуют Клейна также и за недостаточную борьбу с таким явлением, как исключение из школы по инициативе администрации нерадивых учеников, что позволяет улучшать статистику.
Конечно, администраторам школ Нью-Йорка приходится преодолевать многочисленные трудности, чтобы довести ученика до диплома. Подчас в девятый класс приходят подростки, умеющие читать лишь на уровне третьего класса. Приходят дети иммигрантов из неразвитых стран, которые вообще не имели возможности регулярно учиться. Есть и такие, кто уже побывал в тюрьме, кто стал малолетним родителем, живет в бедности или лишён родительской заботы.
Работая с таким контингентом, приходится искать нестандартные решения. Так, в школе New Utrecht High School в Бэй Ридже решили таких детей учить пять лет вместо положенных четырех. Дополнительную подготовительную программу предлагают отстающим ученикам в Sheepshead Bay High School. В John V. Lindsay Wildcat Academy к ученикам прикрепляют стажеров.
Выступая недавно с докладом «О ситуации в городе», М. Блумберг объявил, что город отказывается от системы социальных поблажек восьмиклассникам и вводит в школах трудовую подготовку. Он считает, что это поможет улучшить показатель окончания детьми школы. Многие директора High schools жалуются, что к ним в девятые классы приходят восьмиклассники, которые к учебе в такой школе совершенно не готовы. Кроме того, многие ученики мало заинтересованы в том, чтобы подготовиться к колледжам. Им хочется быть простыми механиками, продавцами или мелкими предпринимателями. И если в школе им помогут идти этим путем, то вряд ли они бросят такую школу.
И все-таки, что бы ни придумывали Блумберг и Клейн, все труднее становится достигать эти цели. Начиная с 2008 года школьники уже не будут иметь возможности получать «местные дипломы», если не сдадут штатные экзамены. Сами эти экзамены будут усложняться. Если бы до этих экзаменов нужно было довести учеников, окончивших школы в 2006 году, когда треть из них получила лишь «местные дипломы», то объявленный рекордным показатель в 60% превратился бы лишь в 40%.
Так что не только школьную администрацию Нью-Йорка, но и самих учеников города ждут тяжелые времена. И количество тех, кто окончит школу, и число тех, кто получит с помощью школьного диплома дорогу в лучшее будущее, может сократиться.