Как прекратить конфликт

В мире
№4 (614)

На прошлой неделе на суд израильской общественности был вынесен очередной проект, направленный на разрешение ближневосточного конфликта. От всех предыдущих новое предложение отличается глобальным, если так можно говорить о региональной проблеме, подходом, который рассматривает причины конфликта не в противостоянии евреев и арабов, а в том, что все государственные границы в регионе изначально были установлены неверно.
В самом деле, если взглянуть на карту, то можно увидеть, что границы современных государств, образованных в результате демонтажа колониальной системы, отражают лишь линии раздела между колониальными владениями европейских метрополий и ни в коей мере не учитывают ареалов расселения народов. Даже на первый взгляд становится ясно, что прямые линии границ никогда не соответствовали естественным географическим рубежам, которые обычно разделяют один народ от другого. Этими соображениями и руководствовались авторы проекта, предложившие произвести обмен территориями между Израилем и его соседями. Они считают, что даже в тех случаях, когда между двумя соседними государствами нет территориальных споров, факт проживания на территории одного государства компактной группы людей, исторически тяготеющей к сопредельному государству, создает напряженность, которая если и не приводит к вооруженным конфликтам, то и не способствует налаживанию отношений между двумя странами.
Я думаю, что здесь нет необходимости подробно описывать, кто, кому, и сколько квадратных километров должен передать. Главное, как считают авторы проекта, заключается в основном принципе обмена территориями: «все участвующие в сделке страны сохранят территории в изначальном объеме, но при этом путем переноса границ смогут разрешить существующие конфликты».
Если бы причины конфликта действительно заключались в территориальных спорах, то проект был бы просто замечательным – при наличии у всех заинтересованных сторон желания договориться не составило бы труда. Однако у Израиля и, к примеру, Ливана, вся спорная территория представляет собой ничтожный клочок земли - так называемые «фермы Шебаа», претензии на которую со стороны Ливана подвергают сомнению даже картографы ООН. Тем не менее «Хезболла» считает Израиль смертельным врагом и не собирается отказываться от вооруженного противостояния с ним. В то же время Сирия, потеряв в результате войны Голанские высоты, ограничивается лишь воинственными заявлениями, создавая у наблюдателей ощущение, что высоты сирийцам не очень-то и нужны. Иордания вообще отказалась от всяческих претензий на территории Иудеи и Самарии, которые так же, как и Голаны, были утрачены в результате войны. Египет довольствовался возвратом под его контроль Синайского полуострова и не претендует на сектор Газы, принадлежавший ему когда-то.
Мы с вами перечислили всех соседей Израиля. Таким образом, рассмотрев границы государства со всех четырех сторон света, мы убеждаемся в том, что ни на одной из этих границ никакие территориальные обмены не внесут в ситуацию кардинальных изменений. Более того, есть все основания считать, что упомянутые обмены могут не улучшить, а ухудшить ситуацию. И связано это с человеческим фактором.
Никто не знает, как поведут себя израильские арабы, живущие на тех территориях, которые авторы проекта предлагают для обмена. Сейчас они дружно клянут сионистов за блокаду их единоверцев в Газе, за то, что во время Второй ливанской войны на их деревни падали ракеты исламистов, и даже за отсутствие в этих деревнях сирен ракетной тревоги, которые были сняты по их же требованию. Но что будут делать эти люди в том случае, если им придется утратить израильское гражданство и все, что с ним связано?
Реакцию арабского населения Израиля можно спрогнозировать, вспомнив предложение лидера партии «Наш дом Израиль» Авигдора Либермана, который считает, что прежде чем решать проблему палестинцев, надо решить проблему израильских арабов: «Проблема с арабами в Израиле должна решаться раньше палестинской проблемы. Как только государство станет более однородным, оно будет развиваться быстрее». Либерман предлагает изменить границы Израиля с тем, чтобы ряд арабских городов оказался за пределами страны, а их жители, являющиеся ныне гражданами Израиля, перешли под юрисдикцию палестинской администрации. В обмен предлагается аннексировать крупные поселенческие блоки.
Как и следовало ожидать, израильские арабы обвинили партию НДИ и ее лидера в расизме, фашизме и ущемлении прав арабов.
Название рубрики, для которой я пишу эту статью, предполагает, что после того как я ознакомлю читателей с мнениями некоторых персон, поделюсь своими сомнениями. Их у меня много.
Во-первых, я сомневаюсь в том, что палестинские арабы действительно не на словах, а на деле стремятся к созданию собственного государства на основе всех достигнутых ранее договоренностей. Об этом, правда, уже столько написано, что и повторять как бы не имеет смысла. Все же повторю. Судите сами, всякий раз, когда до достижения этой палестинской якобы мечты остается сделать лишь один шаг, обязательно случается что-то, мешающее его сделать.
Во-вторых, меня удивляет и возмущает отношение международного сообщества к Государству Израиль. Создается впечатление, что оно не рассматривает всерьез Израиль в качестве нормального суверенного государства. Это мое ощущение я мог бы объяснить так. Представьте себе, что, не дай, конечно, Бог, одно из государств Европы подверглось террористической атаке. Причем это не единичная атака, а длящаяся годами кампания, в процессе которой на города сыплются ракеты. Пусть их боевой эффект низок, пусть они не приносят больших разрушений и не убивают много людей. Можно ли всерьез предположить, что правительство атакованного государства под давлением мировой общественности, Организации Объединенных Наций, других стран региона и мира не предпримет серьезных мер для того, чтобы остановить атаку в данный момент, и не сделает так, чтобы таких атак не было впредь?
Не отвечайте мне. Я заранее знаю ваш ответ – такого нельзя представить. Но в случае с Израилем это оказывается вполне приемлемым. Израилю предлагается проявлять терпение, сдержанность, понимание. Его призывают не раздражать противника, не провоцировать его, не сердить. Ему говорят, что надо идти на уступки. И тогда, может быть, те, кто обстреливают Израиль, если сочтут возможным (им ведь еще надо учитывать мнение соседних арабских стран и различных исламских группировок), объявят перемирие. Нет, что вы, мир невозможен по идейным соображениям, но лет десять, говорят они, мы можем потерпеть и обойтись без стрельбы.
В-третьих, я сомневаюсь в компетентности и непредвзятости многих из тех, кто в силу своего положения должен заниматься урегулированием ближневосточного конфликта. Слишком уж очевидны признаки того, что рефери подыгрывает одной из сторон, а именно арабам. Слишком заметны попытки умиротворить арабов за счет евреев.
А теперь, хотя это может быть и выходит за рамки, обозначенные названием рубрики, я хочу сказать о том, в чем нисколько не сомневаюсь Я не сомневаюсь в том, что разрешить конфликт можно лишь в том случае, если Израиль покончит с террором. С помощью Махмуда Аббаса или без него. Я также не сомневаюсь, что именно победа Израиля над террором  заставит мировое сообщество относится к Израилю как к полноценному государству.
А еще я не сомневаюсь в праве евреев жить на своей земле и защищать ее.


comments (Total: 1)

"Представьте себе, что, не дай, конечно, Бог, одно из государств Европы подверглось террористической атаке.....Можно ли всерьез предположить, что правительство атакованного государства под давлением мировой общественности, Организации Объединенных Наций, других стран региона и мира не предпримет серьезных мер для того, чтобы остановить атаку в данный момент, и не сделает так, чтобы таких атак не было впредь?.....Я заранее знаю ваш ответ – такого нельзя представить." - Можно. Вспомните Сербию и Россию. Европа и Штаты в руках протестантов и католиков. Они громят православных и прижимают иудеев руками мусульман.

edit_comment

your_name: subject: comment: *

Наверх
Elan Yerləşdir Pulsuz Elan Yerləşdir Pulsuz Elanlar Saytı Pulsuz Elan Yerləşdir