ХАОС

Нью-Йорк
№4 (614)

Защита прав ребенка – это проблема, решению которой американские власти уделяют огромное внимание. Если дети в семье не получают нужного воспитания, если за ними нет присмотра и ухода, если родители пренебрегают своими обязанностями и не дают своим детям благого примера, если дети подвергаются плохому обращению или остаются беспризорными при живых родителях – все это ситуации, которые призваны отслеживать различные государственные ведомства охраны детства. И не просто фиксировать факты, а принимать действенные меры и прямо вмешиваться в несчастливую судьбу детей, чтобы изменить ее в благоприятную для ребенка сторону. Юридически защита прав ребенка обеспечена специальными законами, в разработку которых постоянно вовлекаются законодатели на федеральном, штатном и муниципальном уровнях.
В Нью-Йорке функции охраны детства выполняет Administration for Children’s Services (АСS), которая занимается этим совместно с многочисленными общественными и адвокатскими организациями, волонтерами, специальными семьями (foster family). Огромную роль в этом играют также семейные суды (family court).
За последнее время всех, кто по разным основаниям занят профессиональной заботой о детях, особенно волнует фактическая дезорганизация работы семейных судов, вызванная особенно большим наплывом новых дел. Возникла ситуация хаоса, когда перегруженные судьи вынуждены нарушать сроки рассмотрения дел, не имеют времени и возможности готовить и решать дела с требуемой законом основательностью, создают обстановку нервозности и безысходности у участников слушаний. Суды подчас приходят в состояние невольного ступора, практически не имея никаких дополнительных  средств и возможностей для выхода из такого состояния. Так например у судьи Семейного суда Бруклина Б. Хэмилл, который в 2005 году имел 300 дел, сейчас в работе находится 900 дел. Судья того же суда Ли Элкинс признает: «Мы потеряли возможность ответственно рассматривать все важные обстоятельства дел, система полностью вышла из-под контроля».
Многие наблюдатели уверены, что всплеск обращений в семейные суды является следствием произошедшего два года назад убийства приемным отцом за незначительную провинность семилетней жительницы Бруклина Никсзмери Браун. Стремление людей предотвратить повторение подобной трагедии считается непосредственной причиной возникшего судебного хаоса. Несколько другого мнения придерживается директор АСS Джон Матинли, который уверен, что наплыв обращений в семейные суды связан просто с ростом озабоченности людей судьбой городских детей. Во всяком случае, достаточно сказать, что за два последних года число заявлений в семейные суды, поданных адвокатами АСS, удвоилось. В 2007 году каждый месяц в суд поступало более 1000 новых заявлений.
Некоторые критики сложившегося положения считают, что дело также в отсутствии специальных инструкций внутри АСS, которые бы позволили более тщательно и обоснованно отбирать дела, требующие вмешательства суда. Не стоит также забывать, что помимо трудностей взаимодействия с семейными судами, сотрудникам АСS приходится затрагивать много усилий и времени на фактическую войну с нерадивыми родителями, которые всячески препятствуют вмешательству в их жизнь, избегают назначенных встреч, отказываются присутствовать и давать ответы в судах.

Обстановка настолько обострилась, что председатель комиссии по велферу Горсовета Нью-Йорка  Билл Диблазио был вынужден провести специальное слушание по проблеме загруженности семейных судов. Члены комиссии заслушали сообщения Д.Матинли и Р.Рихтера, который до недавнего времени отвечал в АСS за контакты с семейными судами. Их информация была принята к сведению, но решений, способствующих разрешению ситуации, принято не было.
Конечно, сама организация работы семейного суда способствует освобождению судьи от рутины. Нагрузку по предварительному рассмотрению дел, уточнению и сбору необходимой дополнительной информации, составлению календаря слушаний, вызову необходимых свидетелей осуществляют т.н. рефери – это посредники между судьей и сторонами в деле. Это особенно важно в отношении детей, переданных на воспитание во временные семьи. Но и рефери сейчас перегружены сверх головы.
Закон требует, чтобы период пребывания ребенка в чужой для него семье не затягивался, чтобы решения о сроках такого пребывания принимались во время и были обоснованными. Чтобы все это обеспечить, в каждом деле необходимо участие сотрудников АСS, адвокатов, членов родной для ребенка и чужой для него семьи. Все это весьма трудоемкая и отнимающая много времени работа. Факты же говорят о том, что, если в 2005 году средний срок нахождения ребенка в воспитательной семье был 8.2 месяца, то в 2007 году из-за перегрузки судов он вырос до 11.5 месяцев. Сейчас за год в такие семьи отправляют более 7000 детей.
Во многом возникшие исключительные трудности связаны также и с проводимой реформой работы семейных судов, которая началась в результате принятия штатом  в 2005 году Permanency Law. Это закон требует от судей более тщательного рассмотрения дел, чем это было раньше, а от работников АСS и городских организаций, работающих с воспитательными семьями, представления каждые полгода отчетов о прогрессе в их работе с переданными им детьми.
При этом были усилены права работников АСS по привлечению самих нерадивых родителей к решению имеющихся в их семьях проблем с наркотиками, алкоголем, психическими заболеваниями, к тренингу их на специальных курсах. Сейчас в этой деятельности АСS по решению судей вынуждает участвовать до 500 семей каждый месяц. К тому же новый закон включил в сферу действия АСS заботу о подростках в возрасте 18-21 лет.
Главной целью закона было сокращение сроков пребывания детей в воспитательных семьях с принятием решения о возврате их в родные семьи или передаче приемным родителям на постоянное проживание. Сам закон явился результатом федеральной ревизии работы семейных судов штата, которая выявила большое количество недостатков и потребовала их срочного исправления под угрозой лишения штата целевых федеральных субсидий.
В 2005 году все, кто занят защитой прав детей, приветствовали появление Permanency Law. Все считали, что он своевременен и необходим. «Но, имея целью усилить судебный контроль, - говорит Сью Джекобс из манхеттенского Центра по представительству семей в суде, - закон ни в какой своей части не был обеспечен необходимыми ресурсами».
С 1991 года до настоящего времени в семейных судах Нью-Йорка работает всего 47 судей. Лишь недавно, в результате хлопот Диблазио и Блумберга, появилось решение о включении в судейский корпус дополнительно еще 19 судей. Сам Блумберг также добавил в бюджет АСS 3.4 млн. долларов для найма дополнительного количества адвокатов. Сейчас на каждого адвоката АСS приходится 80 дел. Однако, проверка, проведенная комиссией Ассоциации адвокатов Нью-Йорка, завершилась предложением выделить из казны города на сокращение нагрузки адвокатов из Legal Aid Society, работающих в семейных судах, еще 13 млн. долларов. Решено также навести дополнительный порядок и создать специальные руководства по работе для сотрудников АСS с тем, чтобы улучшить отбор дел для передачи в суд.

А. Сергеев


Наверх
Elan Yerləşdir Pulsuz Elan Yerləşdir Pulsuz Elanlar Saytı Pulsuz Elan Yerləşdir