Шашки и музыка
Мы поздравляем его с этим знаменательным событием!
Сергей ЮШКЕВИЧ (12 января 1953, Харьков, Украина) –
международный гроссмейстер по шашечной композиции и международный гроссмейстер Почетной Степени, двукратный чемпион СССР, 10-кратный чемпион Украины, многократный победитель международных соревнований и различных соревнований в СССР.
Автор свыше тысячи концовок, проблем, задач, этюдов в русские и стоклеточные шашки. Член жюри свыше 60 международных, всесоюзных и республиканских конкурсов по шашечной композиции. Президент Международной комиссии проблемистов при ФМЖД (2001-2005 гг.).
Автор книг: “MИР МИНИАТЮР”(в соавторстве с В.Матусом и В.Шкиткином), “700 ИЗБРАННЫХ КОМПОЗИЦИЙ ИЗ ЧЕМПИОНАТОВ УКРАИНЫ”(в соавторстве с М.Бенем), “3x2=1!”, “DCMA”.
Главный редактор бюллетеня «Доведь», Харьков, 1991-1992.
Вся эта многогранная шашечная деятельность на высоком профессиональном уровне является лишь надстройкой здания, каркас и фундамент которого с малых лет составляет ... МУЗЫКА.
В 1975 году Сергей Юшкевич становится лауреатом Международного конкурса пианистов имени Королевы Елизаветы в Бельгии. В феврале 2007 года ему присвоено звание “Заслуженный артист Украины ”.
- Сергей, может, с воспоминаний о Конкурсе 30-летней давности и начнем наш разговор? Что это было за время? Тогда не было проблем с оформлением виз в капстрану? Сколько человек участвовало в Конкурсе и как удалось одержать победу?
- Должно было участвовать 6 человек, но поехали только 5, одному не дали заграничный паспорт. Проблем с визами не было, всем занималось Министерство культуры. Мы ехали как бы большой командой, которая представляла СССР. Все прошли в финал, где, кроме нас, было еще 7 участников. Мы заняли 1, 2, 3, 5, 7 места. Я был пятым. Теперь я понимаю ошибку, допущенную при выборе программы, тогда я этого не понимал.
- Насколько я помню, ты закончил Московскую консерваторию и аспирантуру. Много лет преподаешь в Харьковском университете искусств им.Котляревского (это бывшая Консерватория). Все правильно?
- Должен только уточнить, что и Московскую консерваторию, и аспирантуру при Московской консерватории я закончил по классу профессора В.К.Мержанова, а в Харькове преподаю с 1976 года без перерывов (кроме года службы в Советской Армии).
- Не так давно Указом Президента Украины тебе присвоено почетное звание заслуженного артиста страны. Зная тебя много лет как человека, с которым смело можно идти в разведку, я впервые в жизни воспринял это сообщение, по-моему , не только с радостью, но и с гордостью. А как ты сам отнесся к этому событию?
- Заслуживает, на мой взгляд, внимания короткий диалог с моей тетей (ей 83 года), состоявшийся вскоре после присвоения мне звания заслуженного артиста. Она сказала: “Kaк жаль, что твоя мама и папа не дожили до этого события! ”. “Ну, да, конечно, – говорю я, – но, с другой стороны, хорошо еще, что я сам дожил!”
А если серьезно, то, честно говоря, никак. Как я теперь могу констатировать, карьерные соображения не были для меня магнитом, к любой тусовке я интуитивно испытывал антипатию, a делать карьеру – это именно тусовка, хотя я на более высоком уровне. Меня больше тянуло на общение непосредственно с музыкой, чем с людьми. Есть такой тип среди музыкантов. То же и в отношении шашек: практическая игра мне была не интересна, зато шашечная композиция притягивала. Это то же самое. Почему? Есть, как мне кажется, ответ, но он лежит уже скорее в философской области. Я пока не готов его сформулировать.
- О нашем родном Харькове пишут и говорят все по-разному, и это, наверное, естественно. Каждый видит то, что хочет, а не то, что есть на самом деле. В прошлой жизни, я вспоминаю, мы были счастливы оттого, главным образом, что не знали, насколько на самом деле являемся несчастными, обманутыми, одурманенными, околпаченными. Скажи, пожалуйста, сегодня ты имеешь возможность нормально отдыхать, выезжать за границу, встречаться со своими друзьями из Франции, Бельгии, Голландии?
- Конечно. Были бы деньги. Вы понимаете, ваш вопрос для меня сейчас звучит, как голос из далекого прошлого. В Украине сегодня это вообще не вопрос. Поясню: если ты не имел доступа к гостайнам, то нет никаких препятствий для выезда из страны. Другое дело, что есть проблемы с получением виз, к примеру, Шенгенской или США.
- Как складывается твоя концертная деятельность?
- Играю практически всегда, когда приглашают, и если есть нормальный инструмент (мы, пианисты, зависим от этого, мы не можем носить с собой рояль, как скрипку). Приглашают мало. Надо приложить к этому свою энергию и, вероятно, еще кое-что, если хочешь быть “раскрученным”. Я же предпочитаю энергию направлять в более благородном (в моем понимании) направлении: к познанию того, что еще не познал. Кроме того, моя основная работа (в течение более 30 лет, между прочим) - преподавательская, а это, как говорил Г.Г.Нейгауз, - “растрата капитала, а не процентов ”.
- Сережа, готовясь к нашему разговору, я стал интересоваться специальной литературой. Мое внимание привлекла фраза, высказанная великим немецким поэтом Г.Гейне: «Некоторые пианисты достигают такого уровня исполнительского мастерства, что рояль исчезает, и нам открывается одна музыка». Красиво сказано, не правда ли?!
- Правда. Но на самом деле все наоборот: музыка – всегда первична. Если рояль не исчезает, то плохо дело. Конечно, во времена Гейне хороших пианистов было в сотни раз меньше, чем теперь, то есть Гейне слышал гораздо больше плохих пианистов и плохой музыки, поэтому его высказывание вполне понятно. Рояль – это инструмент, это средство. Другое дело, что пианисты бывают слишком озабочены технологическими трудностями. Иными словами, пианисты часто забывают о мире вне инструмента (по выражению Г.Гульда). А этот мир – человеческих чувств – он всегда первичен по отношению к любым изобретениям человеческого интеллекта.
- Это верно, что пианисты, в основном, мужчины?
- Не совсем так. Я бы не стал выделять мужчин в отдельную касту, а посмотрел бы шире.
Например, художники (в исторической ретроспективе) тоже, в основном, мужчины, верно? А поэты, скульпторы, писатели? Я имею в виду в своем большинстве. Обратите внимание, мы все время приходим к Личностям, а концертирующие пианисты – такова природа их профессии – обречены быть, прежде всего, солистами, в отличие, скажем, от музыкантов симфонического оркестра.
- Неужели похожая ситуация? Выходит, что суть не в пианистах?
- Я эту суть сформулировал бы (условно, схематично) так: у мужчин в большей степени, чем у женщин, заложен природный энергетический потенциал, если хотите – первобытная энергия. Никто не станет спорить, что сексуально мужчины более активны, а это проявление той же энергии. Поскольку пианистов в качестве солистов значительно больше, чем других инструменталистов в том же качестве, поэтому и складывается впечатление, что пианисты, в основном, мужчины. Статистически это, возможно, так и есть, если говорить о солистах, но с другой стороны, большинство преподавателей фортепиано (я имею в виду в массе, на начальном и среднем уровнях) – женщины. И по чисто музыкальному таланту они порой могут дать фору пианистам-мужчинам, в том числе и тем, кто гастролирует, обладая меньшим чисто музыкальным потенциалом, зато более агрессивен в своем самоутверждении как личность. Среди пианисток-солисток - как в прошлом, так и сегодня - есть блестящие примеры наивысших художественных достижений: Клара Шуманн, Анна Есипова, Вера Тиманова, Маргерит Лонг, Клара Хаскил, Aлисия де ля Роча, Maрта Aргeрич, Зинаида Игнатьева.
- Сережа, зная тебя как одного из ведущих в шашечном мире композиторов вполне закономерен следующий вопрос. Пробовал ли ты себя как композитор в музыке?
- Да, пробовал. Это было еще в детские годы, но из этого ничего толкового не вышло. Композиторская жилка проявилась в несколько иной форме: в конце 90-х во Франции был издан сборник моих оригинальных транскрипций и обработок для фортепиано, все они записаны в моем исполнении на компакт-диск в той же Франции.
- Сережа, пора переходить к вопросу, который связывает нас уже почти четверть века. Естественно, речь о любимом твоем хобби. Как ты заболел шашками? Кто заразил тебя? Почему болезнь приобрела хроническую форму? Для тебя не стоял вопрос выбора между шахматами и шашками? Ты с самого начала предпочел шашки? Почему?
- Отец хорошо играл в шахматы, и я сначала тоже немного изучал шахматы, даже составил пару каких-то задач (!). Это было до 1964 года, я даже пытался ходить в летний кружок А.Г.Мацкевича при Дворце пионеров. Но с Мацкевичем чисто человеческий контакт не сложился. А потом в январе 1964 отец купил случайно книжку Б.Герцензона по шашкам с таким названием «ЮЛИУС, ПОСПЕШИ!» У нас дома шашечной доски не было, и я нарисовал ее сам, чтобы прочитать книжку, разобрать примеры. Летом 1964-го я стал часто посещать детскую площадку Дворца пионеров в парке Горького, где занимались шашисты с Юрием Анатольевичем Шмидтом. Там проходили турниры, сеансы одновременной игры, всегда было весело, оживленно, постоянно царило праздничное настроение. По сравнению с Мацкевичем Шмидт был совершенно другим человеком. От него за версту чувствовалась доброта. Добавьте к этому пышную зеленую атмосферу парка (которую, я уверен, Вы хорошо помните!), голубое небо, жаркое украинское солнце – и вот вам старт моего хобби.
- Ты помнишь свою первую композицию? Можешь показать ее сегодня.
- Да, конечно. Белые: a3, c1, c3, d2, e1, e3, e5, f2, f4, g1 (10). Черные: a5, b8, c7, c5, d8, f8, g5, g7, h4, h6 (10). Дать решение?
- Нет, не надо. Это будет очередное конкурсное задание нашим читателям.
- Конечно, сегодня эта позиция выглядит крайне наивно, но тогда еще не было специального жанра проблем, а были “комбинации и концовки”. Юрий Анатольевич отозвался положительно, добродушно проворчал что-то типа: «Хорошее вступление перед известным ударом». Если уж речь зашла о «первых», то я позволю себе вспомнить первую опубликованную свою позицию во всесоюзной «Учительской газете», 28.04.1966.
- Хорошо помню тот теплый апрельский день и свой бурный фонтан эмоций при виде своей напечатанной фамилии! Эта проблема – открытие новой комбинационной темы, которую впоследствии повторяли многие, причем иногда на полном серьезе были попытки обосновать “новое авторство”.
- Оглядываясь назад, ты можешь оценить нашу совместную работу в харьковской газете «ЛенЗмина», где ты “рисовал” «ЧАРИВНИ ВИЗЕРУНКИ», и то, что шашки и сегодня все еще популярны в городе. - Бесспорно. Тогда было воспитано поколение, которое сегодня вполне активно.
Недавно вышла книга представителей того поколения.
- На мой взгляд, эта книга – прекрасный подарок для любителей шашек, где бы они ни жили. Я готов заказать экземпляров 10 – 15 для награждения участников наших конкурсов.
- Я уже сообщил о вашей готовности Стасику Устьянову.
- Сережа, спасибо, я как раз хотел попросить тебя об этом. Ты не возражаешь, если о твоих лучших работах в различных жанрах шашечной композиции мы поговорим в следующий раз?
- Нет, конечно.
- А сегодня для более полной картины хочется задать тебе еще несколько вопросов.
И первый из них – твои любимые книги?
- Их много. Но две – самые-самые. Это - “Мастер и Маргарита” М.А.Булгакова и “The Magus” английского писателя J.Fowles, нашего современника, к сожалению, совсем недавно ушедшего в мир иной. На мой взгляд, у него исключительно тонкое мироощущение, он не бывает ни снобом, ни моралистом, он прост и естествен, без намека на какую-то аффектацию. И еще, он независим от моды и очень демократичен. Описание жатвы в начале романа “Daniel Martin” у него настолько реалистично, что буквально кожей чувствуешь этот летний зной, изнурительный крестьянский труд, чуть ли не первобытную природу. Когда читаю его, то как бы живу вместе с его героями.
- Что, кроме шашечной композиции, ты считаешь серьезным своим увлечением?
- Кино. Могу назвать любимые фильмы: «Человек дождя», «Герой» (с Дастином Хоффманом), «Сансет-бульвар», «Жизнь в забвении», «Жареные зеленые помидоры» (это - из американских); «Англичанин, который поднялся на холм, а спустился с горы», «Колдовской апрель» (английские); «Шербурские зонтики» с превосходной музыкой Мишеля Леграна, «Закон есть закон», «Дети райка», «Татуированный», «Скажи мне: ДА», «Восьмой день», «Квартира» (французские); «Фиорил – дикий цветок», «Доброе утро,
Вавилон», «Ночное солнце» (итальянские) и много других, всего не перечислить. Из советских фильмов предпочитаю «Начало» Глеба Панфилова с Инной Чуриковой.
- Сегодня, чем бы человек ни занимался, он не может и не должен оставаться вне политики. Ты согласен с этой точкой зрения?
- Вообще-то общепринятой является точка зрения, что музыкантов, тем более “настоящих” музыкантов, политика не интересует. Возможно, так было раньше, но для XX века, века информатики, и для сегодняшнего времени такая точка зрения – чушь. Другое дело, что музыканты, в большинстве своем, избегают заниматься политикой, и это – правда. Нам просто некогда. Но, уверяю вас, все прекрасно осведомлены обо всем, по крайней мере о главном, что происходит вокруг. Почти все молчат, конечно.
O современной Украине можно говорить долго, и такой разговор не для формата этого интервью. Если сказать коротко, то Украина твердо стоит на демократических принципах. Полагаю, что после “оранжевой революции” такая позиция уже необратима.
- A я полагаю, что после такого оптимистического утверждения уместно вспомнить о твоих любимых напитках.
- Я вообще-то не пью уже 12 лет, то есть вообще ничего, кроме тех редких случаев, когда оказываюсь со старыми друзьями. Любимые напитки? Без вариантов: грузинские вина. Не скажу, что они лучше французских, но ведь Вы спрашиваете о любимых, не так ли?
- Сережа, спасибо за очень интересное интервью. Кому-то может показаться, что мы недостаточно говорили о музыке. Что ты скажешь в итоге?
- Все верно, так и было, я мало говорил о музыке, больше о других вещах, но это потому, что эти другие вещи более доступны для анализа (интеллекта), а музыка живет больше в сфере интуиции, нежели анализа, и о музыке говорить особо не стоит, ее нужно слушать.
- Сергей Юрьевич, это интервью, возможно, прочтут ваши ученики, студенты Института искусств, коллеги по работе, может, надо всюду исправить мое обращение к вам. Подумайте!!!
- Зачем?? Не надо! Как Вы верно заметили, мы знакомы свыше четверти века.
“Шо маемо, то маемо”, - як-то колись казав перший Президент Украины Л.Кравчук.
comments (Total: 6)
Успехов и всяческих преуспеваний во всех Ваших начинаниях!!!
Выскажу мнение женской половины. Статья восхитила меня - умная, нежная, трогательная. Интервьюер оказался на высоте интевьюируемого. Поздравляю!
Славный дуэт!
Марина Синявская, пианистка, Нью-Джерси.
Algimantas Kaciuska
Как будто слышишь разговор, видишь лица, вместе вспоминаешь!
Очень проникновенно!