НЕОБЪЯВЛЕННЫЕ БАТАЛИИ В ОКЕАНЕ

Наука и жизнь
№3 (613)

Начало нового года ознаменовалось гуманнейшей акцией хомо сапиенс по отношению к братьям нашим... на сей раз не меньшим, а несоизмеримо большим, поскольку речь идет о самых крупных обитателях океана, да и планеты в целом – китах. И не только больших, но и старших – ведь возраст их исчисляется 30 миллионами лет.
Так вот, федеральный суд США ввел жесткие ограничения на применение Военно-морскими силами страны гидролокационных систем в прибрежных водах Калифорнии – на том основании, что звуковые волны новых военных низкочастотных сонаров наносят непоправимый вред морским млекопитающим, вплоть до их гибели. Сонар, или эхолот, (SONAR – Sound Navigation And Ranging) – техническое устройство высокой мощности для обнаружения подводных объектов, изобретенное еще во время Второй мировой войны.
Вердикт огласила федеральный судья Лос-Анджелеса Флоренс-Мэри Купер. Отныне ВМС, сказала она, не имеют права пользоваться гидролокацией на средних частотах в тех случаях, когда морские млекопитающие находятся к судну ближе 2200 ярдов (2012 метров).
Перед тем как включить сонар, моряки обязаны в течение часа тщательно обследовать морские глубины в указанном радиусе, дабы убедиться, что ни китов, ни дельфинов, ни касаток, ни кашалотов там нет. Военным судам разрешено использовать гидролокаторы не ближе 12 миль (20 км) от берега – именно такой ширины обозначают коридор миграции серых калифорнийских китов, хотя гринписовцы настаивают на ширине зоны в 25 миль (40 км).
Данное решение явилось следствием продолжительной тяжбы между ВМС, отстаивающими свои интересы (или, скажем так, интересы человека) и Советом по защите окружающей среды, отстаивающим интересы обитателей моря. Именно этот Совет и выступил в роли истца.
Конфликт разгорелся после того, как в августе 2005 года Федеральный апелляционный суд Сан-Франциско признал недействительным решение о запрете использования сонаров у берегов Калифорнии, посчитав подобную меру чрезмерной. Американская Национальная служба по морскому рыболовству, проведя тщательный анализ погибших особей, не смогла выявить какой-либо связи с использованием подводных сонаров.
Некоторые ученые и защитники окружающей среды убеждены, что акустические сигналы, посылаемые сонарами, дезориентируют морских млекопитающих, что в результате приводит к массовым самоубийствам животных, которые якобы впадают в панику и, не находя другого спасения, выбрасываются на берег.
В качестве контраргумента представители Военно-Морских сил США доказывали присяжным, что подобные запреты и ограничения существенно осложнят процесс обучения военных моряков ведению войны с вражескими субмаринами. И, как следствие, поставят под угрозу не только их жизни, но и национальную безопасность, поскольку это затруднит обнаружение бесшумных дизель-электрических субмарин, которые недружественные США государства содержат в горячих точках земного шара.
  Ровно год назад Пентагон принял решение на два года освободить ВМФ США от обязанности исполнять закон о защите китов – для того, чтобы американский флот мог беспрепятственно провести все 40 запланированных учений, не запрашивая на то разрешений, которые выдаются на основе Акта о защите морских млекопитающих. Решение это всколыхнуло волну недовольства и протестов защитников окружающей среды.
За последние годы "немотивированные" выбрасывания на берег всех 80 видов китообразных участились по всему миру, констатируют ученые. Причем добровольно обрекают себя на смерть абсолютно здоровые животные – поодиночке или группами, беременные самки и даже вместе с детенышами. Они потом долго, мучительно погибают и при этом громко кричат. Кашалотов, например, слышно за несколько километров.
Над этой загадкой природы биологи давно уже ломают голову, пытаясь объяснить ее физическими или психическими заболеваниями отдельных особей, несчастными случаями как следствием сильных ветров или штормов, загрязнением моря химическими веществами или нефтепродуктами. А английский профессор Маргрет Клиновская склонна объяснять обсыхания, как это называют специалисты, китообразных их навигационными сбоями, дезориентацией в результате нагнетающейся геомагнитной патологии Земли, имеющей место последнее время. Но в конце концов было сделано заключение, что в массовых самоубийствах обитателей моря повинны мы – люди.
 Подобные явления начали случаться с морскими млекопитающими давно и довольно часто. 10 октября 1946 г. на песчаный пляж курортного городка Мар-дель-Плата, в Аргентине, выбросились 835 черных касаток. В Австралии, на пляже Гуннамата, в 1972 году оказалось 36 кашалотов, на юге Бразилии в 1973 г. – 30. Самое крупное массовое самоубийство – почти 2000 гринд (разновидность дельфинов) имело место в 1986 году, на берегах Бразилии, неподалеку от Рио-де-Жанейро. Этот перечень можно продолжать и продолжать.
Доктор биологических наук А.Томилин считает, что в массовых "самоубийствах" китообразных повинен инстинкт взаимопомощи. Он объясняет это так: оказавшееся по какой-то причине на берегу животное подает сигнал бедствия. Сородичи, пользуясь в основном эхолокацией, спешат на выручку и тоже оказываются на берегу, откуда самостоятельно выбраться не могут. Теперь уже сами спасатели кричат о помощи, призывая своих. Число попавших в беду растет. И спасти их некому. Они кричат, бьют плавниками, лишь глубже уходя в песок, и в конце концов погибают от солнечного удара, высыхания или заполнения легких водой (через дыхало, если лежат на боку). Иными словами, это не коллективное самоубийство, считает Томилин, а коллективное бедствие.
Причин, заставляющих животных выбрасываться на берег, может быть много, и все они не лишены логики. Лишь одно, как говорится, ни в какие ворота не лезет: как объяснить случаи, когда спасенные человеком животные через несколько часов или дней снова выбрасываются на берег – в других местах, где никто уже не подавал им сигналов бедствия.
Американские специалисты В. Феринг и Р. Уэлс описали случай, когда в августе 1971 г. стадо из 49 гринд несколько раз пыталось выброситься в разных местах на берег Флориды, но люди мешали им. Самоубийц выталкивали обратно в воду. Тогда стадо отплыло на 275 км от места оказанной им помощи и неделю спустя с непостижимым деловитым спокойствием снова выбросилось на берег.
Британский музей естественной истории, изучающий эту проблему с 1913 года, подсчитал, что за обозначенный период таким путем свели счеты с жизнью около 10 тыс. Китообразных. А канадский ученый Джозеф Гераци считает, что на самом деле подобных случаев было в 10-20 раз больше.
В числе одной из причин называют загрязнение морей сырой нефтью, пагубно влияющей на органы ориентации и дыхательные пути морских млекопитающих. Нередки случаи, когда у выбросившихся на берег животных оказывалось закупоренным нефтью дыхало.
В Мировой океан человечество сливает огромное количество ядовитых веществ – тяжелых металлов, гербицидов, пестицидов. Китообразные, говорит Томилин, за свою долгую жизнь через пищевые звенья низшего порядка исподволь накапливают в организме вредные соединения.
Так, содержание свинца в килограмме тела нескольких китов, выбросившихся на берега Средиземного моря, в 1500 раз превышало его максимально допустимый уровень.
Похоже, человек вмешался и в личную жизнь обитателей моря. Киты общаются между собой с помощью звуковых сигналов. В предбрачный период самцы исполняют целые серенады, распевая на весь океан, чтобы призвать к себе самку. Все морские млекопитающие используют естественные подводные усилители. Звуковые волны лучше всего распространяются на глубине в 1 км. Посылаемые в этот "туннель" сигналы могут преодолевать расстояние в 500 км и больше.
Но при царящем в сегодняшнем океане шумовом загрязнении "все чаще случается, что киты перестают понимать друг друга, – говорит Кристофер Кларк, морской биолог из университета Корнелла. – Самки не слышат самцов. Таким образом, информация о найденных местах для выведения потомства и кормежки теряется. Число районов, где "песни китов" могут распространяться беспрепятственно, неуклонно сокращается."
 Человек, методично и безжалостно истреблявший этих удивительных животных на протяжении веков, а затем и отравивший среду их обитания, похоже, наконец одумался и начал проявлять к ним трогательную заботу. Одной из таких акций и стало введение ограничений на использование сонаров в прибрежных водах Калифорнии. А в периоды, когда киты с детенышами собираются у северо-западного побережья Америки, резко сокращается число круизов в сторону Аляски, поскольку нередки случаи их (китов) отравления выхлопными газами и гибели от столкновений с кораблями.
Знаменитый Национальный парк-заповедник Глейшер-Бей (Glacier Bay) пользуется популярностью, но на период прибытия китов к берегам Аляски Американское природоохранное ведомство ограничивает его посещаемость, чтобы оградить морских гигантов от лишних контактов с людьми.
 Осенью минувшего года местные газеты подробно освещали инцидент с раненым серым китом. Несмотря на то, что охота на них давно уже запрещена, Международная китобойная комиссия сделала исключение для 10 эскимосских деревень Аляски и некоторых аборигенных народностей материка. В частности, по законам штата Вашингтон, где произошел инцидент, индейцы имеют право на добычу 5 китов в год.
Группа индейцев племени Мака, охотясь на кита, поймала его на гарпун, а затем старалась добить раненое животное очередями из пулемета 50-го калибра. Действия индейцев были расценены как незаконные, поскольку они не смогли представить властям письменное разрешение на охоту.
 Вокруг раненого кита разыгралась настоящая драма в лучших традициях Голливуда.
Представители американского природоохранного ведомства, пытаясь спасти кита, создали вокруг него зону безопасности радиусом в один километр, куда не пропускались ни катера, ни лодки. К сожалению, старания их оказались напрасными.
Другой душещипательной историей весной прошлого года стало проникновение двух горбатых китов – 45-тонной самки и ее 20-тонного детеныша, в устье реки Сакраменто. Проплыв вверх по течению более 70 миль, они миновали Глубоководный канал и оказались в порту Сакраменто, в окружении множества судов. В результате самка и ее детеныш получили неглубокие, но все же раны от лопастей корабельных винтов. Вокруг этого инцидента возник страшный ажиотаж. В СМИ постоянно сообщалось о местонахождении попавших в беду морских животных и о мерах, предпринимаемых местными властями для их спасения.
Заблудившуюся полусемью решено было вывести в открытый океан весьма оригинальным способом: Через гидрофоны, укрепленные на катере береговой охраны, ученые проигрывали под водой "песни китов", собранные за долгие годы инженером по звукозаписи Берни Краузе. Однако заблудшие киты на предложенный человеком "концерт" никак не отреагировали. Очевидно его забивали многочисленные портовые шумы, оглушавшие сверхчувствительных к звукам китов и заставлявшие их в панике кругами носиться по порту. Предприимчивые спасатели уже собрались устроить заслон из кораблей и с включенными гудками теснить бедняг в сторону океана. Думается, от такой помощи и менее чувствительный обезумел бы от страха. На свое счастье, самка с детенышем самостоятельно нашли дорогу назад.
Кстати, киты оказались долгожителями. О том, как долго они живут, ученые могли только догадываться, но один случай, произошедший весной прошлого года пролил свет на этот вопрос. Эскимосские охотники Аляски загарпунили 50-тонного полярного кита и при разделке его туши обнаружили застрявший в холке обломок разрывного наконечника гарпуна. Такие гарпуны рыбаки использовали в конце XIX века. На основании этой находки ученые сделали вывод, что кит прожил как минимум 115-130 лет.
Крупных морских млекопитающих у берегов Калифорнии можно видеть практически круглый год. Но с середины декабря по апрель идет их интенсивная миграция с северных широт океана. Взрослые особи ищут здесь свою будущую пару. Самки, с прошлого сезона вынашивавшие детенышей, приплывают сюда рожать. Прибывают и родители с молодняком.
Казалось бы, большому кораблю большое плавание - в распоряжении этих гигантов весь необъятный океан. Но они почему-то самые ответственные периоды своей жизни проводят в теплых прибрежных водах материков. Ученые объясняют это генетической памятью китов, предки которых десятки миллионов лет назад вели наземный образ жизни.
Около 3000 горбатых китов ежегодно проплывает 10 000 км, чтобы дать жизнь новому поколению в лагунах и заливах Нижней Калифорнии – в Мексике. В отличие от американцев, мексиканцы извлекают из китового шоу прибыль.
По признанию властей штата Южная Нижняя Калифорния, их расходы по охране китовых "родилен" многократно окупаются наплывом туристов, жаждущих своими глазами увидеть морских гигантов. Киты дружелюбны и не пугливы. Они подпускают людей совсем близко – и с аквалангом, и на лодках – и даже позволяют дотрагиваться до себя. Животные остаются в мексиканских водах до конца марта, пока детеныши не наберутся сил для дальнего путешествия на север.
Но, к сожалению, не все народы относятся к китообразным так, как на Американском континенте. Для иных киты - это по-прежнему промысел. А японцы так прямо-таки жить не могут без китового мяса на столе (впрочем, столы у них, кажется, неприняты.)
По настоянию Японии в феврале 2006 года в Токио было проведено специальное заседание Международной китобойной комиссии (МКК или IWC), в которой приняли участие представители 35 стран из 72 членов Комиссии. Присутствовали в основном государства, поддерживающие идею отмены моратория на коммерческий убой китов. В числе отказавшихся принять участие в заседании были такие страны, как США, Англия, Австралия, Новая Зеландия, чье несогласие или отсутствие (что одно и то же) нельзя проигнорировать. Активисты "Гринпис" утверждают, что за последние 13 лет Япония, в которой мясо кита испокон веков считалось частью национальной кухни, потратила на китобойное лобби $820 млн, покупая голоса стран, участниц Комиссии.
  В 1986 году, как известно, МКК ввела мораторий на китобойный промысел. Но оставила в нем лазейку: "в научно-исследовательских целях" китов убивать можно. И японцы ею воспользовались. На японских китобойных суднах, промышляющих в водах Антарктиды, красуется крупная надпись: "Исследования". За один сезон "в научно-исследовательских целях" японские китобои уничтожают свыше 1300 китов. И ежегодно вокруг этих судов разыгрываются настоящие баталии с активистами "Гринпис".
В феврале 2007 года активисты международного общества Sea Shepherd (что можно перевести как "Морской пастух" или "Морской надзиратель") – одной из самых агрессивных неправительственных организаций в мире, совершили нападения на два японских китобойных судна недалеко от побережья Антарктики, сорвав им тем самым сезонный промысел. Поврежденные корабли вынуждены были вернуться в Токио, не выловив и половины запланированного количества китов.
Кроме Японии, китобойным промыслом – тоже в "научных целях" занимаются еще Норвегия и Исландия. Поначалу Исландия к мораторию не присоединилась, продолжая охоту на полосатиков, обитающих у ее берегов. В ответ активисты международной группы Sea Shepherd, одной из самых агрессивных неправительственных организаций в мире, потопили два китобойных судна Исландии в бухте Рейкьявика.Исландия вынуждена была принять международное решение в 1989 году.
Недавно Министерство рыбной промышленности Исландии решило возобновить коммерческий промысел китов, пообещав что охота будет вестись в разумных пределах. Но активисты Sea Shepherd им не поверили. Их корабль "Farley Mowat" помчался через весь земной шар из Австралии к берегам Исландии, чтобы лечь костьми на защиту китов.
"Мы не можем и не должны позволить им убивать этих животных, – фанатично кричал капитан судна Пол Уотсон, – поэтому у нас нет другого выхода, кроме как поставить свою жизнь и свой корабль на защиту североатлантических китов."
"Farley Mowat" имеет на борту целый арсенал "несмертельного оружия": мощные водяные пушки, стальную раму на гидравлике для тарана, дымовые шашки и канистры со специальными химическими жидкостями с непереносимым запахом для абордажа. В его распоряжении есть даже вертолёт. Аналогичным снаряжением обладают и суда других активистов.
Sea Shepherd - не единственные альтруисты моря. Прошлым летом неожиданно затонул норвежский китобойный траулер "Willassen Senior". Ответственность за произошедшее взяла на себя группа защитников морской фауны "Agenda 21", подробно рассказавшая, как ей удалось отправить траулер на дно. Водолазы, исследовавшие затонувшее судно, ее версию подтвердили. "Willassen Senior" стал как минимум двенадцатым китобойным судном, потопленным или поврежденным зоозащитниками.
Кстати, Sea Shepherd имеет колоссальную поддержку в обществе на всех континентах. В движении принимают участие такие знаменитости, как Пирс Броснан, Шон Пенн, Ричард Дин Андерсон, Кристиан Бэйл, Рутжер Хауэр, Линда Блейр, Джеймс Кромвел, Мартин Шин, Пэрис Хилтон. Корабли они, конечно же, не таранят, но оказывают обществу финансовую и моральную поддержку. Броснан и Шин снимают документальные фильмы и ролики о защите животных.
Видимо, азарт преследования и международная поддержка настолько вскружили головы самозванным карателям, что они утратили чувство меры, вообразив себя этакими героями приключенческого фильма. Флотилия "Sea Shepherd" постепенно скатывается к беззаконному пиратству, устраивая в океане самые настоящие налеты на китобойные суда. А статус пирата можно заработать, если оказаться не приписанным к какой-либо морской стране, то есть остаться без флага и родины. Корабли карателей за радикализм уже исключили из списка своего реестра Канада, Белиз и Англия.
Но зоозащитникам все нипочем. Они по-прежнему рыщут по океанам в поисках китобоев, которые их боятся и всячески стремятся избежать с ними встречи. И не без оснований. Поскольку, как мы видели, она чревата для них в лучшем случае - срывом промысла, в худшем – потоплением.


Наверх
Elan Yerləşdir Pulsuz Elan Yerləşdir Pulsuz Elanlar Saytı Pulsuz Elan Yerləşdir