Однажды в Грузии на Новый год...
В мире
Весь мир знает, что Дед Мороз живет в финской Лапландии. Правда, шведы недавно провели компьютерные расчеты, учли скорость вращения Земли, различные демографические данные, другие научные премудрости и удивили человечество сообщением, что главный новогодний герой никак не может находиться по соседству с Северным полюсом, а обитает в...Киргизии.
На все это грузинские власти смотрят со снисходительной улыбкой: уж они-то точно знают, что Дед Мороз живет в Грузии. В позапрошлом году он прилетел в Тбилиси из высокогорной Сванетии, в прошлом – из Кодорского ущелья Верхней Абхазии, а в нынешнем – из Кахетии. Кое-кто, конечно, усомнится, что повелителю вьюг и буранов уютно в виноградном краю, но ведь главное в том, что этот Дед Мороз – собственный, тонко чувствующий зигзаги государственной политики. Между тем во многих местах грузинской столицы ребячьими песнями и танцами руководит уже Санта-Клаус, а "продвинутые" дети подарки по интернету и по почте заказывают именно этому братскому заокеанскому волшебнику. Не ведая, что на свете есть еще и русская Снегурочка, восхищавшая их отцов и дедов. Однако главные новогодние сюрпризы грузинскому народу преподносит не пышнобородый сказочный старик, а пышноусый реальный бизнесмен. И не из Лапландии, Киргизии или Кахетии, а из Туманного Альбиона.
На Новый год жители Грузии ждут подарков не столько от Деда Мороза или Санта-Клауса, сколько от человека, который 5 января сядет в кресло главы страны.
А больше всех остальных наобещали народу два кандидата - Михаил Саакашвили (на стремительной череде встреч в городах и селах) и Бадри Патаркацишвили (из обстоятельного лондонского далека). Обвиняя при этом друг друга во всех смертных грехах.
Не буду подробно вспоминать о том, что именно батони Бадри был одним из основных спонсоров "революции роз", делал огромные вливания в экономику страны и меценатствовал с невероятным размахом. Просто помню, как еще год назад, когда отмечали другой замечательный праздник – Хануку, в нескольких шагах от меня радостно улыбались друг другу и народу два, казалось бы, неразлучных соратника.
Олигарх Патаркацишвили привез со Святой Земли гигантский светильник-ханукию из белого иерусалимского камня, а президент Саакашвили открывал ее возле тбилисской синагоги... Какая кошка пробежала между этими людьми за очень короткий срок – тема отдельного разговора. А сейчас можно считать, что именно взбунтовавшегося против него миллиардера Саакашвили расценивает как главного соперника в борьбе за президентский пост. Вернее, расценивал, потому что тот, как известно, выбыл из президентской гонки. Добровольно.
Для того чтобы это произошло, власти применили уже испытанный прием – показали народу записи, свидетельствующие, что олигарх в Англии и его избирательный штаб в Грузии готовили государственный переворот.
Точно такое обвинение уже звучало в адрес Патаркацишвили месяцем раньше. Теперь же он развернулся вовсю - представил президентскую программу, от которой дух захватывает. Три ее этапа озаглавлены многообещающе: "Взаимопомощь", "Прорыв", "Озарение". В первые полтора года государство должно было получить от олигарха грант в 1,5 миллиарда лари (1 лари - $1,59) на четко расписанные в бюджете расходы по оказанию помощи населению, так как "быстро и эффективно развивать экономику в этот срок не удастся".
На первом этапе своей программы Патаркацишвили обязался из своего кармана покрывать затраты каждой семьи по оплате 100 киловатт электроэнергии, 100 кубометров газа и полностью затраты на воду, за первого родившегося ребенка давать 3 тысячи, за второго – 4 тысячи, за каждого последующего - по 5 тысяч лари. Пенсионерам было обещано повысить пенсии с 55 до 120 лари, безработным – пособия в 300 лари, беженцам и пострадавшим от землетрясения – 10% жилищного фонда в тбилисских новостройках.
На втором этапе бизнесмен собирался выделить $2,7 миллиарда на развитие экономики.
Кроме того, планировались широкая амнистия, признание государством долга перед населением и выплата его за 7 лет, бесплатное обучение за границей 1.000 студентов, создание программ "по спасению крупных промышленных городов и восстановлению разоренных курортов".
Все это не могло не волновать команду Саакашвили с ее собственным громадьем обещаний, часть которых, кстати, уже реализуется, потому что команда эта по-прежнему у власти. И когда олигарх вдобавок ко всему объявил, что имеет доказательства попытки убить его, власть мастерски ударила по нему ответным компроматом.
Народу показали записи бесед высокопоставленного чиновника МВД с главой избирательного штаба Патаркацишвили – в Тбилиси и с самим миллиардером – в Лондоне. Чиновник этот, Ираклий Кодуа, – не кто иной, как глава Специального оперативного департамента, того самого, который руководит спецназом, проводит задержания и аресты, занимается слежкой и прослушиванием.
Записи свидетельствуют, что Кодуа пытались подкупить аж за $100 миллионов. Дескать, оппозиция не успокоится, если проиграет выборы, и будет хорошо, чтобы МВД не мешало, когда она выведет людей на улицы. А еще из записей следует, что "патаркацишвилевцы" планировали различные провокации и фальсификацию голосования.
Грузия до сих пор пребывает в шоке, очень многие, даже из числа тех, кто симпатизировал олигарху, не сомневаются в подлинности пленок. Все оппозиционные кандидаты в президенты не только поспешили отмежеваться от криминальных помыслов Бадри, но и заявили, что он вместе с Саакашвили "ведет грязные игры, направленные на похороны демократии в стране, на то, чтобы люди разуверились в возможности проведения честных и справедливых выборов". И дабы "не позволить разборкам между двумя кандидатами разрушить демократию", оппозиция потребовала, чтобы и экс-президент, и олигарх сняли свои кандидатуры.
Патаркацишвили так и поступил, после чего все с нетерпением стали ждать, как он объяснит скандальные записи. Естественно, все фразы о подготовке беспорядков бизнесмен объявил смонтированными, а по поводу остального заявил:
"Я разделяю призыв ко мне и к Саакашвили отказаться от участия в выборах. Я не раз заявлял, что попал в политику по стечению обстоятельств, и мною не движут политические амбиции. Для меня, как для бизнесмена, абсолютно приемлемо заплатить деньги за то, чтобы власть не стреляла в народ, а она планировала заплатить за мое убийство... Я готов был заплатить столько, сколько запросил Кодуа, который настойчиво требовал встречи со мной, чтобы сообщить о готовящейся властью фальсификации выборов... Я, конечно, понимал, что это может быть провокацией, но на 1% допускал, что это может быть правдой, и тогда я смогу предотвратить кровопролитие в стране. Любой человек, желающий стать высшим руководителем страны, должен иметь чистую репутацию перед обществом. Поэтому я готов прекратить свою предвыборную кампанию... Благодарю всех, кто верил и верит мне. Они не останутся обманутыми - я оставляю в силе все основные обещания, которые дал грузинскому народу".
Саакашвили, конечно, свою кандидатуру не снял, утверждая, что Патаркацишвили - не политический оппонент: "Это, скорее, правовой вопрос, не входящий в мою компетенцию. Опасность, исходящая от Патаркацишвили, нейтрализована. Я обещаю, что ни один волос не упадет с головы нашего народа ни 5 января, ни в последующие дни".
Так что главное предновогоднее гадание у народа - действительно ли многоопытный Бадри "лажанулся" с вербовкой полицейского и с записями или это – очередной хитрый ход. Тем более что его избирательный штаб, возглавленный теперь братом погибшего премьер-министра Зураба Жвания, работает, несмотря ни на что, обещая помощь всем оппозиционерам.
Зато вновь не работает рупор оппозиции – телеканал "Имеди". Управление им передано американской корпорации Рупперта Мэрдока News Corporation, но контрольный пакет акций по-прежнему у Патаркацишвили. После скандала с записями с канала ушли сразу 6 сотрудников, а остальные заявили, что власть оказывает на них давление, что они постоянно находятся в стрессе и поэтому прекращают вещание до тех пор, пока "не будет окончательно определен правовой статус владельца". То есть пока все 100% акций не будут переданы News Corporation.
Между тем мало кто обратил внимание на заявление премьер-министра Владимира Гургенидзе. Премьер связался с корпорацией, но в США были Рождественские праздники, и ему сообщили, что разговор по поводу "Имеди" состоится попозже. "У меня создалось впечатление, что о записях они впервые узнали от меня и до сих пор не были в курсе дела", - заявил Гургенидзе. Почти сразу после этого "Имеди" прекратила вещание. Может, телекомпании дали соответствующее указание из News Corporation? Мэрдока явно не устраивает, чтобы его имя трепали в политических скандалах и уголовных обвинениях. Так не лучше ли переждать, пока страсти не улягутся?
Вот с такими сюрпризами Грузия вступила в год Крысы и встречает президентские выборы.
А в Тбилиси Новый год чувствуется как никогда - центр города сверкает не хуже Елисейских полей. Перед парламентом же впервые появился детский городок с качелями-каруселями и даже настоящим катком. Так что если оппозиция не удовлетворится результатами выборов, привести людей сюда, на традиционное место митингов, она уже не сможет.
Ну а пока у здания парламента веселятся детишки, в его стенах депутаты делают подарок себе любимым - рассматривают вопрос о продлении своих полномочий с 4 до 5 лет. Именно столько времени будет править и новый президент – Саакашвили назначил выборы на год раньше, чем предусмотрено Конституцией. И ни он, ни парламентарии, которые будут переизбираться весной, не сомневаются, что им работать в единой команде еще целую пятилетку.
На все это грузинские власти смотрят со снисходительной улыбкой: уж они-то точно знают, что Дед Мороз живет в Грузии. В позапрошлом году он прилетел в Тбилиси из высокогорной Сванетии, в прошлом – из Кодорского ущелья Верхней Абхазии, а в нынешнем – из Кахетии. Кое-кто, конечно, усомнится, что повелителю вьюг и буранов уютно в виноградном краю, но ведь главное в том, что этот Дед Мороз – собственный, тонко чувствующий зигзаги государственной политики. Между тем во многих местах грузинской столицы ребячьими песнями и танцами руководит уже Санта-Клаус, а "продвинутые" дети подарки по интернету и по почте заказывают именно этому братскому заокеанскому волшебнику. Не ведая, что на свете есть еще и русская Снегурочка, восхищавшая их отцов и дедов. Однако главные новогодние сюрпризы грузинскому народу преподносит не пышнобородый сказочный старик, а пышноусый реальный бизнесмен. И не из Лапландии, Киргизии или Кахетии, а из Туманного Альбиона.
На Новый год жители Грузии ждут подарков не столько от Деда Мороза или Санта-Клауса, сколько от человека, который 5 января сядет в кресло главы страны.
А больше всех остальных наобещали народу два кандидата - Михаил Саакашвили (на стремительной череде встреч в городах и селах) и Бадри Патаркацишвили (из обстоятельного лондонского далека). Обвиняя при этом друг друга во всех смертных грехах.
Не буду подробно вспоминать о том, что именно батони Бадри был одним из основных спонсоров "революции роз", делал огромные вливания в экономику страны и меценатствовал с невероятным размахом. Просто помню, как еще год назад, когда отмечали другой замечательный праздник – Хануку, в нескольких шагах от меня радостно улыбались друг другу и народу два, казалось бы, неразлучных соратника.
Олигарх Патаркацишвили привез со Святой Земли гигантский светильник-ханукию из белого иерусалимского камня, а президент Саакашвили открывал ее возле тбилисской синагоги... Какая кошка пробежала между этими людьми за очень короткий срок – тема отдельного разговора. А сейчас можно считать, что именно взбунтовавшегося против него миллиардера Саакашвили расценивает как главного соперника в борьбе за президентский пост. Вернее, расценивал, потому что тот, как известно, выбыл из президентской гонки. Добровольно.
Для того чтобы это произошло, власти применили уже испытанный прием – показали народу записи, свидетельствующие, что олигарх в Англии и его избирательный штаб в Грузии готовили государственный переворот.
Точно такое обвинение уже звучало в адрес Патаркацишвили месяцем раньше. Теперь же он развернулся вовсю - представил президентскую программу, от которой дух захватывает. Три ее этапа озаглавлены многообещающе: "Взаимопомощь", "Прорыв", "Озарение". В первые полтора года государство должно было получить от олигарха грант в 1,5 миллиарда лари (1 лари - $1,59) на четко расписанные в бюджете расходы по оказанию помощи населению, так как "быстро и эффективно развивать экономику в этот срок не удастся".
На первом этапе своей программы Патаркацишвили обязался из своего кармана покрывать затраты каждой семьи по оплате 100 киловатт электроэнергии, 100 кубометров газа и полностью затраты на воду, за первого родившегося ребенка давать 3 тысячи, за второго – 4 тысячи, за каждого последующего - по 5 тысяч лари. Пенсионерам было обещано повысить пенсии с 55 до 120 лари, безработным – пособия в 300 лари, беженцам и пострадавшим от землетрясения – 10% жилищного фонда в тбилисских новостройках.
На втором этапе бизнесмен собирался выделить $2,7 миллиарда на развитие экономики.
Кроме того, планировались широкая амнистия, признание государством долга перед населением и выплата его за 7 лет, бесплатное обучение за границей 1.000 студентов, создание программ "по спасению крупных промышленных городов и восстановлению разоренных курортов".
Все это не могло не волновать команду Саакашвили с ее собственным громадьем обещаний, часть которых, кстати, уже реализуется, потому что команда эта по-прежнему у власти. И когда олигарх вдобавок ко всему объявил, что имеет доказательства попытки убить его, власть мастерски ударила по нему ответным компроматом.
Народу показали записи бесед высокопоставленного чиновника МВД с главой избирательного штаба Патаркацишвили – в Тбилиси и с самим миллиардером – в Лондоне. Чиновник этот, Ираклий Кодуа, – не кто иной, как глава Специального оперативного департамента, того самого, который руководит спецназом, проводит задержания и аресты, занимается слежкой и прослушиванием.
Записи свидетельствуют, что Кодуа пытались подкупить аж за $100 миллионов. Дескать, оппозиция не успокоится, если проиграет выборы, и будет хорошо, чтобы МВД не мешало, когда она выведет людей на улицы. А еще из записей следует, что "патаркацишвилевцы" планировали различные провокации и фальсификацию голосования.
Грузия до сих пор пребывает в шоке, очень многие, даже из числа тех, кто симпатизировал олигарху, не сомневаются в подлинности пленок. Все оппозиционные кандидаты в президенты не только поспешили отмежеваться от криминальных помыслов Бадри, но и заявили, что он вместе с Саакашвили "ведет грязные игры, направленные на похороны демократии в стране, на то, чтобы люди разуверились в возможности проведения честных и справедливых выборов". И дабы "не позволить разборкам между двумя кандидатами разрушить демократию", оппозиция потребовала, чтобы и экс-президент, и олигарх сняли свои кандидатуры.
Патаркацишвили так и поступил, после чего все с нетерпением стали ждать, как он объяснит скандальные записи. Естественно, все фразы о подготовке беспорядков бизнесмен объявил смонтированными, а по поводу остального заявил:
"Я разделяю призыв ко мне и к Саакашвили отказаться от участия в выборах. Я не раз заявлял, что попал в политику по стечению обстоятельств, и мною не движут политические амбиции. Для меня, как для бизнесмена, абсолютно приемлемо заплатить деньги за то, чтобы власть не стреляла в народ, а она планировала заплатить за мое убийство... Я готов был заплатить столько, сколько запросил Кодуа, который настойчиво требовал встречи со мной, чтобы сообщить о готовящейся властью фальсификации выборов... Я, конечно, понимал, что это может быть провокацией, но на 1% допускал, что это может быть правдой, и тогда я смогу предотвратить кровопролитие в стране. Любой человек, желающий стать высшим руководителем страны, должен иметь чистую репутацию перед обществом. Поэтому я готов прекратить свою предвыборную кампанию... Благодарю всех, кто верил и верит мне. Они не останутся обманутыми - я оставляю в силе все основные обещания, которые дал грузинскому народу".
Саакашвили, конечно, свою кандидатуру не снял, утверждая, что Патаркацишвили - не политический оппонент: "Это, скорее, правовой вопрос, не входящий в мою компетенцию. Опасность, исходящая от Патаркацишвили, нейтрализована. Я обещаю, что ни один волос не упадет с головы нашего народа ни 5 января, ни в последующие дни".
Так что главное предновогоднее гадание у народа - действительно ли многоопытный Бадри "лажанулся" с вербовкой полицейского и с записями или это – очередной хитрый ход. Тем более что его избирательный штаб, возглавленный теперь братом погибшего премьер-министра Зураба Жвания, работает, несмотря ни на что, обещая помощь всем оппозиционерам.
Зато вновь не работает рупор оппозиции – телеканал "Имеди". Управление им передано американской корпорации Рупперта Мэрдока News Corporation, но контрольный пакет акций по-прежнему у Патаркацишвили. После скандала с записями с канала ушли сразу 6 сотрудников, а остальные заявили, что власть оказывает на них давление, что они постоянно находятся в стрессе и поэтому прекращают вещание до тех пор, пока "не будет окончательно определен правовой статус владельца". То есть пока все 100% акций не будут переданы News Corporation.
Между тем мало кто обратил внимание на заявление премьер-министра Владимира Гургенидзе. Премьер связался с корпорацией, но в США были Рождественские праздники, и ему сообщили, что разговор по поводу "Имеди" состоится попозже. "У меня создалось впечатление, что о записях они впервые узнали от меня и до сих пор не были в курсе дела", - заявил Гургенидзе. Почти сразу после этого "Имеди" прекратила вещание. Может, телекомпании дали соответствующее указание из News Corporation? Мэрдока явно не устраивает, чтобы его имя трепали в политических скандалах и уголовных обвинениях. Так не лучше ли переждать, пока страсти не улягутся?
Вот с такими сюрпризами Грузия вступила в год Крысы и встречает президентские выборы.
А в Тбилиси Новый год чувствуется как никогда - центр города сверкает не хуже Елисейских полей. Перед парламентом же впервые появился детский городок с качелями-каруселями и даже настоящим катком. Так что если оппозиция не удовлетворится результатами выборов, привести людей сюда, на традиционное место митингов, она уже не сможет.
Ну а пока у здания парламента веселятся детишки, в его стенах депутаты делают подарок себе любимым - рассматривают вопрос о продлении своих полномочий с 4 до 5 лет. Именно столько времени будет править и новый президент – Саакашвили назначил выборы на год раньше, чем предусмотрено Конституцией. И ни он, ни парламентарии, которые будут переизбираться весной, не сомневаются, что им работать в единой команде еще целую пятилетку.