Кремль на двоих

В мире
№51 (609)

В Кремле работают хорошие сценаристы, несмотря на многие огрехи и проколы. Но огрехи и проколы выявляются, когда сценарий сталкивается с неожиданной жизнью. А здесь всё происходило в рамках подконтрольной кремлевской действительности – и прошло как по писаному. Я имею в виду провозглашение Дмитрия Медведева кандидатом в президенты России.
Простым честным россиянам, сразу режущим правду-матку в глаза, кажется: чего тут сложного, сказал - да и все дела. На самом деле все сложней.
Ведь сам президент первым не мог назвать имя Медведева. Не положено по протоколу, да и перед Западом неловко. Там не понимают такого слова – “преемник”.
Но и партия “Единая Россия” не могла как бы самостоятельно выдвинуть Медведева на съезде 17 декабря. Выглядело бы, будто Медведев исключительно кандидат от партии, а Владимир Владимирович тут совершенно ни при чём. Да и для репутации Медведева лучше не слыть выдвиженцем только лишь “Единой России”, сильно подмочившей репутацию на прошедших выборах в Госдуму.
Вот и разыграли этюд. Представители четырех партий, как делегация от абсолютного большинства избирателей, пришли посоветоваться с президентом. В раздумьях о судьбах Родины они пришли к выводу, что лучшей кандидатуры, чем Дмитрий Анатольевич, нет.
И Владимир Владимирович... чуть было не написал, что высочайше одобрил. Нет, на это он формально опять же не имел права, это выглядело бы нехорошо. Владимир Владимирович “поддержал”.
Народу ясно дали понять еще раз: кандидатура выдвинута самим Владимиром Владимировичем, и все формальности как бы соблюдены. Как бы, потому что вроде бы. Смешно представить, как лидеры Демократической партии США приходят к Бушу и советуются с ним по кандидатуре Хиллари Клинтон. Но ведь Путин – он как бы теперь вроде имеет отношение к “Единой России”...
Уф-ф! Замучаешься объяснять иностранному читателю наши хитросплетения.
Итак, свершилось, закончились гадания, назван преемник – Медведев.
А он, Дмитрий Анатольевич Медведев, сразу же предложил Владимиру Владимировичу Путину стать премьер-министром в его, Медведева, правительстве. Человека еще кандидатом официально не выдвинули, а он уже на всю страну премьер-министра назначает. На следующий же день, опять же - не дожидаясь съезда “Единой России”. Выглядит, конечно, странновато. Вроде как два авторитетных человека “перетерли тему и порешили”.
Но, таким образом, во-первых, дали понять “Единой России”, что она тут сбоку припека, чтобы не подумала о себе много. Она и не думала думать, упаси боже, но на всякий случай щелкнуть по носу не помешает. И прошедший в понедельник, 17 декабря, съезд, на котором уже официально выдвинули Дмитрия Медведева, был очевидной для всех формальностью.
Во-вторых, дали понять широким слоям трудящихся, что Медведев выступает не от одной какой-то партии и даже не как представитель четырех партий, а как представитель Путина.
А в-третьих, самое главное, создали “паровоз”. В нашей политической действительности “паровозом” называют популярную в народе личность, которая возглавляет избирательный список той или иной партии, принося ей дополнительные голоса. Например, как Путин, протащивший на своем авторитете “Единую Россию”. После выборов “паровоз”, конечно, не идет в депутаты, а остается на своем посту. Его место в парламенте занимает другой человек, совершенно неизвестный, из партийного списка. Операция вообще-то незаконная...
Нынешние выборы в Государственную думу с откровенным принуждением к явке и к голосованию за “Единую Россию” сильно подорвали доверие к власти. Тем более – к партии. И вообще вызвали раздражение у немалой части избирателей. Так что шансы Дмитрия Медведева в честном состязании не такие уж абсолютно бесспорные, как уверяет пресса. Если учесть, что протестные голоса, по многим свидетельствам, будут отдаваться кандидату от КПРФ. 
Как совершенно верно говорил В. В. Путин перед парламентской кампанией, мобилизуя электорат, - ничего еще не предопределено.
Потому-то президент будет вновь выступать в роли “паровоза”. Чтобы наверняка “протащить” Медведева.
Но тут кроется ловушка.
Соглашаться на премьерство – рискованно и некомфортно. Работа-то черновая, тяжелая. И трудно представить, как Путин каждый вторник ходит с докладом к Медведеву на ковер. Да еще с трансляцией по телевидению.
А не ходить нельзя. Протокол. Приличия-то на людях надо соблюдать.
Так или иначе, образуется двоевластие. Даже при нынешнем президенте федеральный центр не может похвастаться исполнением своих решений. Сам же Путин по телевидению публично говорил, что приказывал на Камчатской военной базе сделать то-то и то-то, приехал через три года, а там конь не валялся. “Ни шиша вы не сделали! Почему?” – гневался главнокомандующий. Что же тогда будет при двоевластии?
Двоевластие можно устранить. Внести изменения в Конституцию, преобразовать Россию из президентской республики в парламентско-президентскую, с верховной властью у премьер-министра. Правда, сам президент и “Единая Россия” клялись, что Конституцию трогать не будут. Но есть народная острота: я своему слову хозяин, сам дал – сам взял обратно. Обоснование легко придумать: просьбы трудящихся, происки врагов, усовершенствование политической системы...
Однако даже в таком случае инерция массового восприятия останется надолго, если не навсегда. По ней президент (Медведев) будет чист и безгрешен, а во всем виновато правительство (то есть Путин). В любом случае премьер-министр ассоциируется с ответственностью за отопительный сезон и протечки крыш. Фрадков, к примеру, ничем особенно антинародным не отличился, но его рейтинг был близок к критическому.
Лучше всего, конечно, стать “национальным лидером”. Для сохранения свободы маневра не давать окончательного и бесповоротного согласия идти в председатели кабинета министров. Но населению-то будут внушать: голосуя за Медведева, вы будете голосовать на самом деле за будущего премьер-министра Путина. И как ему быть, когда Медведев станет президентом? Не идти в премьеры – значит, обмануть нас. В массах такой вид достижения результата называется: “Поматросил - и бросил”. И какой же национальный лидер после этого?
Наконец – и самое главное - как контролировать Медведева, не имея реальных рычагов власти? А вдруг он возомнит себя действительным президентом и отодвинет Путина в глубокую тень? Да, 17 лет знакомства, младший товарищ и друг, всем обязан Путину. Однако ведь и сам Путин всем был обязан Ельцину и его команде. Даже если Медведев сохранит верность, помимо него в высших эшелонах много людей, которых Путин сильно обидел. Причем своих же, из своего лагеря.
Куда ни кинь – всюду клин.
И потому Владимир Владимирович Путин вынужден был на съезде партии “Единая Россия” согласиться на должность премьер-министра, если 2 марта 2008 года народ выберет Дмитрия Медведева президентом. Такой вариант обсуждался в прессе давно. И я уже писал, что у нас по аналогии с “техническим премьером” эти четыре года будет “технический президент”, и мировая политология обогатится новым и странным российским термином – “технический президент”. А через четыре года, если обойдется без катаклизмов, Путин получит хорошую стартовую возможность снова стать президентом. Настоящим.
При победе тандема Медведев-Путин двоевластие неизбежно. Чего не было у нас с незапамятных исторических времен. Если не считать короткую смуту 1993 года. Потому иностранная пресса уже пишет: “Двоевластие в России – рискованный танец”. Как оно аукнется в стране, привыкшей к автократии, - покажет время.
Но в данном-то случае речь не о стране – речь о власти.
Москва


Наверх
Elan Yerləşdir Pulsuz Elan Yerləşdir Pulsuz Elanlar Saytı Pulsuz Elan Yerləşdir