Голова и желудок
В мире
В борьбе между головой и сердцем обычно побеждает желудок. Вы не задумывались, почему китайцев так много? Потому что они не забывают свою древнюю мудрость: «Успех – всего-навсего несколько простых правил, соблюдаемых ежедневно, а неудача - это несколько ошибок, повторяемых ежедневно. Вместе они приводят либо к удаче, либо к поражению».
А почему чем больше приверженцы западных ценностей объединяются, тем их меньше? Да потому, что постоянно отрекаются от своих же слов: «Не бойся врагов - в худшем случае они могут убить. Не бойся друзей - в худшем случае они могут предать... Бойся равнодушных: они не убивают и не предают, но именно с их молчаливого согласия существуют на земле убийство и предательство».
Два года назад Джордж Буш, выступая в Конгрессе с ежегодной речью “О положении страны”, говорил: “Сегодня мы отмечаем победу демократии везде, где состоялись демократические выборы, – в Афганистане, Палестинской автономии, в Украине и в свободном Ираке”. Кондолиза Райс тогда только вернулась из Европы, по которой промчалась галопом, пытаясь превратить европейский “пластилин” в монолит. Но быстро убедилась, что европейцы монолитны и едины только на бумаге. А суровые законы жизни учат, что кусок краковской колбасы все же ближе к польскому желудку, чем к финскому. Поэтому, скажем, в Турции она не стала упражняться в демократической риторике, а банально объяснила, почему Соединенные Штаты не заинтересованы в курдской автономии: «Я со всей ответственностью заявляю нашим турецким партнерам, что будущее Ирака - в единстве».
Тогда, два года назад, на Кондолизу Райс смотрели как на восходящую звезду мировой политики и старались не замечать все увеличивающийся разрыв между ее словами и делами. И еще не скоро вырисуются масштабы вреда, который она нанесла Америке, поскольку многие до сих пор остаются под ее обаянием. Многие, но только не бывший посол Соединенных Штатов в ООН Джон Болтон. «Международная политика США - в свободном падении, что ставит под угрозу их национальную безопасность, - заявил он в интервью немецкому журналу “Der Spiegel”, - потому что Джордж Буш, оказавшись под влиянием Госсекретаря, принимает решения вопреки собственным взглядам и инстинктам».
Мне кажется, главные неудачи в Ираке начались после того, как предали курдов. Вашингтон сам выбил опору из-под собственных ног. В итоге турки, в лучших традициях Саддама Хусейна и с молчаливого согласия Белого дома, бомбят и обстреливают курдские села. Самое интересное, что разведданными турецкую армию обеспечивает... Пентагон. А британцы бегут из Басры, кишащей иранскими агентами.
Официальный Багдад выступает против постоянных американских баз в стране. Иран откровенно смеется над глупостью “янки”. А неустанная борьба Кондолизы Райс за независимое Косово, как и за независимую Палестину, обещает быть такой же долгой и бессмысленной, как и борьба за мир на Ближнем Востоке.
Политика чем-то похожа на коробок спичек. Воспринимать ее серьезно даже как-то неудобно, а несерьезно - опасно. В последнем традиционном субботнем радиообращении Джордж Буш уже не говорил о победном шествии демократии от афганских гор до украинских степей. Потому что говорить в принципе не о чем. Победа почему-то обернулась поражением и в Афганистане, и в Палестинской автономии, и в “свободном” Ираке. Президент очень напоминал просителя, призывая Конгресс утвердить ассигнования на содержание военнослужащих в Ираке до того, как законодатели отправятся на рождественские каникулы.
А если президент просит, то это явный сигнал того, что пора начинать откладывать на черный день. Ибо, как гласит американская поговорка, быстрее всех соглашаются отсутствующие. Сенат без проблем принял оборонный бюджет в размере около 700 миллиардов долларов, и двести из них предназначены для боевых действий в Ираке и Афганистане. Не будет осложнений, скорее всего, и в Палате представителей. Демократы в лице спикера нижней палаты Нэнси Пелоси смирились с тем, что им не удастся увязать оборонные расходы с графиком вывода войск из Ирака. До президентских выборов, во всяком случае.
Тем не менее международное политическое “меню” нынче составляют не только в Вашингтоне. Россия снова становится тенью Америки. Стоило только Джорджу Бушу собраться в поездку по странам Ближнего Востока, как выяснилось, что на неделю раньше него вояж совершит Владимир Путин. В канун Нового года он планирует посетить Сирию, куда к тому времени подтянется российская эскадра во главе с авианосцем “Адмирал Кузнецов”. А госкомпания “Атомстройэкспорт” тем временем поставила первую партию ядерного топлива на иранскую АЭС в Бушере.
Белый дом сообщил, что этот вопрос был заранее согласован между Москвой и Вашингтоном. Но если б даже он и не был согласован, вряд ли бы что-то изменилось, поскольку вся операция проходила под эгидой МАГАТЭ. Для успокоения общественного мнения Россия получила письменные заверения от Ирана, пообещавшего использовать это топливо исключительно в мирных целях. А Тегеран, в свою очередь, заявил, что не намерен прекращать обогащение урана ни при каких обстоятельствах. Так называемое международное сообщество проглотило это молча, поняв, что “неожиданная” смена американского внешнеполитического курса означает лишь одно - Соединенные Штаты смирились с тем, что Иран станет ядерным.
Но политический стриптиз тоже нуждается в обслуживании. На этом специализируются не только политологи и социологи. Появилась масса организаций, выполняющих спецзаказы определенных структур и частных лиц. Одна из них - Vision of Humanity - подготовила “рейтинг миролюбивости стран”. В списке из 121 государства самыми мирными названы Норвегия, Новая Зеландия и Дания. Чем хуже Люксембург или Бельгия, не говоря уже о нейтральной Швейцарии, сказать трудно – наверное, не заплатили либо слишком мало дали. Наиболее воинственными признаны Ирак и Судан. Следом идут Израиль и Россия. Иран и Соединенные Штаты тоже рядом – 97-я и 96-я позиции. “Миролюбивая” Сирия на 77-м месте. Куба тоже почти наполовину миролюбивей Бразилии (59-я и 83-я строчка соответственно).
Теперь вы понимаете, почему Кондолизе Райс надоела роль всемирного “шеф-повара”? Она еще два года назад убедилась, что у всех свои пристрастия: у Лондона - одни, у Парижа - другие, а у Москвы - третьи. Ее стратегическую программу по Ирану и Ираку, за исключением разве что будущего «будущего палестинского государства», Европа не отвергла, но и близко к сердцу тоже не приняла. Великобритания без лишнего шума передала иракским шиитам контроль над четырьмя южными провинциями, включая Басру. К середине 2008 года Лондон вдвое сократит состав своего иракского воинского контингента, и без того насчитывающего сейчас всего 4500 военнослужащих.
Тони Блэр, положивший начало “победоносному отступлению” из Ирака, стал ближневосточным посланником “международного квартета”. На новом поприще он пока не преуспел. Зато его талант раскрылся в сборе денег на вечно нуждающийся “палестинский народ”. Все конференции, саммиты и просто встречи в верхах, в которых участвуют так называемые “палестинцы”, заканчиваются, как правило, сбором денег. На этот раз Абу Мазен переплюнул даже Ясера Арафата, собрав “дань” почти с 90 стран мира. “Скромный” Аббас рассчитывал на какие-то 5.6 миллиарда долларов, но французский министр иностранных дел Бернар Кушнер сообщил, что общими усилиями, помноженными на титанические усилия Тони Блэра, удалось собрать 7.4 миллиарда.
В интервью “The Financial Times” Тони Блэр объяснил, куда пойдут собранные средства. 70% этой суммы поступит непосредственно в палестинский бюджет. От себя добавим, что часть из них будет украдена, что-то используют на укрепление сил безопасности, а те крохи, которые останутся, может быть, дойдут и до «страдающего от оккупации населения». Оставшиеся 30% предназначены для осуществления «будущих проектов», до которых, как показывает опыт, руки так и не дойдут.
Всемирный банк, который уже курировал палестинскую экономику при председателе Махмуде Аббасе, дал понять Тони Блэру, что главный тормоз на пути к светлому палестинскому будущему - все та же наглая «израильская оккупация». Правда, никто не может понять, почему при «оккупантах» ВВП на душу населения “палестинцев” был вдвое выше. Абу Мазен по-прежнему настаивает, что представляет всех “палестинцев”, коих, по его подсчетам, уже более 10 миллионов. Но в Иудее и Самарии, где он якобы председательствует, проживает каких-нибудь полтора миллиона арабов. На каком же тогда основании собранные «на всех» деньги должны достаться именно ему?
ХАМАС уже потребовал свою долю, пообещав и Махмуду Аббасу, и Саламу Фаяду “вырванные годы”. Пресс-секретарь Фаузи Брахум осудил “доноров-спонсоров”, обвинив их в «злом умысле». По его словам, это «опасный заговор против палестинского народа». Накануне это террористическое движение, не признающее право Израиля на существование, отметило 20-летие со дня основания. В праздничном митинге в Газе участвовало около 300 тысяч человек. Последние опросы, проведенные в Палестинской автономии, показали, что позиции ХАМАСа по-прежнему крепки, а власть Абу Мазена как была, так и остается призрачной.
Пока Аббас собирал деньги на борьбу с «израильской агрессией», секретарь политбюро ХАМАСа Халед Машаль срочно вылетел в Доху. В столице Катара, как сообщает кувейтская газета “Аль-Джерида”, его встречали офицеры иранской разведки. Инструкции и деньги, которые получил Машаль, жители Сдерота и окрестностей почувствовали на себе почти мгновенно. Наверное, Vision of Humanity удалось измерить температуру их гнева и, если бы не было Ирака, Израиль превратили бы в самое воинственное государство мира.
Голодный политик добр, когда сыт. Был бы хлеб: его можно разжевать и без зубов. Когда же жевать нечего, то и от зубов мало проку. Поэтому желудок и заменяет сегодня и голову, и сердце.
А почему чем больше приверженцы западных ценностей объединяются, тем их меньше? Да потому, что постоянно отрекаются от своих же слов: «Не бойся врагов - в худшем случае они могут убить. Не бойся друзей - в худшем случае они могут предать... Бойся равнодушных: они не убивают и не предают, но именно с их молчаливого согласия существуют на земле убийство и предательство».
Два года назад Джордж Буш, выступая в Конгрессе с ежегодной речью “О положении страны”, говорил: “Сегодня мы отмечаем победу демократии везде, где состоялись демократические выборы, – в Афганистане, Палестинской автономии, в Украине и в свободном Ираке”. Кондолиза Райс тогда только вернулась из Европы, по которой промчалась галопом, пытаясь превратить европейский “пластилин” в монолит. Но быстро убедилась, что европейцы монолитны и едины только на бумаге. А суровые законы жизни учат, что кусок краковской колбасы все же ближе к польскому желудку, чем к финскому. Поэтому, скажем, в Турции она не стала упражняться в демократической риторике, а банально объяснила, почему Соединенные Штаты не заинтересованы в курдской автономии: «Я со всей ответственностью заявляю нашим турецким партнерам, что будущее Ирака - в единстве».
Тогда, два года назад, на Кондолизу Райс смотрели как на восходящую звезду мировой политики и старались не замечать все увеличивающийся разрыв между ее словами и делами. И еще не скоро вырисуются масштабы вреда, который она нанесла Америке, поскольку многие до сих пор остаются под ее обаянием. Многие, но только не бывший посол Соединенных Штатов в ООН Джон Болтон. «Международная политика США - в свободном падении, что ставит под угрозу их национальную безопасность, - заявил он в интервью немецкому журналу “Der Spiegel”, - потому что Джордж Буш, оказавшись под влиянием Госсекретаря, принимает решения вопреки собственным взглядам и инстинктам».
Мне кажется, главные неудачи в Ираке начались после того, как предали курдов. Вашингтон сам выбил опору из-под собственных ног. В итоге турки, в лучших традициях Саддама Хусейна и с молчаливого согласия Белого дома, бомбят и обстреливают курдские села. Самое интересное, что разведданными турецкую армию обеспечивает... Пентагон. А британцы бегут из Басры, кишащей иранскими агентами.
Официальный Багдад выступает против постоянных американских баз в стране. Иран откровенно смеется над глупостью “янки”. А неустанная борьба Кондолизы Райс за независимое Косово, как и за независимую Палестину, обещает быть такой же долгой и бессмысленной, как и борьба за мир на Ближнем Востоке.
Политика чем-то похожа на коробок спичек. Воспринимать ее серьезно даже как-то неудобно, а несерьезно - опасно. В последнем традиционном субботнем радиообращении Джордж Буш уже не говорил о победном шествии демократии от афганских гор до украинских степей. Потому что говорить в принципе не о чем. Победа почему-то обернулась поражением и в Афганистане, и в Палестинской автономии, и в “свободном” Ираке. Президент очень напоминал просителя, призывая Конгресс утвердить ассигнования на содержание военнослужащих в Ираке до того, как законодатели отправятся на рождественские каникулы.
А если президент просит, то это явный сигнал того, что пора начинать откладывать на черный день. Ибо, как гласит американская поговорка, быстрее всех соглашаются отсутствующие. Сенат без проблем принял оборонный бюджет в размере около 700 миллиардов долларов, и двести из них предназначены для боевых действий в Ираке и Афганистане. Не будет осложнений, скорее всего, и в Палате представителей. Демократы в лице спикера нижней палаты Нэнси Пелоси смирились с тем, что им не удастся увязать оборонные расходы с графиком вывода войск из Ирака. До президентских выборов, во всяком случае.
Тем не менее международное политическое “меню” нынче составляют не только в Вашингтоне. Россия снова становится тенью Америки. Стоило только Джорджу Бушу собраться в поездку по странам Ближнего Востока, как выяснилось, что на неделю раньше него вояж совершит Владимир Путин. В канун Нового года он планирует посетить Сирию, куда к тому времени подтянется российская эскадра во главе с авианосцем “Адмирал Кузнецов”. А госкомпания “Атомстройэкспорт” тем временем поставила первую партию ядерного топлива на иранскую АЭС в Бушере.
Белый дом сообщил, что этот вопрос был заранее согласован между Москвой и Вашингтоном. Но если б даже он и не был согласован, вряд ли бы что-то изменилось, поскольку вся операция проходила под эгидой МАГАТЭ. Для успокоения общественного мнения Россия получила письменные заверения от Ирана, пообещавшего использовать это топливо исключительно в мирных целях. А Тегеран, в свою очередь, заявил, что не намерен прекращать обогащение урана ни при каких обстоятельствах. Так называемое международное сообщество проглотило это молча, поняв, что “неожиданная” смена американского внешнеполитического курса означает лишь одно - Соединенные Штаты смирились с тем, что Иран станет ядерным.
Но политический стриптиз тоже нуждается в обслуживании. На этом специализируются не только политологи и социологи. Появилась масса организаций, выполняющих спецзаказы определенных структур и частных лиц. Одна из них - Vision of Humanity - подготовила “рейтинг миролюбивости стран”. В списке из 121 государства самыми мирными названы Норвегия, Новая Зеландия и Дания. Чем хуже Люксембург или Бельгия, не говоря уже о нейтральной Швейцарии, сказать трудно – наверное, не заплатили либо слишком мало дали. Наиболее воинственными признаны Ирак и Судан. Следом идут Израиль и Россия. Иран и Соединенные Штаты тоже рядом – 97-я и 96-я позиции. “Миролюбивая” Сирия на 77-м месте. Куба тоже почти наполовину миролюбивей Бразилии (59-я и 83-я строчка соответственно).
Теперь вы понимаете, почему Кондолизе Райс надоела роль всемирного “шеф-повара”? Она еще два года назад убедилась, что у всех свои пристрастия: у Лондона - одни, у Парижа - другие, а у Москвы - третьи. Ее стратегическую программу по Ирану и Ираку, за исключением разве что будущего «будущего палестинского государства», Европа не отвергла, но и близко к сердцу тоже не приняла. Великобритания без лишнего шума передала иракским шиитам контроль над четырьмя южными провинциями, включая Басру. К середине 2008 года Лондон вдвое сократит состав своего иракского воинского контингента, и без того насчитывающего сейчас всего 4500 военнослужащих.
Тони Блэр, положивший начало “победоносному отступлению” из Ирака, стал ближневосточным посланником “международного квартета”. На новом поприще он пока не преуспел. Зато его талант раскрылся в сборе денег на вечно нуждающийся “палестинский народ”. Все конференции, саммиты и просто встречи в верхах, в которых участвуют так называемые “палестинцы”, заканчиваются, как правило, сбором денег. На этот раз Абу Мазен переплюнул даже Ясера Арафата, собрав “дань” почти с 90 стран мира. “Скромный” Аббас рассчитывал на какие-то 5.6 миллиарда долларов, но французский министр иностранных дел Бернар Кушнер сообщил, что общими усилиями, помноженными на титанические усилия Тони Блэра, удалось собрать 7.4 миллиарда.
В интервью “The Financial Times” Тони Блэр объяснил, куда пойдут собранные средства. 70% этой суммы поступит непосредственно в палестинский бюджет. От себя добавим, что часть из них будет украдена, что-то используют на укрепление сил безопасности, а те крохи, которые останутся, может быть, дойдут и до «страдающего от оккупации населения». Оставшиеся 30% предназначены для осуществления «будущих проектов», до которых, как показывает опыт, руки так и не дойдут.
Всемирный банк, который уже курировал палестинскую экономику при председателе Махмуде Аббасе, дал понять Тони Блэру, что главный тормоз на пути к светлому палестинскому будущему - все та же наглая «израильская оккупация». Правда, никто не может понять, почему при «оккупантах» ВВП на душу населения “палестинцев” был вдвое выше. Абу Мазен по-прежнему настаивает, что представляет всех “палестинцев”, коих, по его подсчетам, уже более 10 миллионов. Но в Иудее и Самарии, где он якобы председательствует, проживает каких-нибудь полтора миллиона арабов. На каком же тогда основании собранные «на всех» деньги должны достаться именно ему?
ХАМАС уже потребовал свою долю, пообещав и Махмуду Аббасу, и Саламу Фаяду “вырванные годы”. Пресс-секретарь Фаузи Брахум осудил “доноров-спонсоров”, обвинив их в «злом умысле». По его словам, это «опасный заговор против палестинского народа». Накануне это террористическое движение, не признающее право Израиля на существование, отметило 20-летие со дня основания. В праздничном митинге в Газе участвовало около 300 тысяч человек. Последние опросы, проведенные в Палестинской автономии, показали, что позиции ХАМАСа по-прежнему крепки, а власть Абу Мазена как была, так и остается призрачной.
Пока Аббас собирал деньги на борьбу с «израильской агрессией», секретарь политбюро ХАМАСа Халед Машаль срочно вылетел в Доху. В столице Катара, как сообщает кувейтская газета “Аль-Джерида”, его встречали офицеры иранской разведки. Инструкции и деньги, которые получил Машаль, жители Сдерота и окрестностей почувствовали на себе почти мгновенно. Наверное, Vision of Humanity удалось измерить температуру их гнева и, если бы не было Ирака, Израиль превратили бы в самое воинственное государство мира.
Голодный политик добр, когда сыт. Был бы хлеб: его можно разжевать и без зубов. Когда же жевать нечего, то и от зубов мало проку. Поэтому желудок и заменяет сегодня и голову, и сердце.