Биржевые страсти
Биржевые эксперты могут только завидовать синоптикам - те все-таки способны более или менее точно предсказать погоду на завтра, тогда как биржа ведет себя подчас совершенно непредсказуемо. Случается, всего несколько часов отделяют неимоверный подъем биржевых индексов от столь же сокрушительного падения. Никто не знает, на какие внешние факторы биржа сегодня отреагирует, а на какие не обратит ровно никакого внимания.
Почти всю прошлую неделю торги на фондовой бирже в Нью-Йорке завершались на отрицательных отметках. И вдруг в пятницу все подскочило вверх, словно подброшенное мощной пружиной или взрывной волной. Правда, торги в пятницу были остановлены в середине дня и как раз в тот момент, когда они достигли максимально высокой отметки. Возможно, это была маленькая хитрость устроителей, призванная взбодрить инвесторов, вернуть им утраченный оптимизм. Уж очень долго финансовый рынок никого не радовал, день ото дня сгущая атмосферу тревожного ожидания.
Тревога инвесторов росла не на пустом месте. От прежней стабильности американской экономики остались только приятные воспоминания. За выход из многомесячного периода рецессии уплачено ростом уровня безработицы и снижением банковской процентной ставки до мизерного размера. Вдобавок ко всему стал очевидным низкий коммерческий потенциал так называемой «новой технологии», основанной на электронике, выявились и порочные изъяны в структуре крупного бизнеса. Многое из того, что совсем недавно манило инвесторов, заставляло их пополнять портфели акций, оказалось блефом, мыльным пузырем, надутым посредством подтасовок в бухгалтерской отчетности.
За полгода, с января, когда рухнул энергетический гигант «Энрон», примерно такие же скандальные подтасовки вскрылись в доброй дюжине крупных компаний. И каких компаний - чуть ли не мирового масштаба! Каждая из них и все они вместе вели себя с инвесторами, как вульгарные карточные шулера: приманивали сотни тысяч людей видимостью многомиллиардных оборотов, а финансовые средства, полученные за акции, направляли отнюдь не на расширение или модернизацию производства, а главным образом, на увеличение заработной платы менеджеров высшего управленческого звена. Реальная прибыльность компаний оставалась на довольно низком уровне, зато топ-менеджеры получали по сотне миллионов долларов в год. А как только разоблачение обмана становилось неизбежным, они без раздумий продавали свой пакет акций, пока цена на эти пустые бумаги еще держалась на приличном уровне.
В подобного рода деяниях сегодня заподозрены такие видные представители крупного бизнеса, как General Electric, General Motors, Xerox. Но - странное дело! - биржа продолжает относиться к ценным бумагам этих компаний с удивительной терпимостью.
Особо ярким примером могут служить акции телекоммуникационного гиганта World.Сom. Из-за низкой прибыльности они постепенно падали в цене - еще пару лет назад их покупали по 64,5 доллара, потом котировки снизились до 83 центов. Тем временем финансовый директор компании Скотт Салливэн решил поднять имидж фирмы и с этой целью взял да и перевел 3,8 миллиарда долларов эксплуатационных расходов в графу «капитальные вложения». Разразился международный скандал, и акции упали в цене до 6 центов. Поскольку в те же дни в Америке завершился показ популярнейшего телешоу «Кто хочет стать миллионером», известный обозреватель Аллан Слоан остроумно заметил: «По сути то и другое было не чем иным, как шоу, и ведущие вправе объявить: «Представление закончено, спасибо за внимание!»
Вроде бы, действительно, все закончено. Компания World.Сom торопливо выбросила на улицу 17 тысяч своих сотрудников, но это вряд ли спасет ее от краха. А как повела себя в этот момент биржа? Цены на акции компании в последние дни вдруг стали расти. В минувшую пятницу их покупали уже не за 6, а за 25 центов. Зачем - понять трудно. Не иначе как в расчете на чудо. Впрочем, возможно, группа энтузиастов захотела всего за один квотер оставить себе на память документальное свидетельство о существовании знаменитой когда-то фирмы.
Заранее, хотя бы за день, определить, как будут котироваться те или иные акции, практически невозможно. Участниками торгов движет естественное человеческое чувство - стяжательство, и пути, которые они выбирают, непредсказуемы, их можно только случайно угадать. Вместе с тем биржу не зря называют барометром экономики - на сравнительно долгую перспективу тенденция перемен в биржевых торгах вполне поддается более или менее точному расчету.
Как ни велико терпение инвесторов, оно не бесконечно. Трудности, переживаемые экономикой Соединенных Штатов, мыльные пузыри отдельных ее отраслей и крупных компаний, некоторые ошибочные решения федеральной администрации в конце концов сказались и на биржевых операциях. Первыми с нью-йоркской фондовой биржи (и вообще с берегов Америки) побежали иностранцы. Объем зарубежного капитала, размещенного в США, сократился с 34 до 23 миллиардов долларов. Поостыл азарт и у самих американцев. В результате второй квартал нынешнего года для биржи оказался печальным. Индекс Dow-Jonеs упал на 11 процентов, NASDAQ - на 20,7, Standard and Poor-500 - на 13,7 процента. Начало третьего квартала тоже особых радостей не принесло, если не считать странного пятничного взлета, остановленного на самом интересном месте. Если в недавнем прошлом в большинстве американских компаний наблюдалась излишняя капитализация, то теперь американской экономике явно не хватает финансовых вложений. А они нужны прежде всего для модернизации производственной базы, для повышения качества продукции, а вовсе не для того, чтобы наращивать размер заработной платы менеджеров.
По данным официальной статистики, экономика Соединенных Штатов на нынешнем этапе представляет собой довольно пеструю и противоречивую мозаику. С одной стороны, растет внутренний валовой продукт, повышается производительность труда, слабо чувствуется инфляция. С другой стороны - очевидны негативные процессы. Американский доллар теряет лидерство на мировом рынке, уступая давлению евро и японской иены. После короткого перерыва клинтоновского периода вновь неудержимо стал расти государственный долг - с разрешения Конгресса федеральная администрация подняла долговую планку почти до 6,5 триллиона долларов. Возрастает и внешнеторговый дефицит. Рывками убывает общемировая политическая стабильность, к которой человечество успело привыкнуть за последние полтора десятка лет. Все это не могло не сказаться на фондовой бирже. Пусть с запозданием, с ошибками, с неизбежным шараханьем то вверх, то вниз.
Эксперты по-разному оценивают перспективы американского финансового рынка. Однако большинство все-таки придерживается единого мнения: основные биржевые индексы в ближайшее время вряд ли достигнут прежних значений, потери в 20-25 процентов неизбежны. Это, естественно, не означает, что акции тех или иных компаний больше не будут подниматься в цене или не станут пользоваться спросом. Свободный капитал все равно будет искать на бирже достойное применение, не обращая особого внимания на связанный с этим риск.
Другой вопрос - останутся ли более или менее стабильными эти сниженные биржевые индексы? Многое, если не все, зависит от динамики американской экономики в целом. И тут эксперты в своих суждениях расходятся. Одни полагают, что все само собой утрясется, свободный рынок преодолеет все препятствия на пути к благоденствию. Другие в беспредельное могущество свободного рынка уже не верят. По их мнению, пришло время еще более активного вмешательства государства в бизнес, ибо без реформирования сверху не удастся навести порядок ни в крупных компаниях, ни на бирже. Практика нынешней федеральной администрации, похоже, опирается на уверенность в мощном потенциале свободного рынка. Однако из этого факта вовсе не следует, что в избранном курсе не могут произойти коренные перемены.
comments (Total: 1)