ЗАГАДКА

В мире
№48 (606)

Китайская экономическая экспансия имеет двойное и тройное дно.
Прямой ввоз товара виден всем. Но есть и косвенный. Например, существует в Москве фирма, якобы производящая и поставляющая столы разных типов и назначений. И не только столы, разумеется. Получив заказ, сделав чертежи и опытные образцы, везет их в Китай. Там местные умельцы изготавливают все в точно установленные сроки и отправляют в Россию. То есть глава фирмы – враг наших мастеров с мебельных фабрик, он лишает их работы, заработка. Но что делать, если в Китае его заказ выполнят с высоким качеством и в ДЕСЯТЬ (так он говорил) раз дешевле, чем в России. Все рады бы поддерживать отечественного производителя, однако... бизнес есть бизнес. А российский производитель, когда глава фирмы говорил ему, что надо бы расценки-то уменьшить, оскорбился в лучших национальных чувствах: “Пусть тебе за такие деньги китайцы работают!”
Они и работают. Получается замкнутый круг.
Точно так же делается импорт. Или это уже не импорт, а российский товар? Из первых рук знаю, как происходит. Едет руководитель российской фирмы в Европу, во Францию-Италию. Закупает самые дорогие и модные одежды, женские, к примеру. Здесь их наши умельцы распарывают, обмеряют, закладывают в компьютер поправки на российскую женскую стать, получают новые лекала-выкройки. И – в Китай...
Итог: легкая промышленность Китая производит китайский товар, китайско-европейский лицензионный товар, а также непонятно какой вроде бы российский товар. И всё это – рабочие места, зарплаты. И опять получается замкнутый круг. Пока мы гордо говорим: пусть отсталые китайцы пашут за горсть риса в день, они захватили наш рынок.
Как следует из последнего социологического опроса, ДВЕ ТРЕТИ россиян отдают предпочтение китайским товарам. Из-за цены, конечно. На наших вещевых рынках есть прилавки-развалы, где любая вещь продается за 100 рублей. Ножи, сумки, фонарики, часы, кошельки, термосы – 100 рублей. Если бы их производил гордый росс, мы бы платили в десять раз больше. Но Рослегпром и не берется. Потому что навечно отстал и состязаться с такой дешевизной не в состоянии. Теперь российские промышленные умы планируют не конкурировать с Китаем, а кооперироваться. Но как это сделать при наших притязаниях на высокую (сравнительно с китайской) зарплату? Ведь китайцы на такую кооперацию не согласятся, потому что дешевый труд - их главное стратегическое оружие. Значит, в государственном масштабе и вполне официально осуществлять “серую схему” моего знакомого фирмача? А это значит, что наше погибшее производство уже не будет иметь шансов на какое-либо возрождение. Наступит мировое разделение труда – китайцы работают, производят россиянам товар, а мы продаем им нефть, газ и лес.
Сосед на наших прогулках с собаками обличает московских снобов, которые воротят нос от китайских автомобилей: “Джип со всеми наворотами, кожаный салон - и в два раза дешевле европейского!” Как я понял, собрался покупать. И сам себя убеждает. Что отражает, между прочим, некую общую перемену в настроениях. Полупрезрительное отношение к “китайскому ширпотребу” сменяется констатацией факта - китайско-европейские товары продаются в так называемых бутиках, как настоящие фирменные, компьютеры китайской сборки и бытовая электроника стали неотъемлемой частью жизни. И, наконец, дело дошло до – смешно сказать – китайских автомобилей. Мы за все годы советской и постсоветской власти так и не сделали легковой машины уровня мирового рынка. В Китае же производство автомобилей за 20 лет выросло в 36 (тридцать шесть) раз и скоро достигнет 10 миллионов в год. Главным покупателем уже стала Россия – только за прошлый год импорт машин увеличился на 400 (четыреста) процентов. А импорт станков - в 5 раз.
Вообще если посмотреть на цифры, оторопь берет. Потому и пишу некоторые в скобках прописью. Только экспорт электроники дает Китаю 400 миллиардов долларов. Здесь нет ни капли нефти и газа, золота и алмазов – только труд, работа. Умелые руки произвели 400 миллиардов долларов. За те же 20 лет производство телевизоров выросло в 20 000 (двадцать тысяч) раз, а производство компьютеров в 46 миллионов раз, то есть с нуля до 46 миллионов штук.
Если бы только о россиянах шла речь, то можно было сделать сноску на российскую неповоротливость. Утешить себя известным: “Зато мы как развернемся, тогда ух, держись!” Но, похоже, весь мир вынужден потесниться. Китайская бытовая электроника – 23 процента мирового рынка, компьютеры – 20 процентов, одежда и обувь – 11 процентов. Китайские металлурги начинают наступление аж на Америку и Европу. Шесть лет назад из-за китайского демпинга в США закрывались несколько металлургических комбинатов. Только за прошлый год поставка китайской стали в страны Европейского Союза выросла на 300 (триста) процентов. А к концу этого года увеличится вдвое по сравнению с прошлым.
Такое же положение и в России. Наши металлургические заводы теряют наш, внутренний рынок. К примеру, поставка насосно-компрессорных труб вообще грозит стать китайской монополией.
С какой стороны ни посмотри – ЗАГАДКА.
Наши коммунисты говорят: видите, что можно сделать под руководством компартии?! Забывая, что они всевластно руководили страной 75 лет – и всё развалили.
Наши либералы-рыночники скептически усмехаются: это же чистой воды феодализм, тамошние олигархи – дети партийных боссов. Забывая, что у нас тоже феодализм, наши олигархи тоже не с улицы пришли - все они выходцы из окружения Ельцина-Гайдара-Путина. А результаты – разные.
Шестнадцать лет назад я написал памфлет, в котором предложил запретить советским людям работать, поскольку от нашего труда один ущерб. И нам, и природе. А позвать иностранцев. Чтобы они еще и платили нам за доставленное им удовольствие. “Литературная газета” напечатала его в клубе “12 стульев”. На полосе юмора.
Открываю нынче почти проправительственную общефедеральную газету и натыкаюсь на фразу, единственную, как будто случайно оброненную, спрятанную в остальном тексте: “Нет ли здравого зерна в идее отдать китайцам в аренду наши замороженные предприятия?”
Где-то я что-то подобное уже читал. Кажется, в летописях. А есть и более поздние произведения, уже из области устного народного творчества.
“Да, господин Брежнев, недооценили мы в свое время китайцев... – сказал Ричард Никсон, - и они покатили свои тачки в разные концы лагеря”. (Анекдот начала семидесятых годов прошлого века.)
“Оптимист изучает английский язык, пессимист - китайский, а реалист - автомат Калашникова”. (Анекдот начала девяностых годов прошлого века.)
Эти анекдоты безнадежно устарели, потому что не угадали хода истории. Китай идет другим путем.
Москва


comments (Total: 2)

И смех и грех. Не знаю, как в Штатах, но в России китайские товары просто дрянного качества. Я лично покупал их одежду - одноразовая, распускаться начинает с первого дня носки. Детские игрушки смотрятся хорошо, но ломаться начинают в первый же день. Те предприятия, которые купили китайские станки, из экономии, об этом пожалели через несколько месяцев - станки развалились. Даже там, где кажется нельзя нагадить в продуктах и там китайцы умудряются отличиться. - Я покупал памело - грейпфрут из Израиля - отличная вещь. Случайно купил из Китая - редчайшая дрянь с погаными семенами. Сейчас китайцы подделывают ивановское постельное бельё линяющей гнилой дрянью собственного производства. Процесс пошёл - люди потихоньку перестают покупать дешёвую китайскую дрянь, а китайцв уже не пишут на товарах гордо: Made in China - пишут сделно в России.

edit_comment

your_name: subject: comment: *
Сергей! Ну китайцы работают не только на Россию, но с таким же успехом и на США. Пройдитесь по американским магазинам...
То, что Вы написали 16 лет назад с юмором о России "... от нашего труда один ущерб. И нам, и природе". - отзывается в Китае, поскольку с резким развитием промышленности там значительно ухудшилась экология.

edit_comment

your_name: subject: comment: *

Наверх
Elan Yerləşdir Pulsuz Elan Yerləşdir Pulsuz Elanlar Saytı Pulsuz Elan Yerləşdir