Укрощение строптивых: кнутом и пряником?

В мире
№47 (605)

Пожалуй, после Иосифа Виссарионовича Сталина, обратившегося в 1941-м к народу: "Братья и сестры!", ни один руководитель государства не повторял этих слов. Теперь их произнес Михаил Николаевич Саакашвили. Причем в сочетании с не менее пронзительной фразой: "Я чувствовал на себе удар каждой дубинки и плакал от слезоточивого газа, однако у государства другие обязанности, и когда нет иного выхода, государство исполняет свои обязанности". Это откровение прозвучало на фоне "подарков", которые с щедростью Санта-Клауса (уже практически сменившего в Грузии Деда Мороза) президент вдруг начал раздавать всем слоям населения.
Еще при чрезвычайном положении, введенном им в стране, Саакашвили практически каждый вечер появлялся на Общественном телевидении – единственном, которому разрешил информационные выпуски. С кем только он ни встречался и каких только распоряжений и обещаний ни давал, идя, как говаривали в советские времена, навстречу пожеланиям трудящихся!
Бизнесменам приказал любой ценой создать 100 тысяч новых рабочих мест, чтобы хоть как-то решить проблему безработицы. Каждой сельской семье распорядился бесплатно раздать по 5 кубометров дров и дал слово до конца будущей весны завезти в села из Белоруссии несколько тысяч тракторов. Заключенным пообещал амнистию, повторив то, что ему уже давно твердят юристы и правозащитники:
"Есть люди, которые сидят за кражу одной курицы и за то, что они отломали от машины зеркало. Им нужна социальная реабилитация. Тюрьма - плохое место, там они могут стать закоренелыми преступниками".
Сейчас в Грузии самое большое за всю историю ее независимости количество зеков – почти 20 тысяч, и на свободу обещают выпустить тысячу из них, а еще 2 тысячам скостят сроки. Это  небывалое для страны событие - за 4 года своего президентства Саакашвили помиловал лишь 65 заключенных.
На встрече с врачами президент признал, что "в медицинской системе, увиденной глазами потребителя, есть изъяны, которые необходимо исправлять". Для этого было обещано, что при приватизации больниц будут бороться с монополизацией, что ни одна больница не будет закрыта, пока не построят новую, а сложная система переподготовки и сертификации медиков будет упрощена и используют ее в исключительных случаях.
Не забыл глава государства и о других представителях интеллигенции. На глазах у тысяч телезрителей он повысил зарплату педагогам. "Амнистируется" фактически разгромленная Академия наук. По новому законопроекту оказавшимся в немилости у государства академикам теперь дадут оклады в 1600 лари ($1000), что в 10 с лишним раз больше средней зарплаты в стране, а членкорам – не менее тысячи лари.
В парламенте заявили о невиданных уступках - академия сама будет утверждать свой устав и "в 3-месячный срок вернет свое имущество, которое находится сейчас на балансе министерства экономического развития". Более того, власти, считающие людей старше 40 лет "отработанным материалом", объявили, что "президент академии не будет ограничен пенсионным возрастом, так как академик именно после 65 лет входит в свою лучшую фазу".
И, наконец, Саакашвили сделал огромный шаг навстречу торговому люду – одному из самых недовольных его правлением. Все торговцы на рынках и ярмарках временно освобождаются от обязательного использования кассовых аппаратов. Именно из-за этого они вступили в долгое и упорное противостояние с властью, и та наконец пошла на уступку. Правда, лишь до 1 июля будущего года.
Ни для кого не секрет, почему президент за короткое время сделал столько "подарков" людям, прямо скажем, не ожидавшим подобной щедрости. До внеочередных президентских выборов осталось всего ничего, и надо было максимально использовать период чрезвычайного положения, при котором оппозиция лишена возможности провозглашать свои, не менее привлекательные программы.
Но этим власти Грузии не ограничились. Они неустанно разъясняют народу, что на митинги его спровоцировали ставленники России, задумавшие ни больше ни меньше государственный переворот. Настаивая на том, что Кремль тайно ввел в Абхазию военные силы, Саакашвили открыто сравнивает нынешние события с 1921 годом, когда Красная армия вторглась в Грузию:
"Я думаю, что в России какие-то определенные правительственные силы действуют точно по принципу, написанному в учебниках. Сначала - имитация восстания в соседнем государстве, а потом - ввод вооруженного контингента в эту страну. Мы это уже проходили". А организатором пророссийского мятежа назван олигарх Бадри Патаркацишвили, хотя сама Россия уже давно объявила его в международный розыск. Впрочем, в грузинских официальных документах опального бизнесмена уже не называют Бадри, а подчеркнуто употребляют имя, записанное в паспорте, – Аркадий. Чтобы было ясно: к грузинскому народу он отношения не имеет. Но именно под своими грузинскими именами часть оппозиционных лидеров объявлена в розыск, а часть вызывается на допросы в качестве свидетелей по делу о попытке вооруженной смены власти. Правда, после 4-часового допроса о контактах прошлых лет с ныне высланным из Тбилиси российским дипломатом бывший госминистр по урегулированию конфликтов Георгий Хаиндрава сам перешел в атаку: " Я требую ответа, почему МВД прослушивало мой телефон и не сообщило мне, как госминистру, о шпионской деятельности советника российского посольства Ивана Волынкина, с которым я не раз встречался по долгу службы? Почему и тогдашнюю главу МИД Саломе Зурабишвили не предупредили, что она встречается со шпионами?".
Ну а что же остальные оппозиционеры, выставившие уже несколько кандидатур на президентский пост? Власти и им пошли навстречу, внеся после длительных переговоров с ними серьезные изменения в Избирательный кодекс. Но оппозиция сомневается, что сумеет воспользоваться этим – она лишена своей главной трибуны, телеканала "Имеди". Лишь через неделю после его закрытия, когда во всем мире, в том числе и на государственных уровнях, звучали призывы и настоятельные рекомендации вернуть Грузии независимое вещание, правоохранители удосужились объяснить свои действия. Причем сделали это самым оригинальным образом. Лишив 13 ноября "Имеди" лицензии на вещание и опечатав здание, гендиректору телекомпании предъявили решение суда, датированное... 7 ноября. "Люди в масках смогли найти меня, чтобы положить лицом на пол, а судебный исполнитель не смог, как он сам сказал, из-за беспорядков", - с горечью констатирует гендиректор. Естественно, 72-часовой срок обжалования решения суда давно истек, и теперь адвокаты "Имеди" подали в Генпрокуратуру иск о возбуждении уголовного дела "по факту преступных действий властей против телекомпании". Но прокуратура в ответ выдвинула такое обвинение, противостоять которому будет трудно даже знаменитому медиа-магнату Руперту Мэрдоку, на год принявшему у своего партнера Патаркацишвили владение телекомпанией. Не успел Мэрдок обратиться за помощью к Джорджу Бушу и Кондолизе Райс, а принадлежавшая ему News Corporation заявить, что обвинять ее в подготовке переворота в Грузии "в высшей степени смехотворно", как грузинские власти сделали очень сильный ход. Как только в стране сняли чрезвычайное положение, по всем каналам показали записи телефонных разговоров, из которых следует, что оппозиционеры планировали завершить митинг жертвами, как это было 9 апреля 1989 года, а журналисты "Имеди" знали об этом и сознательно сзывали народ на бойню. А еще телезрители увидели, как в офисе охраны телекомпании полиция находит оружие и боеприпасы, приготовленные для незаконных вооруженных формирований, которые должны были вступить в дело в "нужный момент". Прозвучали и признания задержанных о том, как охрана "Аркадия" и "Имеди"искала людей для этих формирований, причем среди бывших кэгэбешников из команды скрывающегося в России Игоря Гиоргадзе. Так что участие в подготовке вооруженного переворота вроде бы налицо.
В общем ясно, что "Имеди" еще долго не выйдет в эфир, и не только из-за того, что спецназовцы уничтожили значительную часть ее аппаратуры. А именно это может сказаться на дальнейших отношениях власти и оппозиции, которая заявляет, что не мыслит избирательной кампании без "Имеди" и даже может отказаться от участия в выборах. Ее лидеры объявили, что оставляют за собой право использовать все возможности, предоставляемые Конституцией, чтобы выборы и предвыборная кампания прошли в равных условиях. А это значит, что народ вновь могут вывести на улицы. Сама же "Имеди" против того, чтобы из-за ее закрытия начались очередные акции протеста – она не хочет "стать причиной для осуществления властями новых репрессий". Но пока оппозиция против чего-то протестует, чего-то добивается и в чем-то определяется, Саакашвили фактически уже вовсю ведет избирательную кампанию. Поэтому можно ждать новых "подарков" от власти и после того, как, согласно Конституции, за 45 дней до выборов президент подаст в отставку. Его команда сможет удовлетворять часть накопившихся у народа требований вплоть до дня голосования – 5 января.


Наверх
Elan Yerləşdir Pulsuz Elan Yerləşdir Pulsuz Elanlar Saytı Pulsuz Elan Yerləşdir