СВЯЩЕННАЯ ВЕСНА НЬЮ-ДЖЕРСИЙСКОЙ ОСЕНИ

Культура
№45 (603)

Игоря Стравинского называют одним из наиболее ярких композиторов двадцатого века,  Валерия Гергиева - одним из лучших дирижеров века двадцать первого. Под сенью демонических гергиевских крыл двадцать девятого ноября в нью-джерсийском Государственном театре (Нью-Брунсвик) пройдет представление двух гениальных произведений Стравинского - «Жар-Птица» и «Весна священная».
Уверена: после этого Нью-Брунсвик уже никогда не назовут просто симпатичной американской провинцией...
Современники считали Стравинского композитором мира. Рожденный в России, он учился у знаменитого композитора Николая Римского-Корсакова, потом оказался в Париже, накануне войны перебрался в Америку, где и закончил свои дни. В его творчестве было место и модерну, и неоклассике, и авангарду, и американскому джазу, и фольклору... В Париже начинающий композитор был замечен Дягилевым, который предложил молодому и дерзкому музыканту, увлекавшемуся одновременно модерном и фольклором, сочинить музыку к балету на сказочный сюжет. Первоначально «Жар-Птицу» заказывали Лядову, но он захворал. Несколько смущенный тем фактом, что его нанимают вместо знаменитости, а также отчасти скованный «не своей» фабулой, молодой Стравинский тем не менее взялся за работу. День его славы имеет точную календарную отметку: 25 июня 1910 года, премьера «Жар-Птицы» в рамках знаменитых дягилевских «Сезонов». Причудливая и «нарядная» сказочная музыка, смелое обращение композитора к тому, что некогда было принято считать «низовым», простонародным, привели публику в неописуемый восторг.
Кто мог знать, что от этого восторга до грандиозного премьерного скандала пройдет три неполных года... За «Жар-Птицей» последовал раскованный лихой «Петрушка» - в этом балете сказку заменили уличная вольница, ухарство гуляющей толпы, поэтизация которой так же, как подчеркнутая самоценность русского фольклора, пришлась слушателям по душе: ни авангардом, ни «фолком» в искусстве тогда еще не пресытились. А потом наступило время «Весны священной» - нового балета, у которого имелся выразительный  подзаголовок «Картины языческой Руси». Стравинский вновь истово открещивался от сюжета, называя действо исключительно «религиозной церемонией», - но бессюжетной языческую Русь представить еще сложней, чем бессюжетную сказку.
Обычаи старой Руси суровы: чтобы задобрить божество и вызвать наступление весны, надлежит принести в жертву молодую девушку - естественно, самую красивую из древнего племени. Мудрецы под руководством Старейшего-Мудрейшего делают свой страшный выбор и наблюдают, как танцует приговоренная к смерти. Она обязана быть счастлива, а что творится в ее измученном сердечке - мог сказать только язык танца. Героиня затанцовывает себя до смерти - и долгожданная весна приходит. 
Это была странная музыка: она изобиловала диссонансами, причудливыми неожиданными ритмами, отличалась политональными построениями - тем постижимее буйство древней стихии, ощущение слияния человека с природой. Но это понимает и чувствует современный зритель, а тогда под занавес последовало нечто абсолютно не предсказуемое заранее. Зрители выли, визжали, улюлюкали, требовали вызвать психиатра... Судя по отзывам, появившимся в прессе на следующий день, хореография солировавшего Вацлава Нижинского была воспринята как «дикая».
Скандал не плавно, но неуклонно перешел в сенсацию. Сегодня «Весна священная» принадлежит к числу лучших современных мировых балетов.
...Симфонический оркестр Мариинского театра - наследник первого оркестра Санкт-Петербургской оперы: он имеет более чем двухвековую историю. Сегодня это не только один из лучших оперно-балетных оркестров, но и один из самых ярких концертно-симфонических коллективов мира. Валерий Гергиев сменил Юрия Темирканова на посту главного дирижера в 1988 году...

“Гергиев несёт на своих плечах непропорционально большую часть современного музыкального мира. Под его руководством Мариинский театр стал одной из наиболее почитаемых (и записываемых) оперных трупп мира”.
The New Yorker (апрель 1998)

“Мы все восхищаемся Валерием Гергиевым за его поистине вдохновляющее исполнительство, которое, наряду с его невероятной энергией, страстью к музыке и чудесными дружескими качествами, вознесло его на исключительную вершину в музыкальном мире.”
The Guardian (24 мая 2005)
 
Валерий Гергиев окончил Ленинградскую государственную консерваторию им. Римского-Корсакова по классу симфонического дирижирования у профессора Ильи Мусина. В 23 года одержал победу на конкурсе дирижеров имени Герберта фон Караяна в Берлине и еще студентом консерватории был приглашен в Кировский театр.
В возрасте 35 лет Валерий Гергиев был избран художественным руководителем оперной труппы, а с 1996 года является художественным руководителем-директором Мариинского театра.
На протяжении всех лет служения театру главное стремление маэстро остается неизменным – превратить труппу Мариинского театра в лучшую труппу мира. Последние полтора десятилетия – время неслыханного расширения репертуара. Среди самых ярких событий – возвращение на петербургскую сцену опер Вагнера “Лоэнгрин”, “Парсифаль”, “Летучий Голландец”, “Тристан и Изольда”. Беспрецедентна единственная в России полная постановка тетралогии “Кольцо Нибелунга”.
Валерий Гергиев – инициатор создания и художественный руководитель многих международных музыкальных фестивалей, в числе которых фестиваль в Миккели (Финляндия), фестиваль Красного моря (Эйлат), Роттердам Филармоник-Гергиев фестиваль (Голландия), Московский Пасхальный фестиваль. Гергиев - вдохновитель и душа ежегодного фестиваля “Звезды белых ночей” в Санкт-Петербурге, организованного им в 1993 году. В сезоне 2004–2005 гг. Валерий Гергиев выступил инициатором проведения мировой серии благотворительных концертов под названием “Беслан. Музыка во имя жизни”. Под руководством маэстро концерты состоялись в Нью-Йорке, Париже, Лондоне, Токио, Риме и Москве.
Валерию Гергиеву принадлежит идея творческого сотрудничества Мариинского театра с крупнейшими оперными сценами мира, среди которых Метрополитен-опера, Королевский оперный театр Ковент Гарден, театр Карло Феличе, Опера Сан-Франциско, театр Ла Скала, Новая Опера Израиля, театр Шатле.

С 1995 года маэстро – главный приглашенный дирижер Роттердамского филармонического оркестра, с 1997 по 2002 он являлся главным приглашенным дирижером нью-йоркской Метрополитен-оперы. С 1 января 2007 года Валерий Гергиев занял пост главного дирижера Лондонского симфонического оркестра.
Художественные достижения маэстро Гергиева принесли ему многочисленные звания и награды. Валерий Гергиев – народный артист России (1996), лауреат Государственной премии России за 1994 и 1999 годы. В 1994 году жюри международной организации International Classical Music Awards присвоило ему титул “Дирижер года”. Неоднократно ему как лучшему дирижеру года, присуждалась высшая театральная премия страны “Золотая маска” (с 1996 по 2000 г.). В 1998 году за выдающийся вклад в музыкальную культуру Philips Electronics вручил ему специальную премию, которую он передал на развитие Академии молодых певцов Мариинского театра. Валерий Гергиев также удостоен правительственных наград Германии – Крест первого класса “За заслуги”, Италии – орден Grand Ufficiale, Франции – орден LґOrdre des Arts et des Lettres. В 2002 году ему присуждена премия Президента России за выдающийся творческий вклад в развитие искусства. В марте 2003 года маэстро удостоен почетного звания “Артист мира ЮНЕСКО”.
Валерий Гергиев – один из величайших дирижеров. В 1988 году он стал художественным руководителем Кировского театра в Санкт-Петербурге. На следующий год рухнул коммунизм, и целое десятилетие, в разгар гангстерского хаоса посткоммунистической России, он провел, поддерживая свой театр – ныне известный по досоветскому названию Мариинский – на плаву. Ему это удалось.
В 1996 году он также возглавил балетное отделение Кировского театра, а в 1997-м стал первым приглашенным дирижером в нью-йоркскую Metropolitan Opera. Но позабыть, что делается в родном доме, - значит не быть Гергиевым. Когда во время ужасного пожара в Мариинском театре пострадали декорации к 30 спектаклям, он решил сохранить программу и собрать за границей деньги для того, чтобы покрыть незастрахованную потерю в 15 млн долларов. Собрал.
На следующий год чеченские террористы захватили школу в Беслане. Погибло более 330 человек, половина из них – дети. На этот раз Гергиеву предложить было нечего - кроме творчества. Он дал концерт с Мариинским оркестром в Лондонском Колизее в память о погибших в Беслане.
“Маэстро Гергиев дирижирует со ставшей уже привычной увлечённостью и адреналином. Он может увлечься, а это для дирижёра – качество очень ценное.
Кировский оркестр был на высоте – большую часть сольных инструментальных фрагментов можно назвать просто блестящей: свой высший класс продемонстрировали трубач, кларнетист, концертмейстер. Также нужно отметить ударника – он был должным образом неудержим”.
(Джей Нордлингер. Занятой, увлечённый дирижёр // The New York Sun. 14.03.2006).

...Это необыкновенно заманчиво - идти на концерт оркестра одного из лучших театров мира, где  музыканты «должным образом неудержимы». Чтобы нам, зрителям, оказаться должным образом причастными...


Наверх
Elan Yerləşdir Pulsuz Elan Yerləşdir Pulsuz Elanlar Saytı Pulsuz Elan Yerləşdir